"Звуки родного языка"
статья по логопедии

Уткина Екатерина Игоревна

Выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_rodnogo_yazyka.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на районно методическом объединении учителей -  логопедов

ТЕМА: «Звуки родного языка»

Подготовила:

учитель – логопед I квалификационной категории

Уткина Е.И.

Ноябрь 2017г.

Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного рефлекса.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: подготовительного, постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Структура индивидуального занятия на этапе постановки звука родного языка

Тема: Постановка звука…

 Цель:

 

Задачи:

Образовательные: формирование понятия о механизме образования  звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель» и т.д.).

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование:  зеркала, зонды, шпатель, спирт, вата, профиль артикуляции звука,

предметная картинка-символ звука, картинки на данный звук, игрушки.

Этапы занятия:

1.  Организационный момент

(необходимо создать положительный эмоциональный  настрой (улыбка, приветствие и т.п.), массаж или самомассаж рук,  лица, органов артикуляции; упражнения на развитие мелкой моторики).

2.  Объявление темы занятия

Может быть прямое («Сегодня мы будем учиться, красиво говорить звук») или через выделение звука из речевого материала («Догадайся, какой звук будем сегодня учиться говорить – Соня, санки, самолет»)

3.  Артикуляционная гимнастика (общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные упражнения; упражнения по развитию силы голоса и речевого выдоха).

4. Развитие фонематического слуха (формировать умение определять заданный звук на слух и соотносить с предметом-символом, учить выделять на слух из ряда предложенных, отбирать предметные картинки, в начале,  которых слышится данный звук).

5. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционной гимнастики, механическим и смешанными способами).

6. Анализ и заучивание артикуляции по плану:

- положение губ

- положение зубов

- положение языка (кончика, спинки, корня)

- участие голосовых складок

- характер выдыхаемой струи

7. Характеристика звука (согласный-гласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий).

8. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

9. Упражнения на развитие модуляции, высоты и силы голоса.

10. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

11. Формирование лексико-грамматического строя речи.

12. Итог занятия (повторить какой звук отрабатывался на занятии, каковы основные положения артикуляции изучаемого звука, его характеристика; оценка деятельности ребенка на занятии, всегда должна быть положительной).

13. Домашние рекомендации (нельзя давать речевой материал, так как звук еще не отработан. Задается артикуляционная гимнастика.)

 

В середине занятия или по мере усталости ребенка проводится физкультминутка.

Основными  задачами, которой являются:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При подготовке и проведении индивидуального занятия при постановке звуков родного языка очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании  заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка»

Открытое  занятие для воспитателей подготовительных групп, с целью ознакомления их с  различными игровыми приемами по обучению детей звуковому анализу слова.  Знакомство ...

Консультация" Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка"

Консультация"Почему же важно вовремя научить ребенка произносить все звуки родного языка"...

Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....

Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»

Цель:  Создать условия для познавательно-речевого развития...

«Помогите Вашему ребенку правильно произносить все звуки родного языка»

Уважаемые ответственные и любящие родители! Вы заинтересованы в красивой, чистой речи вашего ребенка. Давайте поговорим с Вами об организации, Вашей совместной с ребенком, деятельности в плане воспита...