Логопедическое обследование
статья по логопедии

Оксана Геннадьевна Карпова

Как проводится логопедическое обследование дошкольника и речевая карта школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_doshkolnika.docx18.61 КБ
Microsoft Office document icon obsledovanie_shkolnika.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка

Логопедическая диагностика

Проводится обследование состояния речи   ребенка по следующим направлениям:

  • произносительная сторона
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
  • мелкая моторика рук

Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

  • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.) 
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток) 
  • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
  • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
  • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего) 

При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
  • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
  • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
  • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
  • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
  • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
  • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит) 
  • Классификация предметов:
  • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
  • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений по опорным словам.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости   логопедической  помощи.

Литература:

  • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей” изд-во “АРКТИ” 2009 г.



Предварительный просмотр:

                    Схема логопедического обследования

                                         школьника

  1. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя……………………………………………………………………………………...

Дата рождения……………………………………………………………………………………..

Школа……………класс…………………………………………………………………………..

Национальность…………………..родной язык…………………………………………………

На каком языке говорят в семье………………………………………………………………….

Домашний адрес, телефон………………………………………………………………………..

Дата обследования………………………………………………………………………………..

  1. АНАМНЕЗ

Мать ( ф.и.о)……………………………………………………………………………………….

Отец ( ф.и.о)……………………………………………………………………………………….

Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических

заболеваний  речевых нарушениях (особенно дислексии, дисграфии)………………………..

……………………………………………………………………………………………………...

       Протекание беременности

возраст матери к моменту рождения ребенка…………..от какой беременности…………….

угроза выкидыша………………………………………………………………………………….

заболевания во время беременности:

                хронические (сердечно-сосудистые, почек, печени, эндокринные)

                инфекционные (краснуха, грипп)

                принимаемые лекарства

                резус-фактор (конфликт, совместимость)

                токсикозы

травмы, падения…………………………………………………………………………………...

психозы…………………………………………………………………………………………….

       Протекание родов

роды ( N, преждевременные, срочные, стремительные, затяжные)

стимуляции (механическая, химическая, электростимуляция)

когда закричал ( сразу, через несколько секунд, минут)

асфиксия ( синяя. белая)

резус-фактор (совместимость, резус-конфликт)

родовые травмы (переломы, кровоизлияния)

наличие опухолей

вес при рождении………………………………рост……………………………………………………...

      Вскармливание

на какой день началось кормление………………………………………………………………

как взял грудь (активно, не взял, с помощью)…………….как сосал………………………….

были ли срыгивания……………………….были ли поперхивания……………………………

вскармливание грудью до……….последующее вскармливание ( смешанное, искусственное)

выписка из роддома на ………………день

доп. прибытие в роддоме, причина………………………………………………………………

     Перенесенные заболевания

до года……………………………………………………………………………………………..

после года………………………………………………………………………………………….

инфекции…………………………………………………………………………………………..

ушибы, травмы головы……………………………………………………………………………

судороги при высокой температуре……………………………………………………………...

    Раннее психомоторное развитие

держит голову с …………..( N с 1,5 мес)                    первые зубы с……………..( N 6-8мес)

сидит с……………..( N с 7,5 мес)                                к году зубов………………..

стоит с …………….( N с 8 мес)                                   ходит с…………………( N с 12 мес)

   Данные о развитии речи ребенка

гуление……………( N с 2 мес)                                   первые слова……………( N с 10 мес)

гуканье……………( N с 3 мес)                                   первые фразы…………..( N с 1-1,5 г)

лепет………………( N с 6мес)

прерывалось ли речевое развитие………………………………………………………………..

характерные особенности понимания речи окружающих……………………………………...

……………………………………………………………………………………………………...

речевая среда (дефицит речевого общения, норма)…………………………………………….

занимались ли с логопедом……………………………………………………………………….

где, когда, результат……………………………………………………………………………....

ВЫВОД:

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

                             Логопедическое обследование

     3.СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

гласные ( а, о, у, ы, и, э)…………………………………………………………………………...

свистящие ( с, с’, з, з’)…………………………………………………………………………….

шипящие ( ш, ж, щ)………………………………………………………………………………..

аффрикаты ( ц, ч )…………………………………………………………………………………

соноры ( л, л’ , р, р’, м, м’, н, н’, I) ………………………………………………………………

йотированные ( я, е, ё, ю)…………………………………………………………………………

звонкие и глухие (б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, з-с)…………………………………………………...

твердые и мягкие согласные……………………………………………………………………...

ВЫВОД:

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………..

4. ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ЗВУКО-            

         СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА

1 – сыр, снег, текст,

2 – рога, весна, гнездо,

3 – сенокос, картофель, звездочки, космонавт, чистильщик,

4 – государство, электричка, разведчики, сковородка, простокваша,

5 – экскаваторщик, милиционер, велосипедист.

……………………………………………………….

ФРАЗЫ

Милиционер едет на мотоцикле.

В аквариуме плавают красные рыбки.

Волосы подстригают в парикмахерской.

………………………………………………………

ВЫВОД:

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

     5. АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

верхней челюсти (прогнатия)

нижней челюсти (прогения)

прикус (передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прямой, глубокий)

зубов (отсутствие, мелкие, редкие, неровные, неправильной формы, расположены вне                                              

            челюстной дуги, двойной ряд, диастема)

языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая подъязычная складка, географический)

твердого неба (готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелин)

мягкого неба (укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка или его

           отсутствие)

губ (короткая верхняя губа, толстая отвислая нижняя губа, наличие рубцов)

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     6. ОСОБЕННОСТИ РУЧНОЙ И РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

Ручная моторика

определение ведущей руки…………………………….

                             ноги…………………………

                             глаза…………………………….

выполнение пробы Хеда  (перекрестный показ – левой рукой правое ухо, показ названных

частей тела напротив сидящего человека)………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………...

оптико-кинестетическая организация движений

большой и указательный пальцы соединить в кольцо

……………………………………………………………

согнуть пальцы в кулак, выпрямив указательный и средний пальцы

……………………………………………………………

динамическая организация движения пальцев

перебор пальцев (поочередное соединение всех пальцев с большим) выполняется одновременно двумя руками, вначале медленно, затем быстро

…………………………………………………………..

игра на рояле (поочередное прикосновение пальцев к столу) вначале одной рукой, затем двумя……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

Графомоторные навыки (продолжи ряд)

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     Речевая моторика

Мышцы лица                                                   Челюсти

нахмурить брови                                               широко открыть закрыть рот

поднять брови вверх                                         подвигать челюстью в разные стороны

зажмурить глаза                                                Губы

спокойно открыть и закрыть глаза                 улыбнуться

по очереди закрыть П и Л глаз                        хоботок

надуть щеки                                                      улыбка-хоботок

втянуть щеки                                                    поднять верхнюю губу вверх

надуть их по очереди                                   опустить нижнюю губу вниз

Язык                                                             оскал

широкий язык на нижней губе                   Мягкое небо

жало, иголочка                                             отрывисто на твердой атаке

лопата-жало                                                  голосом произнести /а/  

широкий язык наверх и вниз                      широко открыть рот и зевнуть (покашлять)

вкусное варенье

лодочка

чашечка

поцокать

маятник

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     7.ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Характеристика дыхания

  тип дыхания (диафрагмальное, грудное, брюшное, смешанное)

  объем дыхания…………………………………………………….

  продолжительность речевого выдоха……………………………

Характеристика голоса

  сила (тихий, громкий, глухой, затухающий)

  высота (высокий, низкий, соответствует возрасту)

  тембр (хриплый, сиплый, резкий, наличие или отсутствие носового оттенка)

  выразительность  (N. маловыразительный, монотонный)

Просодика

  темп речи (N, замедленный, очень быстрый)

  ритм речи (N, аритмия)

  употребление основных видов интонаций

  употребление пауз в потоке речи (N, излишнее часто, излишнее редко)

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     8. СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

состояние биологического слуха (из мед. карты)

……………………………………………………………………………………………………

состояние восприятия речи ( в процессе беседы)

……………………………………………………………………………………………………...

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     9. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

                 (дифф. звуков пол противопоставлению)

Повторить серию слогов

ба-па    га-ка     та-да     за-са     са-ша     са-ца     жа-ша     за-жа     ша-ща

па-ба    ка-га     да-та     са-за     ша-са     ца-са     ша-жа     жа-за     ща-ша

ча-тя    ща-ча     ся-ща     ба-па-ба     га-ка-га     да-та-да     за-са-за

тя-ча    ча-ща     ща-ся     па-ба-па     ка-га-ка     та-да-та    са-за-са

са-ша-са     жа-ша-жа     ча-тя-ча     ша-ча-ша     ща-ша-ща     ца-са-ца

ша-са-ша    ша-жа-ша     тя-ча-тя    ча-ша-ча      ша-ща-ша     са-ца-са

Слова синонимы (повторение, показ картинки, раскладывание под соотв.ж звукам буквам)

почка-бочка           кора-гора              рак-лак                          свет-цвет

пил-бил                   сова-софа             жарить-жалить         читать-считать

трава-дрова          лодка-водка         сор-соль                         суп-зуб

тело-дело              галька-гайка        баран-варан                   шить-жить

кочка-кошка         вечер-ветер          миска-мишка                сыр-жир

плюс-плющ            нос-ночь               роза-рожа                     мишка-мышка

лук-люк

Придумать предложения со словами квазиомонимами.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

   10. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Синтаксические операции

* анализ предложения на слова  (определить количество, последовательность и место

                                                        слов в предложении)

        Маша любит рисовать.

        Мама купила дочке книгу.

       У нашего дома растет сосна.

       Мои друзья хорошо катаются на лыжах.

       Из леса вышел старик с большой корзиной

* составление предложений из слов в начальной форме, порядок слов не изменен

       Мальчик, рисовать, картина………………………………………………..

       Мышка, набрать, в, норка, зерно…………………………………………..

* порядок слов изменен

       В, пойти, ребята, лес………………………………………………………..

      Белка, дупло, в, собирала, норка, зерно…………………………………..

* придумать предложения с данными словами

     дорога…………………………………………………………………………..

     друзья…………………………………………………………………………..

     доброта………………………………………………………………………..

     веселый…………………………………………………………………………

Слоговой анализ и синтез

  * определить количество слогов в слове

мать…………поднос…………веселее…………кровать…………ласточка……………

  *  определение места слога в слове

Где в слове «малина» стоит слог – ма- , в начале, середине, или в конце?

В слове ежики (-жи-), котята (-та-), дикобразики (-ра-)

 *  выделение слога на фоне слове

     Услышишь слог –ша- (-ры-,-кру-) подними руку.

шахматы    горы    крупа    шары    окуни    крыша    крутить    рыба

  * назвать слово, произнесенное по слогам

ско-во-ро-да, ка-на-ва, те-ле-фон, ко-те-нок, по-то-лок, бу-ма-га, за-мо-ро-жен-ный

Нас-ту-пи0ла вес-на.

На сто-ле ле-жат кни-ги.

На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

 * составить слово из слогов

прямой порядок слогов

   ок-но, вес-на, кро-вать, кол-ба-са, ма-лы-ши, ка-ран-да-ши

неправильный порядок слогов

  хи-му…………………ка-зер-ло…………………цы-спи…………………

  роб-во-бьи…………………та-ша-мы……………………ран-ка-даш…………………

Фонетический анализ

* есть ли /м/ в словах

мышка    рама    дом    комната    дерево    рак    кошка    лампа

* выделить первый звук в слове

астра    иней    соловей    кран    свисток

удочка    мухомор    шкаф    гребешок    дрова

* выделить последний звук в слове

мак    карандаш    палец    таксист    автомобиль

дом    аист    кровать    милиционер    радуга

* определить место звука /р/ в слове

ракета    дрова     паркет    морж    двор

арбуз    самовар    круг    корка    топор

* определить количество звуков в слове

дым    шапка    черемуха    овцы    каша    крышка    стена    диктант  

* позиционный анализ (какой по счету /р/ в слове, назвать его соседей)

     рыбка        1, ы                       пароход        3, а, о

    арка            2, а, к                   дорога          3, о, о

    трава         2, т, а                  февраль        4, в, а

    завтрак     5, т, а                  армия           2, а, м

Фонематический анализ

назвать слово произнесенное с паузами после каждого звука

ч-а-с     т’-м-а     з-в-у-к     г-в-о-з-д’-и-к-а      п-ы-л’     п-а-р-к     с-т’-и-х-и    

………………………………………………………………………………………………………………….

Фонематические представители

* отобрать картинки, в названии которых 5 звуков

……………………………………………………………………………………………………...

* придумать слова, в которых есть /м/; 4звука, 5 звуков

……………………………………………………………………………………………………...

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     11.ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И АКТУАЛИЗАЦИИ                                

          СЛОВ

Существительные

* знание обобщающих слов

деревья                    ягоды                             овощи

фрукты                  транспорт                    мебель

посуда                     обувь    

* подбор существительных

кто, что гремит………………    сверкает………………..     метет………………

                летает……………..     плывет…………………..     горит……………….

                дует………………..      сигналит………………..     ползает…………….  

* подбор слов по теме « Осень»

Натупила осень. Пожелтела……………..  Облетели……………..  Замолкли…………….

Выпал……………

Глагол

* кто, что делает?

столяр…………………                кассир……………………              тракторист…………………

контролер……………….         водитель………………             врач………………

* подбор слов по теме « Весна»

Наступила весна. Солнце…………….Снег……………Почки……………

Ручейки…………….Трава………………Птицы………………Люди…………….

* подобрать действие к предмету( глагольный словарь)

рыболов……………    ландыш……………    дятел………………    спортсмен……………

змея……………….     будильник…………    белка……………….     собака………………..

Прилагательные

* подбор слов, обозначающих признак предмета

лист………….   лето…………   цветок………….    зима…………

дом…………..   песня…………   лимон…………..     ночь…………

конфета…………..    река…………    телевизор…………

* подбор антонимов

большой…………………..    передний……………………..

длинный…………………..    чистый……………………….

высокий…………………..     мокрый………………………

далекий…………………..     веселый………………………

добрый…………………..      сильный………………………

жаркий………………….      плохой………………………..

* подбор синонимов

грустный………………………………….

спелый……………………………………..

прочный……………………………………

Наречие

* сравнить степень

плохо-хуже              сладко…………………….              низко…………………….

слабо……………………            кисло…………………….         холодно……………………

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     12. ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (устное и письменное выполнение заданий)

Словоизменение

* изменение сущ. по падежам

       Лошадь ест кусок (сахар)………………………

       Детям дали варенье из ( клубника)…………………………

       На лугу много ( кони)……………………………..

       В  городе много ( трамвай)……………………………

      Ребята сделали подарок (учительница)………………………….

* образование сущ. Р.п. ед. и мн. числа

бабочки - бабочек       платье……………..     апельсин………………    палец……………….

мандарины……………….    лицо………………..    белка…………………    человек………………..

* согласование прил. с сущ. в роде, числе и падеже

черный- крыло…………………….       перчатки………………………

              включатель……………………       ручка……………………..

* изменение глаголов по числам

Яблоко зреет. Яблоки………………………..

Ландыш пахнет. Ландыши…………………

Корова мычит. Коровы……………………..

Конь скачет. Кони……………………………  

* согласование гл. прошедшего времени в роде числе и падеже 

спать – кошка…………………..   кот……………………….   котята………………………  

шуметь – море…………………   река………………………    ручьи…………………………  

* согласование с личным местоимением

идти          я…………………    ты……………………    он…………………………

читать        я…………………..    ты…………………….    он…………………………….

работать   мы…………………   вы……………………..    они……………………………

* употребление предлогов

……клене красный лист. Голуби ели………рук. Птицы улетели…………теплые края.

Спит медведь…………..берлоге. Ивы склонились…………рекой.

Словообразование

* образование уменьшительной формы сущ. и прил.

лоб………………   кресло…………………   кислый………………….   щеки………………

диван……………  красивый……………..    брови…………………..     кастрюля…………………...

* образование описательных прилагательных от сущ.

дерево……………….   кожа…………………..   мех………………………   снег……………………

стекло………………   бумага…………………

* образование глаголов с помощью приставок

Что сделал?                                         Что сделаю?

есть……………………..                        хожу…………………………..

пьет…………………….                         обедаю…………………………

читает………………...                         гуляю…………………………..

несет…………………..

рисует………………...

* подбор однокоренных слов

лес………………………………            еж……………………………….

вода……………………………            гора………………………………

* образование сложных слов

везде ходить…………………………………    сок выжимать………………………………

труд любить………………………………..     овощи хранить………………………………

* выделение слов из сложного

самолет………………………… снегопад………………………. кофемолка………………………

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

13. СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ (ЗВУКО-БУКВЕННЫХ  

      АССОЦИАЦИЙ, ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ БУКВ)

Состояние зрительной функции

состояние биологического зрения……………………………………………………………..

цветоразличение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

форма, величина…………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………...

пространственные представления…………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

предметный гнозис………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………...

Звуко-буквенные ассоциации

узнавание букв, изображенных разными шрифтами……………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание букв в усложненных условиях…………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание букв, написанных пунктиром……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание   наложенных букв…………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание    зеркально изображенных букв………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание    недописанных букв……………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

узнавание    графически сходных букв……………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

Конструирование и реконструирование букв………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………...

(списывание по представлению различий графически сходных букв)

Запись под диктовку

  • гласные буквы……………………………………………………………………………..

     -      акустически близкие согласные:

П – Б   Т – Д   К – Г   Ф – В   С – З   Ш – Ж   Р – РЬ   С – СЬ   М – МЬ   Ф – ФЬ   Г – ГЬ……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………

  • графически сходные буквы:

строчные   г  п  т  р  б  в  д  у  з  и  ш  ц  щ  о  а  с  е  э  ю  ф  

…………………………………………………………………………………………..

прописные  Г  П  Т  Р  Б  В  З  Е  О  С  Ю  Э

…………………………………………………………………………………………………………

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     14. СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ

  1. Чтение слогов, слов с разной звукослоговой структурой, предложений, текста

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     

  1. Определение понимание прочитанного:

Ответы на вопросы по тексту:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Пересказ текста

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     3. Указать способ чтения

……………………………………………………………………………………….

     4.Скорость чтения

……………………………………………………………………………………….

     5. Характер чтения

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

ВЫВОД:

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

     15. СОСТОЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПИСЬМА

Списывание букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Запись диктуемых букв, слогов, слов, словосочетаний, предложений………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Слуховой диктант связанного текста…………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

(его повторная отсроченная запись)………………………………………………

……………………………………………………………………………………….

Запись текстов с дефектно произносимыми звуками……………………………

……………………………………………………………………………………….

Запись текстов с недифференцируемыми звуками………………………………

……………………………………………………………………………………….

Изложение связанного текста……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Сочинение ( по сюжетной картинке)…………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Наличие и характер моторных затруднений при письме………………………..

……………………………………………………………………………………….

Возможность проверить выполнение письменной работы, выявить ошибки

………………………………………………………………………………………

Виды специфических ошибок в письме, их количество

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Наличие и характер орфографических ошибок………………………………….

……………………………………………………………………………………….

ВЫВОД:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     16.СОСТОЯНИЕ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

                    КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

                         ХАРАКТАРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

                          ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Нарушение (-я) устной речи (вид, форма, степень выраженности)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Нарушение чтения (дислексия) или затруднения процесса его формирования (степень выраженности, вид или сочетание видов дислексии)……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Нарушение письма (дисграфия) или затруднения процесса его формирования (степень выраженности, вид или сочетание видов дисграфии)…………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

(наличие дизорфографии также отмечается в заключении)

Дата окончания обследования:                                     Подпись:

Примечания:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование детей

 Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Протокол логопедического обследования ребёнка (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Представляю вниманию коллег созданный мной протокол для логопедического обследования, в который вносятся ответы детей по всем разделам ( речевые и неречевые процессы, мышление, психологические особенн...

Карта логопедического обследования

Краткая карта логопедического обследования ребенка....

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

В данной консультации для родителей перечислены параметры речевого развития ребенка, на которые обращает внимание учитель-логопед при обследовании речи; что должно насторожить родителей, если ребенок ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты

В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...