2 Использование элементов технологии Воскобовича В. В. «Сказочные лабиринты игры» в работе учителя – логопеда
материал по логопедии

Востокова Надежда Николаевна

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов технологии Воскобовича В. В.

«Сказочные лабиринты игры» в работе учителя – логопеда

В логопедической литературе отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи разного уровня, разработаны научно- методические аспекты применения игры, как коррекционного средства (В.И. Селивёрстов, Т.Б. Филичева). Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций.

Использование развивающих игр в коррекционно - педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, имеется совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей  «Сказочные лабиринты игры.» В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр – интерес - познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности «Сказочных лабиринтов» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый - ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально - творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

И здесь на помощь учителю-логопеду приходят развивающие игры в педагогическом процессе, что  позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к речевой игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах – и самостоятельной.

Развивающие игры В. Воскобовича, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий.

Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. Воскобовича позволяет использовать их для решения различных проблем – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи разного уровня.

Одна из игровых технологий Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствуют требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают.

В моей практике применение игровой технологии В. Воскобовича адаптировано с учётом особенностей психического и речевого развития детей с  ФФНР, ОНР.

"Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игра плюс сказка). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В сюжеты методических сказок органично вплетается система заданий, упражнений, вопросов. Ребёнок слушает сказку и по ходу сюжета выполняет задания.

Данные сказки я адаптировала для артикуляционной гимнастики, для автоматизации звуков в речи, формирования лексико-грамматических категорий с постоянным и постепенным усложнение игр («по спирали» от простого к сложному). В результате такого подхода развивается речь и неречевые психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, мелкая моторика. Такой подход позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в любой игре добиваться того или иного «предметного» результата.

Развивающие игры В. В. Воскобовича позволяют: осуществлять дифференцированный подход. Позволяет разнообразить способы подачи игрового материала. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Игры В. В. Воскобовича (в коррекционно-логопедической работе) развивают моторику кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, творчество. Это такое пособие как «Шнур – ЗАТЕЙНИК» -ориентировка в пространстве, совершенствование интеллекта, подготовка к обучению чтению.

«Конструктор БУКВ» - тактильный и оптический анализ букв, подготовка к обучению грамоте, совершенствование интеллекта, развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

 «Шнур – ГРАМОТЕЙ»  - знакомство с буквами и их запоминание, чтение придуманных и написанных взрослыми слов, самостоятельное написание слов, развитие мелкой моторики.

«ЧИТАЙ-КА на шариках» - формирование интереса к чтению, различение звонких и глухих согласных, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, слоговое чтение, конструирование и чтение слов, расширение словарного запаса, освоение содержания слов, словотворчество Развитие операций логического и творческого мышления Игры: «Что общего?» «Замени звук» «Подбери пару» «Аукцион слов» «Придумай слово».

 «Лабиринты букв» «Лабиринты цифр» «Лабиринты с предметами» «ИГРОВИЗОР» Виды заданий: - выделение - соединение - обводка по контуру - штриховка - дорисовка, рисование

«Коврограф ЛАРЧИК» - развитие сенсорных способностей, составление алгоритмов, развитие психических процессе, использование в коррекционных целях.

 «Волшебные дорожки» -  обучение грамоте развитие фонематического слуха развитие навыков звуко - буквенного анализа и синтеза, первоначальных навыков чтения «Cоставь схему»

Кораблик «ПЛЮХ - ПЛЮХ» -  формирование слоговой структуры слова, формирование фонематического восприятия.

Хочется отметить то, что развивающие игры В.Воскобовича, наталкивают учителя-логопеда видоизменять, модифицировать игры и подстраивать под свою коррекционную индивидуальную работу, что облегчает подбор и поиск эффективных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»...

использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...

Мастер-класс на тему: "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в работе с дошкольниками"

       В рамках мастер-класса "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкол...

Мастер-класс «Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкольниками по развитию речи»

Мастер-класс раскрывает возможности пособия технологии В.В.Воскобовича кораблик "Плюх-плюх" в работе с детьми дошкольного возраста в рамках образовательной области "Речевое развитие&quo...

Мастер-класс для родителей (законных представителей) Тема: «Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкольниками»

Мастер-класс предполагает практическое знакомство родителей (законных представителей) с игровым пособием технологии В.В. Воскобовича "Кораблик "Плюх-плюх". Данное пособие обладает огром...