Пропись не игра, игра не пропись…
консультация по логопедии

Столярова Елена Владимировна

Многие думают, что если писать в прописях как можно больше, то у ребёнка её до школы сформируется навык письма, будет хороший почерк…

         Но прописи учат не письму, а переписыванию и списыванию. Ребёнок может по указанию взрослого  много писать в прописях, и, возможно, почерк будет казаться красивым. Но когда ребёнку понадобится записывать услышанное или собственные мысли (диктанты, например),  красивый почерк «улетучится», потому что,  это,  ещё не навык письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propis_ne_igra_igra_ne_propis.docx381.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пропись не игра, игра не пропись…

Многие думают, что если писать в прописях как можно больше, то у ребёнка её до школы сформируется навык письма, будет хороший почерк…

        Но прописи учат не письму, а переписыванию и списыванию. Ребёнок может по указанию взрослого  много писать в прописях, и, возможно, почерк будет казаться красивым. Но когда ребёнку понадобится записывать услышанное или собственные мысли (диктанты, например),  красивый почерк «улетучится», потому что,  это,  ещё не навык письма. 

Что представляет собой навык письма?

Письмо – это форма речи, при которой элементы фиксируются на бумаге путём начертания графем (графических символов), соответствующих устной речи.

 Письмо - комплексное умение, включающее в себя формирование определённых психических функций и операций:

- фонематический слух (умение различать на слух фонемы (звуки) родного языка;

- слухоречевая память (сохранение и воспроизведение информации);

- фонематический анализ (умение удерживать в памяти услышанные слово, фразу, последовательность фонем);

- представление зрительного образа букв;

 - представление о расположение элементов в пространстве;

- двигательный навык (моторный навык, способность к переключению).

Игра – ведущая детская деятельность, которая развивает, формирует необходимые навыки и предпосылки к школьной деятельности.

Развивая фонематический слух, можно прислушиваться к разны звукам, узнавать их, можно давать задания, где ребёнку надо найти ошибку, определять место заданного  звука  в слове (в начале, в середине , в конце).

Формируя навык фонематического анализа, определять количество звуков в слове, слов в предложении, последовательность звуков в слове, слов в предложении.

Формируя зрительный образ букв, можно играть в игры с узнаванием предметов по контуру, выкладывать буквы камешками, пуговицами, палочками, рисовать на песке, манке…

Каждая буква состоит из отдельных деталей. Каждая деталь имеет своё пространственное положение. Например, чтобы написать буквы П, И, Н, надо понимать как расположить срединную линию: у сверху, наискосок влево или вправо, или, по середине пояском. То есть, надо сформировать у ребёнка представление о расположение элементов в пространстве. Иначе элементы букв будут путаться в пространственном расположении. Отсюда и зеркальное написание букв.

Прежде, чем ребёнок освоит написание букв, у него необходимо сформировать умение ориентироваться в собственном теле (голова верху, грудь впереди, тд); далее, умение ориентироваться «от себя» (стороны тела – впереди лицо, шея, грудь, живот, колени, носочки; справа – правое ухо, правый глаз, правое плечо, рука..; иду направо, поворачиваю влево, кровать сзади, стол впереди..; ставлю игрушку перед коробкой, кладу в коробку, достаю из коробки.. ), тд.; постепенно учить ребёнка ориентироваться на листе бумаги: обозначение сторон листа: правая, левая, верхняя, нижняя..; расположение предметов на определённой стороне листа; умение словесно обозначать  расположение предметов в ближайшем пространстве, относительно друг друга, умение ориентироваться в схеме пути передвижения, самостоятельно составление схем…

«Знаю, что делать, но попасть не могу». Не созрела зрительно-моторная координация. Ребёнок целится ручкой в строчку, но не попадает — ошибка происходит на одном из этапов передачи информации «глаза — мозг — рука».

Лучшая игра для развития этой функции — лопать мыльные пузыри.. Амплитуда движения руки большая, пузырь всё время перемещается, ещё попробуй попади. Очень полезны игры с мячами (мяч передвигается в разных направлениях (вверх, вниз, наискосок..).

Отличная игра «Съедобное-несъедобное» с мячом. Потому что к тренировке моторного навыка добавляется необходимость думать и принимать решение (в школе ребёнку придётся не только писать, но и улавливать смысл). Можно усложнять игру -  менять съедобное и несъедобное на имена девочек (ловим) и мальчиков (не ловим), на названия стран и городов, на живое и неживое. Можно уменьшать и  мячик для игры,.

Полезны игры и с лазерной указкой: можно обводить с ребёнком вывески на зданиях или кабинетах поликлиники, др. Сначала обводить по контуру, а позже — каждую букву. 

Слитное письмо — навык нефизиологичный. В масштабах эволюции время, которое человек использует письмо, так мало, что наши руки под него подстроиться не успели и поэтому устают. Не только руки, но и весь плечевой пояс.

Развитию моторных навыков поможет бадминтон, игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, плавание и акробатика.

Конечно, совсем отказываться от прописей не стоит. Но писать в прописях лучше дозированно.

Увеличивать объём письма можно только после того, как улучшится его качество. Попытки писать и писать, когда навык ещё «не созрел» приведут к автоматизации переписывания и искажённому навыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи

Игры-путешествия:1. «В гостях у Лесовичка». Цель:Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.Ход игры:В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в ...

Презентация-игра "Что пропало?"

Многие родители сетуют на то, что их ребенок излишне рассеян и его совершенно невозможно заставить заострить на чем-либо свое внимание больше, чем на пару минут. В таких случаях помочь могут легкие и ...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

интерактивная игра "Что пропало?"

Игры на развитие внимания и реакции....

интерактивная игра "Кто пропал?"

интерактивная игра "Кто пропал?"...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...