Рабочая программа учителя-логопеда средней группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2018-2019.docx | 132.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ДЕТСКИЙ САД № 373 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКВОРУШКА»
630124, г. Новосибирск-124, ул.Есенина,27а
630089, г. Новосибирск -89, ул. Адриена Лежена,21
тел./факс (383) 267-67-11, (383) 264-07-22
E-mail: ds_373_nsk @ nios.ru
ПРИНЯТО на заседании ____________________ (педагогического совета) протокол от___ ___ 20____г. №_____ | УТВЕРЖДЕНО приказ от___ ___ 20____г. №__________ заведующий ________________________ (наименование ДОО) __________ ________________________ (подпись) (Ф.И.О. руководителя) |
Рабочая программа
учителя-логопеда
группы комбинированной направленности
для детей с нарушениями речи
«Подснежник»
на 2018-2019
учебный год
Составила
Савченко Евгения Алексеевна,
учитель-логопед
Новосибирск
2018
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.1.1.Цели и задачи реализации программы | 3 |
1.1.2. Общая характеристика детей группы | 4 |
1.2. Планируемые результаты освоения программы | 5 |
1.3.Мониторинг логопедической работы | 8 |
П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
Проектирование коррекционно-образовательного процесса | |
2.1. Логопедическая работа по коррекции ОНР с детьми I уровня речевого развития | 9 |
2.2. Логопедическая работа по коррекции ОНР с детьми I-II уровня речевого развития | 10 |
2.3. Логопедическая работа по коррекции ОНР с детьми II уровня речевого развития | 13 |
2.4. Логопедическая работа по коррекции ОНР с детьми II-III уровня речевого развития | 15 |
2.5. Логопедическая работа по коррекции ОНР с детьми III уровня речевого развития | 18 |
2.6. Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе | 24 |
2.7. Взаимодействие в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и воспитателя | 24 |
2.8. Взаимодействие с семьями воспитанников | 27 |
Ш. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Организация коррекционно-образовательной деятельности | 29 |
3.2. Технологии, формы и методы логопедической работы | 31 |
3.3. Учебно-методический комплект для обеспечения коррекционно-образовательной деятельности | 32 |
3.4.Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды | 35 |
3.5.Примерный перечень игр и игровых упражнений | 40 |
3.6. Кадровые условия реализации программы | 42 |
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
4.1. Краткая аннотация программы | 43 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи МАДОУ д/с № 373 (далее АООП для детей с ТНР)
Рабочая программа удовлетворяет основным положениям:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Устава МАДОУ д/с № 373 и изменений в Устав МАДОУ Детский сад № 373.
Согласно п. 3.10.4. изменения в Устав в МАДОУ д/с № 373 открыта группа комбинированной направленности. Группа «Подснежник» определена как группа комбинированной направленности с 25.05.2018 г. и укомплектована согласно районной ПМПК от 25.05.2018 детьми среднего дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Цели и задачи реализации программы
Цель рабочей программы:
Создание системы работы по преодолению отклонений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста, способствующей овладению речью как средством общения и культуры и освоению детьми с нарушениями речи АООП ДОУ, их разностороннему развитию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Задачи логопедической работы:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) развитие, коррекцию нарушений речевого развития;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
- раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
- использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с ТНР модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.
1.1.2. Общая характеристика детей группы
Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей – 32 из них логопедических 16
Группа (воз-раст) | Заключения ПМПК | Другие заключения врачей | |||||
ОНР I / из них с дизарт-рией | ОНР I-II / из них с дизартрией | ОНР II / из них с дизартрией | ОНР II-III / из них с дизартрией | ОНР III / из них с дизартрией | ОВЗ из них | ||
Средняя 4-5 лет | 1/ 0 | 1/ 1 | 8/8 | 4/4 | 2/2 | 16/16 | Моторная алалия |
Таким образом, у детей отмечаются сложные и сочетанные речевые нарушения: ТНР - тяжелое нарушение речи (общее недоразвитие речи, (ОНР I, ОНР I-II, ОНР II, ОНР II-III, ОНР III), моторная алалия, 16 имеют статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации адаптированных образовательных программ — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.
Согласно АООП ДОУ для детей с ТНР, коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО.
Исходя из анализа речевых заключений ПМПК, при поступлении всех детей группы можно разделить на подгруппы:
1-я - дети с ТНР (ОНР I , ОНР I-II уровень речевого развития - 2 ребёнка),
2-я – дети с ОНР II уровнем речевого развития - 8 детей,
3-я – дети с ОНР II-III, ОНР III уровень речевого развития – 6 детей.
В зависимости от уровня речевого развития приоритетные задачи коррекционного обучения разных категорий воспитанников будут несколько отличаться в соответствии с разными ступенями обучения по АООП. Коррекционно-развивающее обучение ребенка с ОВЗ будет осуществляться по индивидуально образовательной программе.
Рабочая программа рассчитана на 1 года.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры логопедической работы по освоению программы
детьми ТНР (ОНР I уровень речевого развития)
Ребенок:
− способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
− проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;
− понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
− понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
− различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
− называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
− участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
− рассказывает двустишья и простые потешки;
− использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
− произносит простые по артикуляции звуки;
− воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Целевые ориентиры логопедической работы по освоению программы
детьми ТНР (ОНР I-II уровень речевого развития)
Ребенок:
− проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
− понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.
− употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;
− использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
− различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
− использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
Целевые ориентиры логопедической работы по освоению программы
детьми ТНР (ОНР, II уровень речевого развития)
Ребенок:
− проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
− понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.
− употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;
− использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
− различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
− использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
− пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
− составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
− различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
− владеет простыми формами фонематического анализа;
− использует различные виды интонационных конструкций.
Целевые ориентиры логопедической работы по освоению программы детьми ОНР, II-III уровень речевого развития
Ребенок:
− усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
− употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
− умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
− умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с
использование подчинительных союзов;
− составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
− осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
− владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным
переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции
фонематического синтеза;
− знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
− воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
Целевые ориентиры логопедической работы по освоению программы детьми ОНР, III уровень речевого развития
Ребенок:
− обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
− усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
− употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
− умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
− умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
− правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
− умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
− умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с
использование подчинительных союзов;
− составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
− умеет составлять творческие рассказы;
− осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
− владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным
переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции
фонематического синтеза;
− владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
− осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ
и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
− умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
− знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
− правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
− воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
1.3.Мониторинг логопедической работы
Набор, выпуск, а так же речевые заключения при вводе и выводе детей из логопедической группы осуществляет территориальная ПМПК.
Ежегодно в первые 2 недели сентября учитель-логопед проводит подробное обследование детей с нарушениями речи, составляет индивидуальный план коррекционной работы с учётом данных диагностики. Мониторинг динамики коррекционного процесса осуществляется учителем-логопедом в процессе педагогического наблюдения, данные фиксируются в индивидуальных речевых картах.
Данные мониторинга по звукопроизношению учитель-логопед заносит ежеквартально в «Экран коррекции звукопроизношения» и доводит до сведения родителей, воспитателей и специалистов.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Проектирование коррекционно-образовательного процесса
2.1. Логопедическая работа по коррекции ОНР с детьми I уровня речевого развития
1. Развитие понимания речи | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Учить детей находить предметы, игрушки. Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения. Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?. Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). Учить детей называть имена друзей, кукол. Учить подражанию: - голосам животных; - звукам окружающего мира; - звукам музыкальных инструментов. Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2–4 игрушки). Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики). Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали. | Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу. Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать – нож, шить – игла, наливать суп – половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег – санки, коньки, снежная баба). Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут. Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома. Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи – спит, иди – идет). Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш. Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь – зонт, снег – коньки. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.). Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда: - 3 красных кубика и 1 синий; - кукла, клоун, Буратино – шапка; - шуба, пальто, плащ – шкаф; - красная машина, красная лодка, красный пароход – желтая машина. Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей. Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки. Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары») |
В итоге логопедической работы дети должны научиться: | |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
.При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление речи, развивается речевая активность. |
2.2. Логопедическая работа по коррекции ТНР с детьми I- II уровня речевого развития
1. Развитие понимания речи | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. | |
2. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко). | Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). |
3. Развитие самостоятельной фразовой речи | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?» | Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». |
4. Формирование произносительной стороны речи | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Учить детей различать речевые и неречевые звуки. согласных (та — кта, по — пто). | |
В итоге логопедической работы дети должны научиться: | |
• соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; |
2.3. Логопедическая работа по коррекции ОНР с детьми II уровня речевого развития
1. Развитие понимания речи | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. | |
2. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко). | Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). |
3. Развитие самостоятельной фразовой речи | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?» | Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». |
4. Формирование произносительной стороны речи | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Учить детей различать речевые и неречевые звуки. согласных (та — кта, по — пто). | |
В итоге логопедической работы дети должны научиться: | |
• соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; |
2.4. Логопедическая работа по коррекции ОНР с детьми II-III уровня речевого развития
1. Развитие понимания речи | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Совершенствовать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. | |
2. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Развивать умение называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко). | Закреплять у детей умение использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). |
3. Развитие самостоятельной фразовой речи | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Совершенствовать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?). | Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). |
4. Формирование произносительной стороны речи | |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь декабрь) | II период (январь, февраль, март, апрель, май, начало июня) |
Учить детей различать речевые и неречевые звуки. согласных (та — кта, по — пто). | |
В итоге логопедической работы дети должны научиться: | |
• соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; |
2.5. Логопедическая работа по коррекции ОНР с детьми III уровня речевого развития
Основное содержание работы | I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период (декабрь, январь, февраль, март) | III период ( апрель, май, июнь) |
Развитие лексико-грамматических средств языка | Учить детей вслушиваться в обращенную речь. | ||
Основное содержание работы | I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период (декабрь, январь, февраль, март) | III период ( апрель, май, июнь) |
Формирование лексико-грамматических средств языка | Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. | Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). | |
Основное содержание работы | I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период (декабрь, январь, февраль, март) | III период ( апрель, май, июнь) |
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи | Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: | Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. | Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: |
Основное содержание работы | I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период (декабрь, январь, февраль, март) | III период ( апрель, май, июнь) |
Формирование произносительной стороны речи | Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. | Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. | Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. |
Основное содержание работы | I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период (декабрь, январь, февраль, март) | III период ( апрель, май, июнь) |
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения | Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. | Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. | Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак — лик»). |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период (декабрь, январь, февраль, март) | III период ( апрель, май, июнь) | |
В итоге логопедической работы дети должны научиться: | • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; |
2.6. Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе
2.7. Взаимодействие коррекционно-развивающей работы логопеда и воспитателя
Основной формой коррекционного обучения являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные коррекционные занятия, которые проводит учитель-логопед и воспитатели:
Группа ОНР | |
1.Фронтальные
| |
2. Подгрупповые | |
|
|
3.Индивидуальные | |
(формирование первичных навыкав – учитель-логопед, закрепление – воспитатель) |
Помимо совместного планирования взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей осуществляется посредством:
- логопедизации непосредственно образовательной деятельности;
- организации Коррекционного часа;
- еженедельного тематическое планирование учителем-логопедом совместной деятельности воспитателя с детьми в рамках Коррекционного часа;
- регулярного ведения тетрадей взаимодействия.
Учебно-методическая работа
№ | Планируемое мероприятие | Срок выполнения |
1. | Участие в работе районного методического объединения логопедов. | ежеквартально |
2. | Согласование календарных планов логопеда, воспитателей и музыкального руководителя. | август |
3. | Проведение семинаров для воспитателей общеразвивающих и компенсирующих групп: 1) Обучающий семинар «Развитие речи дошкольников в онтогенезе. Методы и приёмы активизации речевой деятельности в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте» презентация дидактических игр и наглядных пособий. 2) Круглый стол: «Речевые игры как средство социально-коммуникативного развития дошкольников» | октябрь 2 половина март |
4. | Участие в работе педсовета: 1) «Активизация работы по речевому развитию дошкольников в сензитивный период формирования речи с целью профилактики речевых нарушений » 2) «Результаты коррекционной работы за год. Проблемы. Перспективы» | ноябрь май |
Консультативная работа
№ | Планируемое мероприятие | Срок выполнения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Консультации для воспитателей логопедических групп по темам: «Знакомство с АООП ДОУ. Документация воспитателей компенсирующих групп для детей с нарушениями речи. Планирование работы в компенсирующих группах. Составление графика изготовления дидактических игр и пособий» «Оснащение логопедических уголков. Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя по закреплению навыков звукопроизношения. Практикум по методике проведения артикуляционной гимнастики» «Развивающая речевая среда» « Игры в коррекционной работе воспитателя с детьми, результаты промежуточной диагностики детей по развитию речи»
«Компетентностный подход в коррекционной работе с детьми» «Развитие общих речевых навыков, просодики, эмоциональной выразительности речи» ««Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста». «Работа воспитателя специализированной группы с родителями» «Подведение итогов за учебный год. Анализ итоговых занятий» | сентябрь 2 половина октябрь 1 половина ноябрь декабрь январь февраль март апрель май |
Организационная работа
№ | Планируемое мероприятие | Срок выполнения |
1. | Смотр – конкурс логопедических уголков | ноябрь |
2. | Смотр – конкурс «Развивающая речевая среда» | февраль |
3. | Подготовка и просмотр итоговых занятий по разделу «Развитие речи» | апрель - май |
Профилактическая работа
№ | Планируемое мероприятие | Срок выполнения |
1. 2. | Консультации для воспитателей массовых и спецализированных групп: Обзор литературы и утверждение перспективных планов по развитию речи. Система мониторинговых мероприятий по речевому развитию в специализированных и общеразвивающих группах | август август |
2.8. Взаимодействие с семьями воспитанников
Учитель-логопед использует разнообразные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников:
- родительские собрания,
- консультации (индивидуальные и групповые),
- стендовая информация (еженедельные рекомендации для родителей по работе с лексическими темами),
- брошюры и буклеты,
- фотопрезентации и слайд программы,
- индивидуальные рабочие тетради детей,
- открытые занятия,
- экран коррекции звукопроизношения.
Информационно-просветительская и консультативная работа
Консультативная работа
№ | Планируемое мероприятие | Срок выполнения |
1. | Групповые консультации для родителей на родительских собраниях:
Домашняя игротека – игры для развития речи, развивающая речевая среда»
| сентябрь 2 половина январь май |
2. | Индивидуальные консультации для родителей. | еженедельно |
Профилактическая работа
№ | Планируемое мероприятие | Срок выполнения |
1. 2. | Консультации для родителей массовых групп: Младшая группа: профилактика речевых нарушений. Младшая группа: «Психолого-медико-педагогическое обследование. Причины речевых нарушений. Подготовка к ПМПК» | октябрь январь |
3. | Оформление стендовой консультации «Профилактика речевых нарушений в младшем и среднем дошкольном возрасте» | октябрь |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Организация коррекционно-образовательной деятельности
Расписание занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом задач коррекционного обучения. Количество занятий, реализующих коррекционные задачи, меняется в зависимости от периода обучения.
Примерная сетка логопедических занятий в средней группе:
График логопедических занятий в средней группе
День недели | Утро | Вечер | |
Понедельник | 8.20 – 8.30 – Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, воспитатель 8.00 – 10.00 - - Индивидуальные занятия с учителем-логопедом 10.00 -12.00 – Подгрупповые занятия с учителем-логопедом | 15.30 – 16.00 - Коррекционный час, воспитатель 16.00 – 18.00 – Вечерние занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда | |
Вторник | 8.20 – 8.30 – Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, воспитатель 8.00 – 12.00 – Индивидуальные занятия с учителем-логопедом | 15.30 – 16.00 - Коррекционный час, воспитатель 16.00 – 19.00 – Вечерние занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда | |
Среда | 8.20 – 8.30 – Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, воспитатель 8.00 – 12.00 – Индивидуальные занятия с учителем-логопедом | 15.30 – 16.00 - Коррекционный час, воспитатель 16.00 – 18.00 – Вечерние занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда | |
Четверг | 8.20 – 8.30 – Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, воспитатель 9.30 – 10.00 – Фронтальное занятие с учителем-логопедом 8.00-9.30, 10.00 – 12.00 - Индивидуальные занятия с учителем-логопедом | 15.55 – 16.20 - Коррекционный час, воспитатель 16.20 – 18.00 – Вечерние занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда | |
Пятница | 8.20 – 8.30 – Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, воспитатель | 15.00-15.30, 17.50 – 18.20 - Индивидуальные занятия с учителем-логопедом 15.50 – 17.50 – Подгрупповые занятия с учителем логопедом 15.40-16.25 Коррекционный час, воспитатель 16.25 – 18.00 – Вечерние занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда |
Циклограмма деятельности учителя-логопеда в средней группе
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||||||||
Первая половина дня | |||||||||||||
8.00-9.00 | Индивидуаль ная работа | 8.00-10.00 | Индивидуаль ная работа | 8.00-12.00 | Индивидуальная работа | 8.00-9.00 | Индивидуаль ная работа | ||||||
9.00-9.20 | Посещение физ. занятия | 10.00-10.20 | Посещение муз. занятия | 9.00-9.20 | Посещение физ. зянятия | ||||||||
9.20-9.50 | Индивидуаль ная работа | 10.20-12.00 | Индивидуальная работа | 9.30-10.00 | Фронтальное занятие | ||||||||
9.50-10.20 | Подгрупповое занятие подгр. I | 10.00-12.00 | Индивидуаль ная работа | ||||||||||
10.20-10.50 | Подгрупповое занятие подгр. II | ||||||||||||
10.50-11.20 | Подгрупповое занятие подгр. III | ||||||||||||
11.20-11.50 | Подгрупповое занятие подгр. IV | ||||||||||||
11.50-12.00 | Индивидуаль ная работа | ||||||||||||
Вторая половина дня | |||||||||||||
15.00-15.30 | Индивидуаль ная работа | ||||||||||||
15.30-15.50 | Инд. раб. в реж. мом. ( полдник) | ||||||||||||
15.50-16.20 | Подгрупповое занятие подгр. I | ||||||||||||
16.20-16.50 | Подгрупповое занятие подгр. II | ||||||||||||
16.50-17.20 | Подгрупповое занятие подгр. III | ||||||||||||
17.20-17.50 | Подгрупповое занятие подгр. IV | ||||||||||||
17.50-18.20 | Индивидуальная работа | ||||||||||||
18.20-19.00 | Информ.-просвет.и консуль. работа родителями | ||||||||||||
4 ч | 4 ч | 4 ч | 4 ч | 4 ч |
Примечание: Индивидуальная работа = индивид. занятие 10 мин + 5 мин орг. раб.
Фронтальное и подгрупповое занятие: ср. гр. 20 мин + 10 мин орг. раб.
Организационная работа: проветривание кабинета, смена дидактического материала, сопровождение детей из группы в кабинет и обратно (ситуативный разговор с детьми (развитие общения)), динамическая пауза.
3.2. Технологии, формы и методы логопедической работы
Логопедические технологии:
1.Технология логопедического обследования:
- технология логопедического обследования детей с ОНР Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломаха
2.Технологии развития артикуляционной моторики:
- логопедический ручной массаж (Е. Ф. Архипова);
- самомассаж;
- точечный массаж (И.В. Блыскиной и В.А. Ковшикова);
- артикуляционная гимнастика.
3. Технологии развития мелкой моторики (Сиротюк А. Л):
- пальчиковая гимнастика;
- игровые упражнения.
4. Технологии развития фонематического слуха (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева и Н. А. Чевелева).
5. Технология формирования слоговой структуры слова. (Ткаченко Т. А.,
Агранович З. Е).
6. Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи (Т. Б. Филичева, Г. В Чиркина, Т. В. Туманова, Р. И. Лалаева);
7. Технологии развития связной речи (Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Т. А. Ткаченко, Глухов В. П., Воробьева В. К.).
8.Технологии моделирования:
- использование наглядных моделей при постановке звуков и дифференциации звуков (Т. А. Ткаченко);
- использование моделирования для развития связной речи (Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьева).
9. Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика;
- биоэнергопластика;
- зрительная гимнастика.
10. Информационно-коммуникационные технологии:
- мультимедийное сопровождение образовательной деятельности;
- мультимедийные презентации для автоматизации и дифференциации звуков;
- слайдовые презентации по лексическим темам.
Формы работы:
- фронтальные занятия,
- подгрупповые занятия,
- индивидуальные занятия.
В коррекционной работе использую следующие основные методы логопедического воздействия:
- практические: подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения;
- игровые: игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
- моделирование;
- наглядные методы: наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеофильмов, использование компьютерных программ, прослушивание записей, показ образца;
- словесные (вербальные): рассказ, пересказ, беседа (предварительная, итоговая, обобщающая), чтение.
3.3. Учебно-методический комплект для обеспечения коррекционно-образовательной деятельности
Коррекционно-логопедическая работа в строится на основе:
- «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет", Н. В. Нищевой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г.
- «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Москва, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, «Просвещение», 2008 г.
Перечень специальных методических пособий и дидактических материалов:
Виды занятий | Перечень специальных технологий методических пособий и дидактических материалов |
Материал для обследования |
|
«Развитие артикуляционной моторики» |
|
«Коррекция произносительной стороны речи» |
|
«Совершенствование лексико-грамматического строя» |
речи (с 4 до 7 л е т )» СПб., 2006г.
|
«Развитие связной речи» |
|
«Развитие фонематических процессов» |
|
«Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков» |
|
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
Компьютер, МФУ (принтер, сканер, копир), колонки.
3.4.Организация предметно-пространственной развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп в утренний и в вечерний отрезки времени. В соответствии с рекомендациями Н. В. Нищевой предметно-пространственная развивающая речевая среда проектируется посредством развивающих центров (уголков) в группе и в логопедическом кабинете.
Предметно - пространственная развивающая среда в средней группе
Кабинет логопеда – это специально оборудованное помещение, в котором проходит совместная деятельность педагога с ребёнком. В логопедическом кабинете нашего дошкольного учреждения созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Учитывается эмоциональное благополучие ребенка. Используется площадь столов для размещения на них сменного материала по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. На закрытых полках в шкафах в специальных папках и коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам. Материально-техническое обеспечение кабинета логопеда.
1. Настенное зеркало для логопедических занятий.
2. Зеркала для индивидуальной работы – 16 шт.
3. Шкафы для пособий – 4 шт.
5. Стол для логопеда.
7. Детские стулья – 15 шт.
8. Детские столы –– 7 шт.
9. Учебно-методические пособия.
10. Настольные игры, игрушки.
11 Магнитная доска.
12. Компьютер.
13. Магнитофон, диктофон.
Зоны кабинета учителя-логопеда (условное деление):
1. Зона коррекции звукопроизношения: зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья, набор карточек для артикуляционной гимнастики, одноразовые шпателя, салфетки спиртовые, пособия для коррекции звукопроизношения, наборы игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики, дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания, картотеки; пособия по развитию мелкой моторики, массажные мячики разных размеров и жесткости.
2. Образовательная зона: столы ,стулья; индивидуальные зеркала для подгрупповых занятий; наборы дидактических пособий по общему развитию речи; экологический букварь; магнитная доска; раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза; предметные картинки по изучаемым лексическим темам; дидактические игры по изучаемым темам; настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза; разрезной и магнитный алфавит.
3. Информационная зона: стенд с информацией для родителей.
4. Зона ТСО: ПК, принтер.
5. Сенсомоторная зона: материал для развития мелкой моторики, игры на развитие зрительного и слухового внимания, звучащие игрушки и музыкальные инструменты.
6. Игровая: свободная площадь кабинета с привлечением мячей, мягких игрушек.
7. Методическая документация логопеда; АООП, Программа.
8. Методические материалы: комплекты картинного материала для автоматизации звуков и работы над лексическими темами, методическая литература, дидактические материалы: игры и пособия, картинки, демонстрационный и раздаточный материал по всем разделам работы, диагностические материалы для обследования детей по всем разделам речевой карты, картотеки по всем разделам логопедической работы.
В группе создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда.
«Речевой центр в группе»
- Настенное зеркало.
- Набор карточек для артикуляционной гимнастики. Картинки-схемы для артикуляционной гимнастики.
- Пальчиковые игры
- Игры на развитие воздушной струи.
- Материал для развитие фонематических процессов и слоговой структуры
- Материал для автоматизации звуков.
«Физкультурно-оздоровительный центр»
- оборудование для ходьбы: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия), шнур длинный.
- Оборудование для прыжков: обруч, палка гимнастическая, шнур короткий плетеный, скакалки.
- Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной, набивные мячи.
- Атрибутика к подвижным играм.
- Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, погремушки, ленты.
«Центр познания»
- Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал).
- Лото, домино в картинках.
- Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).
- Иллюстрации предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.).
- Числовой ряд. Счѐтные палочки.
- Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам).
- Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
- Мелкая и крупная геометрическая мозаика.
- Игры для интеллектуального развития.
- Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания.
- Карточки с изображением предметов, изготовленных из различных материалов. Полоски различной длины, ширины.
- Контурные и цветные изображения предметов. Пособия для нахождения сходства и различия. Пособия для составления целого из частей.
«Центр речевого развития».
- Дидактические наглядные материалы; Предметные и сюжетные картинки и др.
- Материал по формированию фонематических процессов. Музыкальные инструменты (маракасы, барабан, бубен, шумовые инструменты). Пособия для звукобуквенного анализа, схемы слова, звуковые дорожки.
- Альбомы по слоговой структуре.
- Книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек» с различными предметами.
«Центр творчества (конструирование и ручной труд)».
Материалы для конструирования:
- Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.
- Фигурки людей и животных для обыгрывания.
- Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый), Настольный конструктор «Лего».
Материалы для ручного труда.
- Бумага разных видов (для рисования, цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.) Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верѐвочки, шнурки, ленточки и т.д.).
- Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.).
- Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, яичная и др.). Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
Материалы для изодеятельности.
- Мольберт. Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки, гуашь; акварель; восковые мелки.
- Индивидуальные палитры для смешения красок. Кисточки; баночки для промывания ворса кисти от краски.
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти, салфетки для рук, губки из поролона.
- Пластилин, доски для лепки. Стеки разной формы.
- Розетки для клея. Большие клеѐнки для покрытия столов.
- Подносы для форм и обрезков бумаги.
- Мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.
«Центр природы».
- Познавательная природоведческая литература.
- Иллюстрации с изображением признаков сезона.
- Растения, требующие разных способов ухода.
- Муляжи овощей и фруктов.
- Календарь природы.
- Инвентарь для ухода за растениями.
- Иллюстрации растений различных мест произрастания.
- Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
«Центр игры».
- Игрушки транспортные. Игрушки-животные.
- Игрушки, изображающие предметы труда и быта.
- Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница»).
«Центр театра»
- Театры (на ширме, пальчиковый). Маски, шапочки.
- Картинки для потешек.
«Центр безопасности».
- Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).
- Макет проезжей части. Макет светофора, дорожных знаков.
- Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты.
«Центр музыки».
- Музыкальные игрушки (бубен, погремушки, дудочка).
- Магнитофон. Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, записи звуков природы.
«Домашняя зона».
- Диваны, кресла.
- Журнальный столик.
3 .5. Примерный перечень игр и игровых упражнений
Подготовительный этап
Логопедическая работа
Игры и упражнения для формирования произвольного слухового и зрительного восприятия, развития внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений: «Кто внимательный», «Кто за кем пришел», «Мастерская форм», «Чудесный мешочек», деревянные вкладыши «Цвет, счёт, форма», «Умная черепаха» (вкладыши), «Волшебный куб» (вкладыши), «Занимательная палитра», игры серии «Цвет», «Форма», «Величина» И. Светловой, «Найди и назови», «Позвони на том же месте», «Положи верно», «Прятки с игрушками», «Расставь по местам», «Спрячь игрушку», «Угадайка» (сколько раз позвала курица — столько раз пропищали цыплята), «Цветик-семицветик», «Чего не стало?», «Что за чем звучало?», «Что изменилось?», лабиринты «Чья игрушка?»; «Кто где живёт?», «Найди ниточку для шарика», «Найди одинаковые домики», «Чей портрет?» и т.д. по И. Светловой
Игры и упражнения для формирования кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики: «Веселый язычок» по М. Ф. Фомичёвой; пальчиковые игры «Цепочка», «Шарик», «Ёлка» и др. по В. Цвынтарному; игровые упражнения по В. Киселёвой: «Весёлые маляры», «Трусливый зайка», «Курочка пьёт», «Гусь», «Петушок», «Погладим котёнка» и др.; «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», пальчиковые игры-упражнения по Е. Н. Краузе: «Человечек», «Слоненок», «Ёжик», «Очки», «Собака», «Кошка», «Замок», «Корзинка», «Ёлка» и др., «На одной ножке вдоль дорожки», «Пальчики здороваются», «По узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Птички», «Пчела», «Серсо», «Флажок», специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков) З. А. Репиной, В. И. Буйко; Е. Н. Краузе.
Игры и упражнения для формирования мыслительных операций
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации: «Кто где живет», «Где чья кукла?», «Чей хвост?» и др. по И. Светловой, «Времена года», «Кому что дать», «Назови одним словом», «Найди такое же количество точек», «Неподходящая картинка», «Последовательные картинки», «Почини коврик», «Принеси такие же», «Разложи и назови», «Составь картинки», «Сравни: чем отличаются?», «Сравни: чем похожи?», «Что нарисовано?», «Выложи рисунок из частей» и т.д.
Основной этап
Игры и упражнения для коррекции нарушений фонетического, лексико-грамматического строя речи, развития связного высказывания: игры и упражнения с использованием зрительной символики для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников: «Почтальон», «Магазин», «Для кого картинка», «Ходит ёжик вдоль дорожек», «Живые звуки», «Разбежались и собрались» и др. по Т.А. Ткаченко; «Чем отличаются слова?», игры на формирование грамматического строя: «Выставка игрушек», «Кто что нарисовал», «Доктор Айболит», «Телефон», «Кто что ест?» и др. по О.А. Новиковской; «Большой маленький», «Чей малыш?», «Добавь слово», «Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Кому что?», «Кто с кем?», «Магазин игрушек», «Мальчик — девочка», «Назови лишнее слово», «Найди пару», «Объясни», «Один — одна — одно— одни», «Один — много», «Помоги Незнайке», «Правильно ли я сказал?», «Услышь ласковое слово», «Чего много?», игровые упражнения «Назови 5 предметов», «Кто бегает, прыгает, ползает?», «Кого и что мы увидели в лесу?», «Кто? Что делает?», «О ком та говорят?» по Т.А. Ткаченко и др. тематический словарь в картинках по лексическим темам (альбомы с предметными картинками и стихами); «Подбери слова», «Покажи картинку», «Помоги найти маму», «Продолжи», «Соберем урожай», «Собери букет»; настольные театры по сказкам: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три поросёнка», «Теремок», «Заюшкина избушка»; серия играем в сказку «Теремок», «Колобок», «Три медведя»; «Ответь на вопросы», «Четвертый лишний» и др.
Игры и упражнения для коррекции нарушений движений артикуляторного аппарата, нарушений дыхательной и голосовой функции: «Лошадки», «Хороводная», «Поезд», «Дятел», «Дождик», «Вьюга», «Гуси», «Пароход», «Насос» по М.Ф. Фомичёвой и др.; «Аня поет», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В лесу», «Вода кипит», «Вопрос — ответ», «Воробышки», «Ворона», «Высоко — низко», «Горячий чай», «Гром», «Дровосек», «Забей мяч в ворота», «Задуй свечу», «Зоопарк», «Игра на пианино», «Корова», «Немое кино», «Потянем резиночки», «Снежинки», «Сова», «Ступеньки», «Тихо — громко», «Трубач», «Укладываем куклу спать», «Эхо», «Три медведя», «Султанчики», «Цветик – семицветик», «Дудочка», «Паровозик свистит», мыльные пузыри, «Труба», «Самолёт», «Барабан» - (громко-тихо), и др.
Игры и упражнения для формирования слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур: «Азбука Морзе», «Дятел», «Ритмическое эхо», «Телеграфист» и др.
Игры и упражнения для формирования сенсорно-перцептивного
уровня восприятия: «Волшебная страна», «Дразнилки», «Не ошибись»,
«Повтори, как я», «Телефон», «Эхо» и др.
3.6. Кадровые условия реализации программы
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает чёткую организацию пребывания детей в ДОУ, правильное распределение нагрузки в течение дня, взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей и специалистов.
Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и специалистами:
- совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;
- ведение тетрадей взаимодействия логопеда с воспитателями;
- обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
- совместное оснащение «Речевых уголков» и развивающего предметного пространства в групповом помещении;
- взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;
- совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
- еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям по проведению индивидуальной работы с детьми;
- еженедельные рекомендации учителя-логопеда по проведению Коррекционного часа;
- совместное составление примерного перечня художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы;
- совместная подготовка и проведение утренников, развлечений, досуговых мероприятий, целью которых является обеспечение взаимодействия специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Краткая аннотация программы
Вашему вниманию представлена рабочая программа коррекционно-логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с нарушениями речи.
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи МАДОУ д/с № 373 (далее АООП для детей с ТНР)
Цель рабочей программы: создание системы работы по преодолению отклонений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста, способствующей овладению речью как средством общения и культуры и освоению детьми с нарушениями речи АООП ДОУ, их разностороннему развитию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Задачи программы:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) развитие, коррекцию нарушений речевого развития;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
- раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
- использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с ТНР модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ средней группы комбинированной направленности (дети с ТНР) на 2019-20 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе комбинированной направленности разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Д/...
Рабочая учебная программа средняя группа комбинированного вида
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничеств...
Адаптированная образовательная программа воспитанников средней группы комбинированной направленности с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Адаптированная образовательная программа воспитанников средней группы комбинированной направленности с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)...
Рабочая программа воспитателей средней группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Карусель» (4-5 лет)
Рабочая программа воспитателей средней группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Карусель» (4-5 лет)...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие для детей средней группы комбинированной направленности с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Полетели на радугу»
Цель: закрепить знания детей о цвете, создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции.Задачи:Образовательные:- продолжать знакомить детей с расположением цветов в цветовом спектре на пример...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие для детей средней группы комбинированной направленности с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Полетели на радугу»
Цель: закрепить знания детей о цвете, создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции.Задачи:Образовательные:- продолжать знакомить детей с расположением цветов в цветовом спектре на пример...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие для детей средней группы комбинированной направленности с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Полетели на радугу»
Цель: закрепить знания детей о цвете, создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции.Задачи:Образовательные:- продолжать знакомить детей с расположением цветов в цветовом спектре на пример...