Презентация "Учимся мыслить логично". Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет.
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) на тему

Авдошина Ирина Владимировна

В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_myslit_logichno.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учимся мыслить логично» Авдошина Ирина Владимировна учитель-логопед детского сада №56 г . Севастополь 2013г.

Слайд 2

Введение Для успешного обучения в школе умение рассуждать играет большую роль. Учителя отмечают, что тот ученик, у которого хорошо развито логическое мышление, легче одноклассников понимает учебный материал, содержательнее осваивает новые правила, быстрее и успешнее справляется с заданиями по математике и по русскому языку. Почему? Верное выполнение заданий опирается на возможность ребенка сделать точный вывод из предложенных условий. А неумение логически мыслить приводит к снижению успеваемости и отставанию в учебе.

Слайд 3

В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей. Он — победитель конкурса по программе Министерства образования России, нацеленной на создание нового поколения учебных и развивающих пособий. Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет. Материал расположен последовательно — от легких заданий к трудным. В начале даны подробные пояснения, как научить ребенка решать задачи. Скучать ребятам не придется: задачи увлекательны, снабжены занимательными рисунками. Презентация принесет дошкольникам несомненную пользу: научит мыслить логично, творчески и хорошо подготовит к школе.

Слайд 4

О занятиях Известно, что одно занятие с ребенком 4-6 лет в целях умственного развития может длиться 15-20 минут. За это время желательно освоить не более четырех задач, поскольку главное в развитии мышления не число решенных задач, а характер их проработки. Чтобы из занятий вышел толк, целесообразно заниматься регулярно, два-три раза в неделю. Организация решения любой задачи должна выглядеть примерно так. Сначала педагог предлагает ребенку рассмотреть соответствующий рисунок — назвать изображенные на нем предметы, отметить их особенности, показать, где какое изображение расположено. Затем педагог читает первоначальное предложение, а ребенок показывает предметы, о которых говорится в этом предложении. Далее ребенку читают следующие предложения. Здесь он должен указать не все предметы рисунка, а только те, которые упоминаются. После этого предлагается вопрос задачи. При любом ответе (правильном или неправильном) ребенка нужно спросить: «Почему ты так думаешь?» или «Как ты это узнал?». Иными словами, ребенку предлагается рассказать, как он нашел ответ и почему считает его верным. Последний этап решения задачи чрезвычайно важен, поскольку нацеливает ребенка на то, чтобы он обдумал свой ответ. Если ребенок не в состоянии пояснить ход своей мысли, ему в этом следует помочь наводящи­ми вопросами, например: «О чем ты подумал сначала?» или «Что ты узнал после?».

Слайд 5

Как помогать, если трудно Начинать надо с самых легких задач, только хорошая их проработка обеспечит успешное решение более сложных задач. Если ребенок быстро справляется с легкими задачами, то можно идти дальше, к более сложным. Если же возникают трудности с самыми легкими задачами, то помогать малышу нужно путем разбора этих задач. При этом действовать нужно в зависимости от особенности решения задач того или иного типа.

Слайд 6

Что делать, если ребенку легко Как бы ребенок быстро и правильно ни решал задачи, в любом случае нужно идти последовательно от простого к сложному: от легких задач, к нелегким, затем к нетрудным и, наконец, к трудным. При этом необходимо требовать, чтобы ребенок не только не касался изображений на страницах книги, но и не указывал на них пальцем — изображения можно только называть. Чтобы занятия для таких детей стали более увлекательными, педагог может использовать задания «на проверку» и «на сочинение». В первом случае педагог читает вслух задачу и решает, но неправильно. От ребенка здесь требуется понять, в чем ошибка. Во втором случае — это касается в основном детей 6-7 лет — ребенку дают решить какую-нибудь легкую задачу. И после ее успешного решения ему предлагают самому придумать похожую задачу. Затем ее должен «с трудом» и «с ошибками» решить педагог. Такая совместная деятельность со взрослым при решении, проверке и сочинении задач захватывает детей: им часто хочется придумать такие сложные задачи, чтобы педагог не справился. Здесь нужно действовать осмотрительно. С одной стороны, следует подбадривать ребенка, поощрять к сочинению, но, с другой стороны, ему нужно напоминать, что придумать надо так, чтобы задачу можно было решить.

Слайд 7

Легкие задачи

Слайд 8

Транспорт Максим и Боря ехали на разных машинах: кто-то из них – на грузовой, кто-то на легковой. Максим ехал на грузовой. На какой машине ехал Боря? (На легковой машине)

Слайд 9

Детский сад Торопясь в детский сад, Аня забыла дома головной убор, а Саша – предметы для письма. Кто оставил дома берет, а кто – ручку? (Аня – берет, Саша – ручку)

Слайд 10

Игрушки Егор принес в детский сад гитару и барабан, а Ира – куклу и мишку. У кого из ребят были музыкальные инструменты, а у кого – игрушки? ( У Егора – музыкальные инструменты, у Иры – игрушки.)

Слайд 11

Посуда Алена и Ваня пили сок: кто-то – из чашки, кто-то из стакана. То, что было у Алены, нарисовано рядом с бокалом, а то, что было у Вани – рядом с кружкой. Из чего пил сок Ваня и из чего Алена? (Ваня – из стакана, Алена – из чашки.)

Слайд 12

Продукты Саша любит сухари и булки, а Маша – конфеты и шоколад. Кому из ребят нравятся сладости? ( Маше.)

Слайд 13

Продукты Мамы Толика и Ани готовили еду: кто-то из них варил рыбу, кто-то жарил мясо. Мама Ани не жарила мясо. Что готовила мама Толика и что – мама Ани? (Мама Толика жарила мясо, мама Ани варила рыбу.)

Слайд 14

Одежда Аня шила кукле халат и пальто, а Полина – шляпу и панаму. Кто шил головные уборы? (Полина.)

Слайд 15

Мебель В квартиру привезли новую мебель. В большой комнате оказались диван и кровать, а в маленькой – шкаф и стул. В какой комнате были предметы, на которых спят? (В большой.)

Слайд 16

Домашние питомцы Вася и Витя очень любят животных. У Васи дома есть попугай и воробей, а у Вити дома живут кошка и собака. Кто из ребят держит дома птиц? ( Вася.)

Слайд 17

Домашние птицы У бабушки Сони и Даши было три утки и два гуся. Кто-то из девочек кормил уток, а кто-то – гусей. Соня кормила трех одинаковых птиц. Кого кормила Даша – уток или гусей? (Гусей.)

Слайд 18

Фрукты - овощи Вика и Галя помогали маме. Вика мыла овощи, Галя – фрукты. Какая девочка мыла груши? (Галя)

Слайд 19

Ягоды Мамы Даши и Маши готовили варенье: кто-то - из клубники, кто-то - из вишни. Чья-то мама варила варенье из клубники в большой кастрюле, чья-то – вишню в маленькой. Мама Даши готовила варенье из клубники. В какой кастрюле варила ягоды мама Маши – в большой или маленькой? (В маленькой.)

Слайд 20

Нелегкие задачи

Слайд 21

Насекомые Эля и Юля смотрели по телевизору фильмы о насекомых: кто-то про бабочек, кто-то про жуков. Тот, кого Эля видела по телевизору, нарисован справа от жука, а тот, кого видела Юля – рядом с мухой. Кто смотрел фильм про жуков? ( Юля.)

Слайд 22

Птицы У Насти и Влады были птицы. У кого-то жил скворец, который мог повторять слова, у кого-то попугай, который ничего не говорил. У Насти была говорящая птица. Кто был у Влады, попугай или скворец?

Слайд 23

Домашние животные Зоя и Варя живут в деревне. В семье одной из девочек была корова, которая давала мало молока, а в семье другой – коза, которая давала много молока. В семье Зои была корова. В какой семье было животное, которое давало много молока? (В семье Вари.)

Слайд 24

Игрушки У Алины и Эли были мягкие игрушки. Кто-то играл с мишкой, кто-то - с зайчиком. То, что было у Алины, нарисовано слева от мишки, а то, что было у Эли, находится между зайчиком и собакой. Кто играл с мишкой? (Эля.)

Слайд 25

Овощи Вера и Вика выращивали овощи на огороде. У кого-то из них была грядка с огурцами, у кого-то – с помидорами. То, что выращивала Вика, нарисовано ниже огурца, а то, что было у Веры, находится рядом с кабачком. Кто выращивал огурцы? (Вера.)

Слайд 26

Ягоды Вика и Галя набрали в лесу ягод. Какая-то девочка собирала ягоды в корзину, какая-то - в банку. В корзине ягод было мало, в банке – много. Галя пошла в лес с корзиной. Какая девочка набрала много ягод? (Вика.)

Слайд 27

Транспорт У Паши и Артура были игрушечные машины: у кого-то пожарная машина, у кого-то автокран. То, что было у Артура, нарисовано ниже автобуса, а машина Паши находится через два рисунка от автобуса. У кого была пожарная машина? ( У Паши.)

Слайд 28

Нетрудные задачи

Слайд 29

Мебель Жираф, бегемот и носорог смотрели телевизор. Каждый сидел за своим столом. У кого-то из них был круглый стол, у кого-то квадратный, у кого-то треугольный. Бегемот сидел за квадратным столом, а жираф –а за круглым. Какой стол был у носорога? ( Треугольный.)

Слайд 30

Игрушки На празднике в детском саду Маша, Настя и Владик держали в руках : кто-то – флажок, кто-то шарик, кто-то цветок. Предмет, который держала Маша, нарисован через один от флажка, предмет Насти – выше цветка, а предмет Владика находится рядом с шаром. Кто держал в руках флажок? ( Владик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

КАК РАЗВИТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.  Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы к...

Использование дидактичкского материала "Логические блоки Э. Дьенеша" в развитии логического мышления дошкольников

Презентация Использование дидактического материала  «Логические блоки З.Дьенеша» в развитии логического мышлении у дошкольников...

Использование логических блоков Дьёныша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина для развития логического мышления дошкольников

Методические советы по использованию дидактических игрс блоками Дьенеша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина...