Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи
статья по логопедии

Пахомова Светлана Анатольевна

Этапы логопедического воздействия, их цели, задачи, способы достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Коррекционная работа строится в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения и восприятия звуков.

Всем очевидно, что для достижения наилучшего результата, необходимо постоянное разностороннее воздействие на ребенка. Именно поэтому надо подключать к работе педагогов, воспитателей, родителей.

Надо организовать предметно – развивающую среду так, чтобы дети могли комфортно чувствовать себя, модифицируем традиционные материалы так, чтобы они отвечали индивидуальным интересам и потребностям детей. Делать их активными участниками процесса, способствовать развитию умения работать индивидуально и в партнерстве. Участие семьи является обязательным условием обеспечения качества образования. Надо выстраивать партнерские отношения с родителями, чтобы обеспечить максимальную коррекционную поддержку детям, удовлетворить их потребности в коррекционной работе.

«Школа для родителей» дает нам возможность в непринужденной, «домашней» обстановке обучить родителей навыкам работы с детьми. Показать им, как грамотно «поиграть» с малышом, как построить диалог, на что обратить внимание. Тематика индивидуальных консультаций определяется в зависимости от имеющихся у ребенка проблем. Можно пригласить на беседу и коллег, и родителей.

Очень удобны в работе визуальные средства информации: стенды, папки-передвижки, информационные листы. С ними можно ознакомиться в удобное время. Информация может быть адресована и педагогам, и родителям. Для осуществления преемственности в работе с педагогами и воспитателями, хорошо проводить «Педагогические встречи», где на профессиональном языке надо обсуждать решение поставленных задач. 

Система логопедического воздействия по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы включает следующие этапы: нарушение речь произносительная дизартрия

Начальный ( подготовительный) этап

Основной этап

Заключительный этап

Подготовительный этап: Основная цель данного этапа развитие фонематического слуха.

На данном этапе решаются следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.

На начальном этапе работы действия детей ограничиваются реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши), предъявления карточек с условными обозначениями (красный квадрат - гласный звук, синий квадрат - твердый согласный, зеленый квадрат - мягкий согласный звук и др.), картинок, и т.п.

Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.

При развитии слухового восприятия, внимания, памяти. Сначала внимание учащихся обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Логопед объясняет учащимся, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают определение источника звучания (что звучало?).

1. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.

2. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.

Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.

Логопед называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится.

Для отработки различения высоты, силы и тембра голоса можно использовать следующие игры.

Знакомство детей с понятиями: гласный – согласный, звонкий – глухой, твёрдый – мягкий происходит на основе собственных ощущении ребёнка при произношении звука и при предъявлении карточек или картинок с условными обозначениями. Карточки и картинки используются разнообразные, в зависимости от возраста ребёнка и фантазии логопеда.

Логопедами широко используются артикуляции звуков в графическом изображении. При изучении гласных и согласных звуков используют изображение человечков – «звуковичков». На гласных звуковичках указывается положение губ при произношение звуков. Согласные звуковички отличаются одеждой: синяя – твёрдый звук, зелёная – мягкий звук, шляпка с колокольчиком – звонкий звук, без колокольчика – глухой звук. Для детей младшего школьного возраста используются обозначения открытых или закрытых губ, красный, синий или зеленый квадраты, колокольчик – звонкий звук, зачёркнутый колокольчик – глухой звук. При закреплении и дифференциации данных понятий широко используются разнообразные картинки: разноцветные зонтики, замки ил домики, грибочки, разноцветный паровозики, воздушные шары и т.п. Закреплению данных понятий могут помочь стихи.

Для профилактики нарушений произносительной стороны речи следует соблюдать некоторые правила:

??Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок слышал вокруг себя правильную речь. Если в окружении есть кто-то с дефектами звукопроизношения, аккуратно объясните ребенку, что лучше учиться говорить как «другой человек», тот у кого звуки правильные.

??Старайтесь не «облегчать» ребенку жизнь, кормя его мягкой пищей. Не нужно чистить огурчик, перетирать в пюре яблочко – человек должен жевать, чтобы тренировались и мышцы артикуляторного аппарата в том числе. Если ребенок не жует пищу в детстве – он будет «жевать» слова позже.

??Старайтесь не «сюсюкать» с ребенком, т.е. не пользуйтесь смягченными вариантами звуков, детским произношением – мячик, а не «мясик», коза, а не «козя». Ребенок во всем подражает взрослым, и в речи тоже.

??Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Учите ребенка завязывать узелки, шнуровать ботинки, застегивать мелкие пуговицы. Воспитатели детских садов, которые просят родителей покупать обувь на липучках, оказывают детям «медвежью услугу». Дело в том, что в коре головного мозга моторные центры речи и пальцев правой руки расположены рядом, и при развитии центра, управляющего пальцами руки, происходит усиление кровоснабжения и соответственно центра речи. Кстати, завязывать шнурки ребенок должен уметь уже в 4 года.

??Посмотрите на сроки появления звуков у ребенка в норме. Обратите внимание, что не положено ребенку в обязательном порядке с трех лет произносить Р.

- Причины, наследуемость. Звукопроизношение не наследуется, оно приобретается ребенком в процессе обучения. Иначе мы не могли бы говорить на иностранных языках. Иногда даже дефект произношения родителя, выполняющего домашние задания с ребенком по заданию логопеда, не мешает успешной логопедической работе – главное ее правильно организовать.

- Иногда ребенок неправильно произносит звуки в силу недостаточности внимания (слухового, двигательного, зрительного), повышенной подвижности и неусидчивости. Иногда ребенок не считает нужным обращать внимание на то, правильно ли он говорит – т.е. не имеет мотивации. Или наоборот осознанно стремится разговаривать как маленький. В таких случаях для повышения эффективности логопедической работы может понадобиться консультация у психолога, который поможет создать мотивацию ребенка, выяснить причину нежелания ребенка говорить правильно.

Люди работающие с детьми, имеющими нарушения произносительной стороны речи, должны учитывать, что интенсивность речевого развития ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей его общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы. Воспитатели и родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

На начальных этапах предусматривается работа по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж, логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания. Обязательным элементом логопедической работы является развитие мелкой моторики рук.

Таким образом, людям (педагогам, логопедам и родителям), работающим с детьми, имеющими нарушения произносительной стороны речи, рекомендуем следующие коррекционные мероприятия:

1.Основное внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности артикуляционного аппарата.

2.Учитывать личностные особенности детей.

3.Сочетать дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастику с логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

4. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

5.Использовать изложенную выше методику исправления звукопроизношения, но требует больших сроков и последовательного применения системы специальных упражнений, а также работы над речью в целом и над личностью ребенка.

6. Решать задачи логопедического воздействия:

а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

б) преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;

в) создать взамен их новые – правильные;

г) закрепить новые навыки до степени автоматизации.

7. В логопедической практике использовать несколько видов массажа:

1)дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж,

основанный на приемах классического массажа;

2)точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);

3)массаж с применением специальных приспособлений или «зондовый» массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т.п.);

4)элементы самомассажа;

5) дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Совместная работа логопедов, родителей и педагогов будет успешна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей

Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы,  которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи"

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи" раскрывает проблему создания прочной физиологической базы для развития и формирования прави...

Консультация для родителей на тему: «Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителейна тему:«Нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста»....

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"...

Этапы коррекционной работы при нарушениях произносительной стороны речи

Этапы коррекционной работы при нарушениях произносительной стороны речи...

«Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточность иннервации речевого аппарата"

Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата,  отличаются трудностя...