Движение и речь. Веселая логоритмика.
консультация по логопедии

Купчина Римма Юрьевна

Консультация для педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений в группах детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_i_rech._veselaya_logoritmika.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

        Учитель  - логопед

                                                                                   Купчина Р.Ю.

ЦЕЛЬ:      

Систематизировать знания педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений в группах детей дошкольного возраста.

Показать некоторые логоритмические игры.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ:

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

Исследования показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и тело. Значит, систематические упражнения по тренировке движений  рук, ног, головы являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания.  Основополагающий принцип проведения  логоритмики – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, работа над  дыханием и развитием силы голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды. Так, логоритмика служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия. Логоритмические занятия способствуют воспитанию таких личных качеств, как: подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм; воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Задачи логопедической ритмики определяется как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

Методами логоритмики в доступной и интересной форме у детей развиваются  общие речевые навыки  такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Основные задачи логоритмики:

1. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

2. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей;

3. Активизация всех видов внимания и памяти;

4. Развитие артикуляционной и мимической моторики;

5. Формирование фонематического слуха;

6. Коррекция речевых нарушений.

Логоритмика  включает в себя следующие элементы:

- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения на развитие общей моторики;

- вокально–артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

- песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;

- упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить 2 направления: 

1.Развитие, воспитание, предупреждение и коррекция неречевых процессов: слухового внимания и слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, общее оздоровление и укрепление организма, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

 Особенности организации: сюжетно-тематическая организация и разнообразие в преподнесении материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в речевом развитии и в развитии ребёнка в целом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ:

деревцо

Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)

Ветерок всё тише-тише,
(плавно опустить руки)

Деревцо всё выше-выше.
(поднять руки и тянуться вверх)


физкульт-привет

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)


бабочка

Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки)


водичка

Водичка, водичка,
(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико.
(ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)

Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.
(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)


кулачок

Как сожму я кулачок,
(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.
(поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,
(распрямить кисть)

Положу на ножку.
(положить руку на колено ладонью вверх)

снег

Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)

«Муравьиная зарядка»

Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),

Потянулись (встают, потягиваются).

Встали прямо ( опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек!

Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

веселая логоритмика

Движение и правильная речь-залог здоровья и успеха!...

«Веселая логоритмика»

Познавательное-речевое развитие дошкольника через логоритмику...

ЛОГОРИТМИКА РАЗВИТИЕ РИТМА ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко Под редакцией Л.И. Беляковой Серия «Логопедические технологии» ООО «Национальный книжный центр» Москва 2011

Учебно-методическое пособие по логоритмике    http://www.bimlim.ru/CAT_Logoritmika-Razvitie-ritma-dvijeniy-i-rechi-u-detey-s-zaikaniem.html2011 г., твердая обложка, 184 страницы.В пособии пр...

Презентация "Веселая логоритмика "

Презентация для детей среднего дошкольного возраста...

Веселая логоритмика Котик

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками. Ежедневное выполнение различных по своему характеру логоритмических у...

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"...

Буклет по логоритмике для родителей: Веселая логоритмика для ваших детей!

Представлена основная информация о том что такое логоритмика...