Главные вкладки

    Игры игры-путешествия, алгоритмические игры, логические задачи
    методическая разработка по окружающему миру по теме

    Роженко Людмила Николаевна

     

    Игры-путешествия:

    1. «В гостях у Лесовичка». Цель:

    Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи- доказательства.
    Ход игры:

    В гости к детям приходит старичок-лесовичок и приглашает детей в свой лес. В разных местах группы расставлены игрушки, картинки с изображением животных, птиц, растений, насекомых, грибов и т.д. Дети гуляют по «лесу», а Лесовичок загадывает им загадки. Отгадки дети находят сами в «лесу», объясняют свой ответ:

     

     

    -   В лесу под елкой крошка, В костяной одежке.

    (шишка)

    -   Под деревом Андрейки, Все в тюбетейках.

    (желуди)

    -   Мальчик-крошка

    В костяной одежке.

    (орех)

    -   Под соснами, под елками Лежит мешок с иголками.

    (еж)

    -  Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает.

    (медведь)

    -   Кто на елке, на суку, Счет ведет «ку-ку, ку-ку».

    (кукушка)

    -   Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник.

    (дятел)

    -  Чей дом из иголок

    На земле, у старых елок?

    (муравьи)

    -   Разбежались по опушке

    В белых платьицах подружки.

    (березки)

    Выслушав ответы детей,

    Лесовичок говорит:

    «Вот так лес! Полон лес

    И загадок и чудес!»

    Дарит детям свои дары

    (орехи, шишки, желуди).

    2.   «Вокруг света». Цель:

    Обогащать знания детей о строении земной поверхности. Учить составлять последовательный, содержательный рассказ. Закреплять знания об условных обозначениях. Прививать навык работы с географической картой.

    Ход игры:

    Воспитатель загадывает загадку: «Кто в году четыре раза переодевается?» (земля). На доске - географическая карта мира. У детей - кружки зеленого, коричневого и голубого цветов. Дети вместе с воспитателем рассматривают карту, вспоминают условные обозначения: коричневый кружок - горы, зеленый - равнины, голубой- реки, моря, озера, океаны. Задача детей состоит в том, чтобы объединиться в небольшие группы в соответствии с цветом кружка, найти на карте данную местность, назвать ее и коллективно составить небольшой рассказ о животных и растительном мире этой местности. Выигрывают дети, составившие более интересный и содержательный рассказ.

    3.   «Подземные жители». Цель:

    Развивать сообразительность, умение отгадывать загадки, логически строить рассказ.

    Ход игры:

    На картинке изображены норки крота, суслика, дождевого червя. Воспитатель загадывает загадки об этих обитателях подземного мира. Дети отгадывают загадку, находят соответствующую картинку, рассказывают об условиях жизни, внешнем виде.


    Загадки:

    1.  Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет,

    А он и не знает.

    (крот)

    2.  Средний рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки.

    (суслик)

    3.   Кто такой живет в земле, Ей же и питается.

    После дождичка в четверг Нам он улыбается.

    (дождевой червь)

    4.   «Загадки морского царя». Цель:

    Углублять знания детей об обитателях подводного мира. Развивать сообразительность, логическое мышление, внимание.

        Ход игры:

    Воспитатель показывает красочный конверт с изображенными на нем обитателями подводного мира, говорит: «Дети, нам пришло необычное письмо. Догадайтесь, откуда оно?» (Дети отгадывают, объясняют, почему так думают). Да, его прислал нам из подводного царства Нептун. Давайте познакомимся с содержанием письма: «Здравствуйте, дети! Пишу вам из далекого подводного царства. Мне хотелось бы загадать вам загадки про моих друзей. А отгадки вы нарисуйте и пришлите мне. Жду с нетерпением ваши письма с рисунками. До свидания. Царь Нептун».

    Детям предлагаются загадки:

    -   Вдоль морских дорожек Много разных ножек,

    В шляпках разноцветных, Издали заметных.

    (медуза)

    -  Эти животные в море живут,

    А ноги у них из головы растут.

    (осьминоги)


     

     

    -  Ты со мною не знаком?

    Я живу на дне морском. Похож на рака, но не рак, Передвигаюсь я не так.

    (краб)

    -   На Новый год на елку

    Мы вешаем игрушку.

    И светится игрушка

    На самой высоте.

    А в море есть зверюшка, Похожа на игрушку,

    А где живет зверюшка? Живет в морской воде.

    (морская звезда)

    -   На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.

    (сом)

    -   Под водой живет народ, Ходит задом наперед.

    (рак)

    Дети отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации и рисуют подводных обитателей.

    5.   «Путешествие на другую планету». Цель:

    Развивать у детей мышление, умственную активность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Воспитывать умение фантазировать.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям совершить космическое путешествие на другую планету. Прежде чем отправиться в путешествие, воспитатель загадывает загадки о какой-либо планете. Затем детям предлагается составить небольшой фантастический рассказ об этой планете, ее обитателях, их жизни и отобразить это в рисунках.

    6.   «Дорога домой». Цель:

    Закреплять знания детей о различных видах транспорта, научиться правильно выбирать его вид. Развивать логическое мышление.

    Ход игры:

    На доске - картинки с изображением неба, моря, суши, космического пространства, железной дороги. На столе разложены картинки с изображением различных видов транспорта (ракета, самолет, пароход, поезд, автомобиль, велосипед и т.д.). Дети должны представить, что они вдали от дома (на небе, в море и т.д.) и должны найти соответствующий вид транспорта, с помощью которого они смогут вернуться домой, рассказать, почему сделали такой выбор.

    7. «Что нам осень подарила?».

    Цель:

    Закреплять знания детей о том, какие плоды созревают в осенней время года. Развивать внимание, сообразительность, память.

    Ход игры:

    Воспитатель загадывает детям загадки о различных овощах, фруктах, ягодах, цветах. Дети отгадывают, что созревает именно осенью, находят картинки.

    Алгоритмические игры.

    1.   «Муравей». Цель:

    Развивать у детей логическое мышление, сообразительность, системность мышления.

    Ход игры:

    На доске - плакат с изображением муравья, несущего соломинку для обустройства своего жилища. Дорога к муравейнику проходит через местность, на которой муравью встречаются различные препятствия в виде ручейка, камешка, густой травы и т.д. Необходимо помочь муравью преодолеть препятствия на пути к муравейнику.

    2.   «Вырастим фасоль». Цель:

    Закреплять знания детей о последовательности выращивания растений на примере фасоли. Развивать логическое мышление, память, внимание.

    Ход игры:

    На доске - плакат, на котором изображены стадии выращивания фасоли: зерно фасоли, фасоль, проращиваемая в тарелке с водой, фасоль с маленьким ростком, высаженная в грунт, подросшее растение фасоли, растение фасоли с имеющимися на нем стручками. Задача детей состоит в том, чтобы стрелочками показать последовательность развития фасоли.

    3.   «Помоги ежику дойти до грибка». Цель:

    Развивать у детей внимание, сообразительность, умение логически мыслить при нахождении правильного пути.


    Игра-импровизация.

    «Зарядка рядом с загадкой». Цель:

    Учить детей отгадывать загадки, фантазировать, уметь представлять себя той или иной зверюшкой, птичкой. Развивать двигательную активность.


    Ход игры:

    Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают, перевоплощаются в «отгадку», выполняют то или иное движение:

     

    -   Зверь я горбатый,

    А нравлюсь ребятам.

    (верблюд)

    -   Чик-чирик,

    К зернышкам - прыг,

    Клюй, не робей.

    Кто это?

    (воробей)

    -   Хвост пушистый, Мех золотистый,

    В лесу живет,

    В деревне кур крадет.

    (лиса)

    -   Под водой живет народ,

    -   Ходит задом наперед.

    (рак)

    -   Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет,

    А он и не знает.

    (крот)

    -   Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придет весна, Пробуждается от сна.

    (медведь)

    -   По реке плывет «бревно»,

     Ох, и злющее оно!

    Тем, кто в реку угодил, Нос он тут же откусил.

    (крокодил)


     

    -  Скачет зверюшка, Не рот, а ловушка. Попадет в ловушку И комар, и мушка.

    (лягушка)

    -   Шерсть пушится на бочках, Глазки «спрятались в очках»,

    На спинке катается.

    Как называется?

    (панда или бамбуковый мишка)

    -   Прыг-скок, прыг-скок, Длинноушка - белый бок.

    (заяц)

    -  С ветки на ветку прыгает, скачет, Упадет, но не заплачет.

    (обезьяна)

    -   Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.

    (бабочка)

    -   На лугу живет скрипач, Носит фрак,

    А ходит вскачь.

    (кузнечик)

     

    Речевые логические задачи.

    1. «Кто обедал в птичьей столовой».

    Положил я птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы их видим много зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки. Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькой грудкой. Они очень любят лакомиться салом. В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягоды рябины. А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове. Как называются птицы, которые обедали в птичьей столовой?


     

    2.   «Волшебные льдинки».

    Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки. Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки. До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову - нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда делись сосульки? Увидит ли он снова сосульки вечером?

    3.   «Где снежинки?».

    Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: «Смотрите, какие красивые!». А на рукавицах блестят капельки воды. Где же снежинки?

    4.   «Кто где зимует?».

    Собрались насекомые на лесной полянке, стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». «А я,- сказал муравей, - ...». «А мы ...»,- зажужжали пчелы, жуки. «А я, - зашуршала гусеница,-...». Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?

    5.   «Что случилось на прогулке?».

    «В понедельник мы поедем в лес»,- сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками. Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,- сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.

    Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети подошли к гнезду?

    6.   «Осень».

    Была ранняя осень. Однажды в комнату залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крыльями и золотистыми глазами. «Это стрекоза,- узнали дети.- Она - полезное насекомое». «А почему она залетела в комнату? И что нам нужно сделать?- спросила воспитательница.

    7.   «У речки».

    Вчера я была около речки и вот что я увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?


     

    8.   «По грибы».

    Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

    -    Смотри, мама, - птичка летает так низко, что я могу поймать ее. Пусть она поживет у нас дома.

    -   Нет, этого делать нельзя, - сказала мама. Почему она так ответила Вове?

    9.   «В лесу».

    В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. Там было очень хорошо. На лужайке цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и, крикнув маме: «Смотри, какой красивый цветок. Я сорву его», - побежала туда.

    -   Не трогай колокольчик, не рви его,- сказала мама. Почему мама не разрешила сорвать цветок?

    10.   «Осенние листья».

    Осенние листья лежали в саду на земле пышным ковром.

    -   Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше.

    -  А можно я сгребу листья в кучу и разложу костер?- спросил Саша.

    -   Нет, нельзя,- ответила мама.

    Почему мама не разрешила Саше сжечь листья?

    - Красный нос в землю врос,

    А зеленый хвост снаружи.

    Нам зеленый хвост не нужен,

    Нужен только красный нос.

    (морковь)

    - Щеки розовы, нос белый,

    В темноте сижу день целый.

    А рубашка зелена,

    Вся на солнышке она.

    (редиска)

    -Как надела сто рубах, Захрустела на зубах.

    (капуста)

    - Летом - в огороде, Свежие, зеленые,

    А зимою - бочке, Желтые, соленые.

    (огурцы)

    - На сучках висят шары, Посинели от жары.

    (сливы)


     

    -      Красненька Матрешка Беленько сердечко.

    (малина)

    -   На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек.

    (земляника)

    -   На зеленом шнурочке Белые звоночки.

    (ландыш)

    -   На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал,

    И развеял этот шар.

    (одуванчик)

    -   В поле - метелкой,

    В мешке - жемчугом.

    (пшеница)

    -   Все поле в сережках.

    (овес)

    Игра - предположение.

    «Что было бы, если ...» Цель:

    Учить детей логически мыслить, фантазировать, исправлять ошибки, умение рассуждать. Ход игры:

    Детям предлагается начальная фраза, например: «Что было бы, если:

    1.     В лесу не было насекомых (птиц, животных, цветов и т.д.).

    1.   Все время была зима.

    2.   Не было бы транспорта.

    3.   Ты был инопланетянином.

    4.   Не было домашних животных.

    5.   Люди не заботились о редких животных.

    6.   Не было бы лесников и т.д.

    7.   Не было бы морей.


    Сказки - тесты.

    Медведь.

    Медведь готовился к зиме. Он приготовил себе берлогу. Только хотел лечь в нее и заснуть, как увидел что-то такое, чего никогда не видел. И так медведь удивился, что даже забыл о спячке. Что мог увидеть медведь?

    Домик.

    Идет мышка по полю и видит домик. Вошла в него и стала жить в нем. Однажды в дверь постучали. Мышка открыла и видит, что на пороге стоит странное существо. Кого увидела мышка?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторские логические задачи в стихотворной форме как способ развития логического мышления и счетных навыков у детей

               Материал поможет формировать и развивать у детей первые математические представления и определенные операции логического мышления. Он содержит стихотвор...

    Решение логических задач – один из приемов развития у детей логического мышления

    В статье излагается материал из опыта работы по обучению детей решению логических задач...

    Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи, объемные фигуры».

    закрепить знания детей о  соседях чисел, предыдущем и последующем числе;развивать внимательность и закрепить названия объемных фигур;познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей...

    Презентация "Учимся мыслить логично". Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет.

    В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей....

    Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников.

    Дорогие мамы и папы предлагаю вам подборку логических задач. Они помогут вам развить в ребенке любознательность и вместе с пользой провести время. Желаю успехов!...