конспект занятия "Дифференциация звуков С-Ш"
план-конспект занятия по логопедии

Федотова О.А.

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s-sh.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по логопедии

Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш].

Цель: закреплять знания учащихся о согласных звуках и буквах с-ш.

Задачи:

Образовательные: научить различать звуки [с], [ш] на слух в слогах, словах, во фразе, читать слова с этими звуками, закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [с] - [ш].

Коррекционно - развивающие: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, фонематический слух, связную речь, развивать навыки словообразования.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на занятии, бережное отношение к дидактическому материалу, воспитывать интерес к занятию.

План:

Вводная часть

1. Орг. момент.

Основная часть

2. Сообщение темы.

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

4. Сравнение артикуляции звуков. .

Характеристика звуков.

5. Игра «Выложи букву» - выкладывание букв из фасоли (развитие мелкой моторики).

6. Игра «Топни-хлопни» (упражнение направлено на развитие фонематического слуха). 

7. Игра «Собери слово» - образование слова из слогов (развитие фонематического синтеза).  

8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах (словообразование). 

9. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи).

10. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи)

11. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).

 

12. Работа с карточками.

Заключительная часть

13. Подведение итогов.

Регламент занятия 25 минут.

Оборудование: комплекс артикуляционной гимнастики, ворота, пенопластовый шарик, снежинки из бумаги, буквы «С», «Ш», фасоль, слоги для образования слова «Страшила», картинка Страшилы, картинки «шкаф», «сумка», наборы картинок на звуки С, Ш; ручки, карточки с заданием.

 

Ход занятия:

Вводная часть

1. Орг. момент.

Логопед: «Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья».

Дети поднимают руки.

Логопед: «подул теплый ветерок ш-ш-ш, зашелестели листья».

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Логопед: «Подул холодный ветер с-с-с, закачались сосны».

Дети покачиваются и машут руками.

Логопед: «Ветер затих – не шевелятся ни листочки, ни ветки».

Дети расслабляются.

Логопед: «А теперь тихонечко сели».

Дети садятся.

Основная часть

2. Сообщение темы:

Логопед: «Как шумела листва от теплого ветерка?»

Дети: «Ш-ш-ш».

Логопед: «Как подул холодный ветер?»

Дети: «С-с-с».

Логопед: «Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш]».

3. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: «А теперь мы с вами выполним упражнения для губ и язычка».

По устной инструкции и показу логопеда дети выполняют артикуляционную гимнастику «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Качели».

Дыхательная гимнастика: «Загони мяч в ворота», «Снежинка».

4. Сравнение артикуляции звуков:

Логопед: «Давайте вспомним, как правильно произнести звук [с]. Нужно улыбнуться. Широкий кончик языка упереть в нижние зубы. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить холодная струя воздуха».

Дети произносят звук [с].

Логопед: «А теперь произнесем звук [ш], для этого нужно открыть рот, округлить губки и слегка вытянуть их вперед, поднять широкий язычок и сделать «чашечку», произнести звук [ш]. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить теплая струя воздуха».

Дети произносят звук [ш].

Характеристика звуков.

Логопед: «Давайте вспомним звук [с] какой»?

Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух во рту встречает преграду; глухой. Он может быть твёрдым и мягким».

Логопед: «Молодцы! А звук [ш]»?

Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух встречает во рту преграду; глухой, он всегда твёрдый».

Делаем вывод.

-Что общего в звуках с-ш? Они согласные, глухие.

-Чем они отличаются?

-При произношении звука с губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы; воздушная струя холодная. При произношении звука ш губы выдвинуты вперёд трубочкой, язык поднят к нёбу чашечкой; выдыхаемая струя воздуха тёплая

5. Игра «Выложи букву» - выкладывание букв из фасоли (развитие мелкой моторики).

Логопед: «Какой буквой обозначается звук [с]?»

Дети: «Буквой С».

Логопед: «Какой буквой обозначается звук [ш]?

Дети: «Буквой Ш».

Буквы вывешены на доску.

Логопед: «Давайте выложим их из фасоли».

Учащиеся выкладывают буквы.

6. Игра «Топни-хлопни» (упражнение направлено на развитие фонематического слуха). 

Логопед: «Дети, а сейчас поиграем в игру «Топни-хлопни», если я произнесу звук [с] будете хлопать, если звук [ш] – топать.  Я буду называть сначала слоги, а затем слова. Слоги: ша, са, ус, шу, со, аш. Слова: сила, мешок, сила, нос, мышь, усы, уши».

Дети выполняют задание.

7. Игра «Собери слово» - образование слова из слогов (развитие фонематического синтеза).

Логопед: «Сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто – это вы узнаете, когда переставите слоги так, чтобы получилось имя».

Когда учащиеся справляются с заданием, выставляется картинка Страшилы.

8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах (словообразование). 

Логопед: «У Страшилы в голове все звуки перепутались, поэтому он расстроен. Послушайте, что он сказал:

«Кошка ловит миску, мама моет мышку.

Пожарный носит кашку, Саша ела каску.

Танцует Мишка в Машке, конфету дали маске».

Чтобы у Страшилы поднялось настроение и он вернул звуки [с] и [ш] на место, давайте образуем для него добрые слова от слов, которые я сейчас назову: ласка… (ласковый), слава... (славный), послушание… (послушный), смелость… (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки на место и отгадал правильные слова.

А теперь поможем Страшиле вернуть звуки [с] и [ш] на место. Послушайте, внимательно фразы и исправьте ошибки:

Логопед: «Кошка ловит миску, мама моет мышку.

Дети: «Кошка ловит мышку, мама моет миску».

Логопед: «Пожарный носит кашку, Саша ела каску".

Дети: «Пожарный носит каску, Саша ела кашку».

Логопед: «Танцует Мишка в Машке, конфету дали  маске».

Дети: «Танцует Мишка в маске, конфету дали Машке».

Молодцы! Вы помогли Страшиле вернуть «перепутанные» звуки на место и отгадать правильные слова.

9. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи).

Логопед: «Страшила так развеселился, что придумал чистоговорки- небылицы. Давайте вместе их проговорим».

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ».

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

10. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи).

На парте – две картинки: шкаф и сумка.

Логопед: «Страшила придумал ещё одно задание. Возьмите картинки, которые лежат у вас на столе. Если в названии вашей картинки есть звук [с], вы кладете этот предмет в сумку, а если звук [ш] – в шкаф. Например, я положу мишку в шкаф».

Дети выполняют задание.

Логопед: «Давайте поблагодарим Страшилу за интересные задания»!

Дети: «Спасибо»!

11. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).

На полочке нашей смешные игрушки,

(стоя, руки на поясе)

Смешные ежи и смешные лягушки.

(ходьба на месте, прыжки на месте)

Смешные медведи, смешные олени,

(ходьба боком, руками показываем рога оленя)

Смешные моржи и смешные тюлени.

(прыжки в стороны).

12. Работа с карточками.

На карточках напечатаны слова с пропущенными буквами С и Ш:

«стол, шапка, носок, мышка, дедушка, шуба, сказка, лес, капуста, лягушка».

Задание: вписать пропущенные буквы и прочитать.

Заключительная часть

13. Итог.

Логопед: «О каких звуках мы сегодня говорили? Дайте характеристику этим звукам. Вам понравилось занятие?».

Ответы детей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...