«Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Открытое  занятие для воспитателей подготовительных групп, с целью ознакомления их с  различными игровыми приемами по обучению детей звуковому анализу слова.  Знакомство детей со звуками родного языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_zvuki_rechi.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр раннего развития-детский сад №11

Конспект занятия

на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка»

Подготовила учитель-логопед Юдина Е.В.

г. Одинцово 2016 г.

Задачи:

  1. Познакомить детей с  такими понятиями как: буква и звук.
  2. Познакомить детей с гласными и согласными звуками.
  3. Формировать понятие гласный звук, согласный звук.
  4. Провести работу по дифференциации согласных и гласных звуков.
  5. Отработать гласные и согласные звуки  изолированно, в слогах и в словах.
  6. Закрепить понятие о твердых и мягких, о звонких и глухих согласных.
  7. Научить дифференцировать согласные звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости.
  8. Развивать фонематический слух.
  9. Развивать мышление и память.
  10.  Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  11.  Познакомить воспитателей  детского сада с игровыми приемами и средствами по заданной теме.

Оборудование:

Карточки-символы гласных звуков, синие карточки-символы согласных звуков, синие и зеленые карточки-символы твердых и мягких согласных, карточки-символы звонких согласных, звуковые домики для дифференциации звуков, игрушки мягкие (мышка, мишка, слоник, тигруля), колокольчик, наушники, карточки-картинки (платье, сыр,  кофта, кукла, бант, мед, пирамидка, кепка, пижама, мяч; ролики, зонт, барабан, журнал, портфель, шоколад, сапоги, телефон).

Л: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в страну звуков. А скажите мне, какие звуки бывают? Правильно звуки бывают разные: это и шелест травы, и звуки прибоя, и пение птиц. Но мы сегодня познакомимся со звуками нашего родного языка. Кто мне может сказать, чем отличаются звуки от букв.

Звуки-это то, что мы слышим и произносим, а буквы- это то, что мы пишем и видим.

Л:  Жили-были звуки. Некоторые из них очень любили петь  и поэтому их назвали гласными, от старинного слова: «глас»-голос, и подарили им красные рубашки.  Когда мы произносим гласные звуки, воздушная струя свободно выходит через рот, ей ничего не мешает.

Давайте с ними познакомимся.

Логопед показывает карточки-символы гласных, дети находят заданный символ у себя и показывают логопеду.

Л:  А- радостный, веселый

У- угрюмый, задумчивый

О-любит всему удивляться

И- игривый, улыбчивый

Э-медлительный, рассудительный

Ы-самый серьезный.

Но есть и другие звуки, которые не любили петь, поэтому им подарили синие рубашки и назвали согласными. Когда мы произносим согласный звук, выдыхаемая воздушная струя на своем пути встречает препятствие в виде язычка, зубов или губ.

Игра на дифференциацию гласных и согласных звуков:

Л: Я буду называть звуки, а вы должны догадаться какой это звук, гласный или согласный, и поднять соответствующую карточку (красную или синюю).

Л: А, Б, О, У, М, П, В, Р, И, Ы и т.д.

Л: Но однажды гласные и согласные звуки встретились и подружились, и появились слоги: АМ, ОП, РУ, ТЫ, КИ и т.д

Игра на определение последовательности звуков в слогах:

Я буду называть слоги, а вы попробуйте выложить из своих карточек заданный слог. (Дети должны на слух определить какой звук первый и второй: гласный или согласный)

Л: А из слогов-родились слова. Давайте сейчас составим какое-нибудь небольшое слово. Я загадаю загадку, а вы отгадайте:

Тут играем и поем, дружно весело живем,

Каждый день сюда идем, здесь друзья, второй наш дом,

Ждет с утра он всех ребят.

Наш веселый детский …… (сад).

А ласково будет- САДИК. (Дети из карточек-символов составляют слово садик)

Л: Мы узнали, что в нашем родном языке есть гласные звуки и согласные. Ну а теперь мы с вами отправимся в гости к согласным звукам, ведь они бывают разными. Например: твердыми и мягкими. С ними мы сейчас и познакомимся, а помогут мне в этом, мои помощники: Мышка и Мишка.

Когда Мышка была маленькая, она говорила: М, П, В, Д, Т, К. Это твердые звуки. Они будут синего цвета. А Мишка в детстве, наоборот говорил: Мь, Пь, Вь, Дь, Кь. Это мягкие согласные, и они зеленого цвета. (У детей карточки-символы твердых и мягких согласных).

Игра на дифференциацию мягких и твердых согласных:

Л: Я буду называть звук, а вы догадайтесь, какой это звук, твердый или мягкий, и поднимите карточку нужного цвета.

Л: Пь, Б, Вь, Ф, К, Р, Сь и т.д.

Л: Скажите какой первый звук в слове Мышка (твердый), а в слове Мишка (мягкий)? Таким образом, мы узнали, что один и тот же звук может быть и твердым и мягким. Мышка очень любит все, что звучит твердо. Она любит пшено, носит блузку и строит из кубиков башни, а Мишка, наоборот, любит то, что звучит мягко. Он ест мясо, играет на пианино, спит на мягкой перине.

Давайте узнаем, что наши друзья попросили у Деда Мороза в подарок на Новый Год.

Игра на дифференциацию твердых и мягких согласных в словах:

Л: Я буду показывать картинки, а вы определите, какой первый звук в слове. Если мягкий, то это подарок для Мишки, если твердый, то для Мышки.

(Картинки: платье, сыр,  кофта, кукла, бант, мед, пирамидка, кепка, пижама, мяч).

Л: Итак мы узнали, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими, что один и тот же звук, может быть, как и твердым, так и мягким: Б-Бь, П-Пь и т.д.

Но есть звуки, которые всегда твердые- это Ш, Ж, Ц.

И всегда мягкие- Щ, Ч, Й. Эти звуки надо запомнить.

Л: А еще согласные звуки могут быть звонкими и глухими, и сейчас мы пойдем к ним в гости. А познакомят нас с ними мои друзья Тигруля и Слоник. Звонкие согласные- это  те,  которые мы произносим с голосом, а глухие- те, которые произносятся без голоса.

Мы можем почувствовать, какой звук мы произносим, если положим ладошку на горлышко. Когда звук звонкий, наше горлышко начинает дрожать, а если звук глухой, то горлышко не дрожит.

Игра на различение звонких и глухих согласных:

Л: Я буду называть звук, а вы определите, звонкий он или глухой и поднимите нужную карточку-символ.  (У детей синие кружочки с колокольчиками и без).

Л: З, Ф, Ш, Ж, Р, Л, П, Б, Г и т.д.

Л: Мой помощник Тигруля любит все громкое, звонкое и никогда не расстается со своим колокольчиком, а Слоник наоборот любит тишину и покой, и чтобы Тигруля ему не мешал часто надевает на свои уши наушники.

Однажды друзья отправились в магазин и накупили много всего. Как вы думаете, что купил Слоник, а что Тигруля?

Игра на дифференциацию согласных по звонкости, глухости в словах:

Л: Я буду показывать картинки, а вы определите, какой первый звук- звонкий или глухой. Если звук звонкий, то это купил Тигруля, если глухой- то Слоник. (Картинки: ролики, зонт, барабан, журнал, портфель, шоколад, сапоги, телефон).

Итог:

Л: Сегодня мы узнали, что звуки бывают гласными и согласными. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими.

Итоговая игра:

Перед детьми лежат три звуковых домика: на гласные звуки, на согласные- звонкие, твердые, мягкие, на согласные- глухие, твердые, мягкие. У детей полный набор карточек-символов.

Л: А, Пь, З, Рь, К, Д, Ль, Фь, Р, У, О, Б, Зь и т.д

Дети дают характеристику звуку и кладут соответствующую карточку –символ в нужный домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с малой родиной - родным городом

Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убран...

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

Проект знакомства детей младшего дошкольного возраста с птицами родного края «Воробьишка – воробей!»

Проект знакомства детей младшего дошкольного возраста с птицами родного края«Воробьишка – воробей!» Цель проекта:Познакомить детей с воробьём – птицей нашего края.Задачи:1. Формировать у детей пр...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста, посвященное «Дню Родного языка»

Письмо.  Здравствуй, Барсик! Твой ранец похитил Кляксус, чтобы помешать тебе пойти в первый класс. Но ты не огорчайся, мы перехватили твой ранец и отнесли его в Национальный музей, где хранятся в...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "Международный день родного языка"

Международный день родного языка достаточно молодой праздник – отмечается с февраля 2000 года с целью привлечения внимания к родному языку. Это актуально уже в дошкольном возрасте, особенно у де...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с отраслью «сельское хозяйство», по средством применения дидактического пособия «навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края».

Статья о отросли "сельское хозяйство" на примере дидактического пособия "навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края ", для старшего дошкольного возраста. ...