Мнемотехника в работе логопеда с детьми
консультация по логопедии (старшая группа)

Вовчко Елена Валерьевна

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление  и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_mnemotehnika.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18»

ОПЫТ РАБОТЫ

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

                                                                  Выполнила:

                                                       учитель-логопед

                                                         

                    Вовчко Е.В.

г.Троицк

2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ………………………………………………………......7

I.1. Способы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ……………………………….……...7

I.2. Мнемотехника как эффективный способ коррекционной работы учителя-логопеда над связной речью старших дошкольников с ОНР  III  уровня……………………………………………………………………..…….10

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ……   …………….……………15

II.1. Программа педагогического эксперимента……………………………....15

II.1.1. Цель, предмет и задачи исследования …………………………………15

II.1.2. Выявление уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (констатирующий эксперимент)…………………………..16

II.2. Программа формирующего эксперимента………………………………..19

II.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………….21

II.4. Изучение динамики развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….28

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...29


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление  и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание,  повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мышления составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок не просто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно  понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать  о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные  и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

        Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

С учетом отмеченных обстоятельств темой данной аттестационной работы стало использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Цель работы: экспериментально выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объект исследования – связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования – влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задачи исследования:

  1. Теоретически изучить проблему развития связной речи в старшем дошкольном возрасте и раскрыть специфические особенности  развития связной речи детей с ОНР III уровня.
  2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
  3. Разработать и апробировать в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР  наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.
  4. Экспериментально оценить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов:

  • Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме.
  • Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.
  • Наблюдение.
  • Педагогический эксперимент.
  • Обработка количественных и качественных данных по развитию связной речи.

        


ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня  с помощью приемов мнемотехники

1.1.  Способы развития связной речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для усвоения родного языка. Формирование связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Процесс развития речи детей дошкольного возраста изучен и описан в работах К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является условием для развития его личности.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

Учитель-логопед в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР III уровня)  преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Правильная организация работы по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи  очень сложный процесс.

Развитие связной речи осуществляется разными способами или, иначе говоря, различными видами речевой деятельности. Это следующие виды:

  • пересказ текста;
  • составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин;
  • составление описательных рассказов по сюжетной картине;
  • составление описательных рассказов;
  • составление рассказов по замыслу и другие.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста (особенно с общим недоразвитием речи 3 уровня)  – явление очень редкое. В речи  таких детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня  служат приёмы мнемотехники. 

При работе с детьми с ОНР  мной было замечено, что они включаются в учебную деятельность с большим трудом. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети  с ОНР 3 уровня  не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

        Использование мнемотехники в логопедической работе с детьми  в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.


1.2. Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III  уровня

На протяжении всего дошкольного детства у ребёнка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематизированными. Они объединяются в группы, категории, что придаёт образам памяти «картинность». На этой основе ребёнок постепенно учится управлять своими представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется процесс восприятия. Образная память как бы соединяет в единое целое отдельные ощущения, а отдельные признаки, свойства, качества складываются в целостный образ. Память включается в наблюдение, но в то же время сама зависит от умения субъекта наблюдать.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

        Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребёнка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

Дети знакомятся с окружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Использование мнемотаблиц на логопедических занятиях  позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР 3 уровня  по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц  можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы
  • она была им понятна.

Для примера, рассмотрим игру «Заколдуем слова». Сначала учитель-логопед  знакомит детей с символикой (например, елка – дикое животное, дом – домашнее). На листах тетради нарисованы пять клеток, в которых нужно «заколдовать» названия. Логопед  последовательно медленно произносит слова, а дети изображают нужный символ: волк, лиса, кошка, еж, собака. В тетрадях появляются символы: елка, елка, дом, елка, дом.

Данная технология имеет:

1.                Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.

2.                Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

3.                Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Отличительные особенности технологии:

  • имеет чёткое теоретическое и экспериментальное  обоснование;
  • приемы запоминания индивидуализированы;
  • широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

Цель технологии:

Формирование умений  у детей дошкольного возраста управлять поступающей информацией, изображать услышанное, читать (вербализовывать)  рисунки.

Ведущая идея технологии:

Целенаправленное воспитание словесной памяти у детей ОНР 3 уровня  путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок  может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.

Оптимальность

Достигаются наилучшие результаты в работе с детьми при энергосберегающем режиме (в силу использования творческих методов и приёмов)  затраты сил и времени педагогов и дошкольников.

Перспективность

Возможность использования технологии не только учителем-логопедом, но и родителями, воспитателями ДОУ, психологами и другими специалистами, работающими с детьми.

 В основе технологии лежат следующие принципы:

1.                Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.

2.                Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.

3.                Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.

4.                Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие: 1)мощное развитие визуального мышления; 2)выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); 3)формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

        Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование дидактических игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи III уровня

2.1. Методика обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для выявления начального уровня связной речи была использована методика «пересказа текста» И. Ф. Марковской.

Детям предлагалось послушать небольшой по объему незнакомый рассказ:

Дружба.

Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли.

Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.

Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.

Но летом они снова узнают друг друга.

Пересказы детей анализировались по следующим показателя  (таблица 1).  

                                                                                       Таблица 1

Показатели уровня связной речи

по методике «пересказ текста» И.Ф.Марковской

  1. Понимание текста
  • 2 балла – правильное воспроизведение
  • 1 балл – незначительные отклонения от текста
  • 0 баллов – неверное воспроизведение

Правильно ли ребенок формулирует основную мысль

  1. Структурирование текста
  • 2 балла – правильное структурирование
  • 1 балл – незначительные отклонения от структуры текста
  • 0 баллов – нарушение структуры текста

Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

  1. Лексика
  • 2 балла -  использование лексики текста
  • 1 балл – частичная замена авторских средств собственными
  • 0 баллов – бедность лексики

Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными

  1. Грамматика
  • 2 балла – отсутствие грамматических ошибок
  • 1 балл – небольшое количество грамматических ошибок
  • 0 баллов – большое количество грамматических ошибок

Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения

  1. Плавность речи
  • 2 балла – отсутствие длительных пауз и подсказок
  • 1 балл – отсутствие длительных пауз, небольшое количество подсказок
  • 0 баллов – многочисленные паузы, необходимость в подсказках

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста

Примечание. Каждый показатель оценивался отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10 баллов. Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, 5 баллов и выше – среднему уровню, меньше 5 баллов – низкому уровню.

2.2. Результаты констатирующего эксперимента.

Эксперимент проводился на базе старшей-подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в 2018-2020 учебных годах.

Уровень развития связной речи детей старшей  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (возраст 5-6 лет) представлен в Таблице 2.

Таблица 2

Сводная таблица уровня развития связной речи

п/п

Фамилия,

имя ребенка

Понимание текста

Структурирование текста

Лексика

Грамматика

Плавность речи

1

Саша К.

2

Арсений М.

3

Оля А.

4

Алина Б.

5

Рита Л.

6

Кирилл Ч.

7

Елисей Б.  

8

Катя С.

9

Ксения К.

10

Артём К.

11

Сережа Т.

12

Дима Г.

2 балла  –

1 балл –

0 баллов  –

Выводы : Из данных таблицы видно, что на высоком уровне развития связной речи оказалось 8% детей (1 чел.), на среднем – 50% (6 чел.), на низком – 42% (5 чел.).

Наглядно уровни развития связной речи на констатирующем этапе эксперимента отображены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня по уровням развития связной речи на констатирующем этапе

         Таким образом, выявив уровень развития связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в начале нашего эксперимента (сентябрь 2018 г.) , мы пришли к выводу, что особое внимание в нашей деятельности нужно уделить работе по развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнять лексический запас выразительных средств языка, развивать умение грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать скорость монологической речи в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием.

Глава 3. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста ОНР III уровня (формирующий эксперимент)

3.1. Принципы воспитательной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

При выборе методики  обучающего эксперимента по формированию связной речи  у детей с ОНР 3 уровня  учитывались следующие принципы  работы:

  1. Научный подход, основанный на психолигвистических представлениях о процессе порождения речи  как о сложном многооперационном процессе;  на современных представлениях о семантической структуре слова.
  2. Принцип прочности усвоения, основанный на создании речевой ситуации, которая бы стимулировала речевую активность детей.
  3. Принцип доступности, проявляющийся в подаче речевого  материала с учётом структуры речевого дефекта у детей.
  4. Деятельный подход, предусматривающий формирование связной речи  детей во взаимодействии с учебной, игровой и трудовой видами деятельности.
  5. Принцип взаимосвязи развития связной речи  с развитием мыслительной деятельности и всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, восприятия.
  6. Принцип постепенности. При определении этапов педагогической работы осуществляется учёт последовательности формирования связной речи  в онтогенезе.
  7. Принцип взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем группы и с родителями детей.

3.2. Долгосрочный логопедический   проект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием приемов мнемотехники «Путешествие в страну красивой и правильной речи»

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.
  1. Информация об авторе проекта:

Автор проекта

Вовчко Е.В.

Название проекта:

«Путешествие в страну красивой и правильной речи»

Должность и место работы:

Учитель-логопед  

Контакты:

 

  1. Сотрудники проекта:

Ф.И.О.

Основная должность

Должность по проекту

1.

Вовчко Е.В.

Учитель-логопед старшей (2018-2019) и подготовительной к школе (2019-2020) группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику развития связной речи детей,  консультирует родителей.

2.

Неволина Е.В.

Воспитатель  старшей (2018-2019) и подготовительной к школе (2019-2020) группы компенсирующей направленности для детей с ТНР; высшая  квалификационная категория

Участник проекта: осуществляет помощь в реализации проекта, работает с детьми по заданию логопеда,  проводит диагностику детей.  

3.

Свербиненко Н.В

Старший воспитатель

координатор: координирует работу по реализации проекта, осуществляет сбор и анализ информации по реализации проекта, осуществляет методическое руководство проектом.

3. Участники проекта:

Дети  и родители старшей (2018-2019) и подготовительной к  школе (2019-2020)  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР;

4. Целевая группа:

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ОНР 3 уровня;

  1. Время реализации проекта:

С 1 сентября  2018 года по 15 мая 2020 года    - 2 учебных года

Подведение итогов проекта «Путешествие в страну красивой и правильной речи» - конец мая 2020 года, оформление документации, обобщение опыта работы по данной теме – июнь - сентябрь 2020.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приёмы логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня  с использованием приемов мнемотехники.

Цель проекта  – выявление эффективности использования приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Объект исследования – связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования – средства мнемотехники как эффективный способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Этапы проекта «Путешествие в страну красивой и правильной речи».

1 этап – подготовительный

(с 1 сентября 2018 года по 15 сентября 2018 года)

На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы развития и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня  с использованием приемов мнемотехники, изучена научная и методическая литература по данному вопросу, составлен перспективный план фронтальной НОД по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня  с использованием мнемотехнических методов и приемов. Теоретический и практический материал для квалификационной работы и данного проекта подбирался в течение 2016-2018 гг.  В эти годы была собрана электронная и библиотека книг по развитию и коррекции связной речи детей дошкольного возраста с ОНР; а так же медиатека электронных игр на развитие словаря и грамматического строя речи. Эти материалы помогли в будущем при составлении календарно-перспективного планирования, разработке конспектов НОД и подготовке к проведению проекта. Кроме этого на подготовительном этапе проекта были созданы различные картотеки мнемодорожек и мнемотаблиц, которые были использованы в ходе проекта.

2 этап – экспериментально-практический

(с 15 сентября 20188 года по 15 мая 2020 года)  

Экспериментальная работа по развитию и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня  с использованием приемов мнемотехники  велась в течение 2 лет на группы компенсирующей направленности для детей с ТНР  в 2018-2019   и 2019-2020 учебных годах. Это был долгосрочный проект «Путешествие в страну красивой и правильной речи», рассчитанный на два учебных года.

Основная задача долгосрочного проекта:

Развитие и коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста  (5-7 лет) с общим недоразвитием речи 3 уровня  с использованием приемов мнемотехники.  

На втором экспериментально-практическом  этапе работы была проведена логопедическая коррекционная деятельность по развитию связной речи детей  с ОНР 3 уровня с использованием мнемотехнических приемов.

Приемы мнемотехники служат эффективным коррекционным средством при развитии у дошкольников связной речи в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Мнемоника, или мнемотехника, - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц нa занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Мы начинали  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Таблицы используются для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Мною были использованы мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и др. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Модельные схемы были использованы мною и  при заучивании стихотворений на все лексические темы, которые изучаются в течение года. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

На  начальном этапе работы мною были предложены детям готовые схемы, позже происходило коллективное обсуждение различных версий и отбор наиболее удачных вариантов. Постепенно дети начинали проявлять творческую самостоятельность, и мы вместе создавали мнемотаблицы.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Формирующий эксперимент по развитию и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с общим недоразвитием речи 3 уровня  с использованием приемов мнемотехники был осуществлен на основе календарно-перспективного плана .  Фронтальная  НОД по развитию и коррекции ЛГСР и связной речи с использованием приемов мнемотехники проводилась в течение учебного года учителем-логопедом  1 раз в неделю и воспитателем 1 раз в неделю  согласно календарно-перспективному планированию.  Четверть  всех занятий  прошли  с использованием информационно-компьютерных технологий  (мультимедийных презентаций).  Информационно-компьютерные  технологии повышают интерес детей к изучаемому материалу, позволяют разумно сочетать традиционные и современные методы обучения, значительно облегчают деятельность педагога, вследствие чего повышается качество коррекционной работы. Кроме фронтальной работы, мною проводилась индивидуальная и индивидуально-подгрупповая работа с детьми с ОНР 3 уровня по развитию  ЛГСР и связной речи с использованием мнемотехнических приемов.

Проект «Путешествие в страну красивой и правильно речи »

был реализован через следующие мероприятия:

Таблица 3

Мероприятия проекта

  1. Фронтальная и подгрупповая НОД по развитию ЛГСР и связной речи по темам:
  1. Детский сад. Школа. Составление описательного рассказа.
  2. Игрушки. Составление описательного рассказа
  3. Ранняя осень. Составление пересказа.
  4. Фрукты. Сад. Составление описательного рассказа
  5. Овощи. Огород. Составление описательного рассказа
  6. Лес, грибы, ягоды.  Составление описательного рассказа.
  7. Перелетные птицы. Составление описательного рассказа.
  8. Дикие звери наших лесов. Составление пересказа.
  9. Домашние животные. Составление описательного рассказа.
  10. Транспорт. Составление описательного рассказа.
  11.  Зима. Зимующие птицы. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление описательного рассказа.
  12. Зима, зимние забавы. Составление рассказа.
  13. Новый год. Составление пересказа по серии сюжетных картинок.
  14. Моя семья. Составление описательного рассказа.
  15. Посуда. Продукты питания. Составление описательного рассказа.
  16. Профессии. Составление описательного рассказа.
  17. Мебель. Квартира. Составление описательного рассказа.
  18. Одежда. Обувь. Головные уборы. Составление описательного рассказа.
  19. Весна. Составление описательного рассказа.
  20. Перелетные и зимующие  птицы весной. Составление описательного рассказа.
  21. Человек. Части тела. Составление пересказа.
  22. Насекомые. Составление описательного рассказа.
  23.  Космос. Составление рассказа о вымышленной планете.
  24. Цветы. Составление описательного рассказа.
  25.  День Победы. Составление пересказа.
  26.  Лето. Составление описательного рассказа.

  1. Индивидуальная и индивидуально-подгрупповая НОД по автоматизации и дифференциации звуков речи с использованием приёмов мнемотехники

С каждым ребенком в проводится не менее 2 занятий в неделю, итого 68 занятий в год. В ходе этих занятий использовались мнемотаблицы на запоминание чистоговорок, стихотворений, загадок, пересказа коротких текстов с отрабатываемыми звуками  и т.д.

  1. Чтение художественной литературы.

На занятиях по чтению художественной литературы (которые проводил воспитатель группы) читали и запоминали с помощью приемов мнемотехники стихотворения отечественных поэтов. Тематика стихотворений соответствовала изучаемым лексическим темам, а так же отрабатываемым (автоматизируемым)  звукам. Развитие внимания, памяти и мышления происходило при отгадывании и заучивании загадок с использованием мнемоквадратов и мнемотаблиц.

  1. Методические рекомендации по работе с родителями.

Каждую неделю родителям было рекомендовано использовать 1-2 мнемотаблицы в работе над связной речью детей дома. Для этого использовались мнемотаблицы по русским народным сказкам, а так же мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам.

Основные дидактические и практические материалы,  использованные в ходе логопедического  проекта,  представлены в приложении к квалификационной работе, а именно:

  • Перспективный план фронтальной НОД по развитию ЛГСР и связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)  (Приложение № 1);
  • примеры технологических карт (конспектов) фронтальной НОД по развитию ЛГСР и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня  с использованием приемов мнемотехники  (Приложение № 2);
  • примеры технологических карт (конспектов) индивидуальной (индивидуально-подгрупповой) НОД по автоматизации и дифференциации звуков речи у детей с ОНР 3 уровня с использованием приёмов мнемотехники ;
  • картотеки мнемодорожек, мнемоквадратов и мнемотаблиц по составлению описательных рассказов, заучиванию стихотворений и загадок, пересказу русских народных сказок, которые использовались в ходе проекта  (Приложение № 3);

Для оптимизации педагогического процесса, закрепления детьми полученных на  занятиях навыков, были разработаны:

  • еженедельные домашние задания для детей и родителей по развитию связной речи детей 5-7 лет с ОНР 3 уровня  с использованием приемов мнемотехники  .
  • В ноябре 2018  года в группе был проведен семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОНР 3 уровня». Практические материалы с родительского собрания  представлены в приложении № 4.
  • Выступила с консультацией-презентацией по теме данного проекта на МО учителей-логопедов ДОУ по теме:  «Приемы обучения детей логопедических групп построению предложений» (Приложение № 5)  

Чтобы доказать эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи мною был осуществлен контрольный эксперимент.

3.3. Контрольный эксперимент и его анализ.

Эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня была доказана в ходе контрольного эксперимента.  

Цель контрольного эксперимента – оценка эффективности воздействия приемов мнемотехники на развитие связной речи.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • Выявить произошедшие изменения в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня;
  • Провести сравнительный анализ показателей контрольного эксперимента, полученных после проведения формирующего эксперимента, с данными констатирующего эксперимента.

Контрольный эксперимент осуществлен с использованием методики «пересказа текста» И. Ф. Марковской. Это позволило сравнить изменения в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня  после включения в работу с детьми мнемотехнических приемов (таблица 4).                                                                                          

Таблица 4

Сводная таблица уровня развития связной речи

п/п

Фамилия,

имя ребенка

Понимание текста

Структурирование текста

Лексика

Грамматика

Плавность речи

1

Саша К.

2

Арсений М.

3

Оля А.

4

Алина Б.

5

Рита Л.

6

Кирилл Ч.

7

Елисей Б.  

8

Катя С.

9

Ксения К.

10

Артём К.

11

Сережа Т.

12

Дима Г.

2 балла  –

1 балл –

0 баллов  –

На высоком уровне развития связной речи оказалось  59 % детей (7чел.), на среднем – 33% (4 чел.), на низком – 8% (  1 чел.).

Наглядно уровни развития связной речи на контрольном этапе эксперимента отображены на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня по уровням развития связной речи на контрольном этапе

       

В результате проведения диагностического исследования по методике «пересказ текста» И.Ф. Марковской были выявлены определенные изменения в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня   в целом, а также изменения по различным показателям.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов  позволил выявить высокую положительную динамику в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня с использованием приемов мнемотехники.

Полученные после проведения формирующего эксперимента данные наглядно представлены ниже в сравнении с результатами констатирующего эксперимента (таблица 5).                                                                  

Таблица 5

Сравнительная характеристика количественного распределения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи  по уровням развития речи до и после формирующего эксперимента (%)

Уровни развития связной речи

Показатели по уровням

До

После

Высокий уровень  

8

59

Средний уровень

50

33

Низкий уровень

42

8

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что после проведения различных коррекционных занятий  с использованием приемов мнемотехники  у определенного процента детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи, а точнее в определенных ее показателях. Данный факт подтверждает эффективность проведенного формирующего эксперимента.

Динамика показателей уровня развития связной речи представлена в соответствующей диаграмме (рисунок 3).

Рис. 3. Сравнительная характеристика количественного распределения детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня  по уровням развития речи до и после формирующего эксперимента (%)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для усвоения родного языка. Формирование связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР 3 уровня служат приёмы мнемотехники.  

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.

Цель технологии - формирование умений  у детей старшего дошкольного возраста управлять поступающей информацией, изображать услышанное, читать (вербализовывать)  рисунки.

Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие: 

  • мощное развитие визуального мышления;
  • выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
  • формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Во второй главе данной работы подробно отражено описание и результаты проведенного педагогического эксперимента – долгосрочного логопедического проекта, направленного на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с общим недоразвитием речи 3 уровня  с использованием приемов мнемотехники. В ходе этого эксперимента была достигнута цель работы: экспериментально выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР 3 уровня.

Для осуществления цели работы успешно решены поставленные задачи: 1.Теоретически изучить проблему развития связной речи в старшем дошкольном возрасте и раскрыть специфические особенности  развития связной речи детей с ОНР 3 уровня. 2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи. 3. Разработать и апробировать в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники. 4. Экспериментально оценить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ:

  1. Продолжать работу по развитию связной речи детей с ОНР 3 уровня  с использованием мнемотехники.
  2. Разрабатывать новые мнемотаблицы.
  3. Углубленно внедрять  приемы мнемотехники в индивидуальную  коррекционно-логопедическую  работу с детьми по автоматизации и дифференциации звуков.
  4. Продолжать развивать умение детей структурировать рассказы, грамотно строить предложения.
  5. Развивать психические процессы, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- М., 2009.
  2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.,2005.
  3. Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68.
  4. Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам. - 2006.
  5. Белоусова, С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников.- 2005.
  6. Белоусова, Л. Е. Весёлые встречи - 2003.
  7. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., 2000.
  8. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 - 59.
  9. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. – С. 59 – 62.
  10. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...

Мнемотехника в работе логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услы...

мнемотехника в работе логопеда

Мнемотехника в работе логопеда...

Мнемотехника в работе логопеда

Мнемотехника Важное направление в работе учителя-логопеда ....

Мнемотехника в работе логопеда.

ldquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестнымему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету”. К. Д. Ушин...

Использование мнемотехники в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР

Статья об использовании мнемотехники в работе с детьми...