КАК РАЗВИТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
статья на тему

Хабибуллина Зульфия Рафгатовна

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.  Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Ведь логическое мышление лежит в основе задач по математике, физике, химии, грамматике и многих других, с которыми дети сталкиваются в школе. Таким образом, раннее овладение ребенком элементарными логическими приёмами повысит  его уровень успеваемости в школе. Но, не только в учении, но и в жизни устойчивый успех имеет тот, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно и непротиворечиво.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Хабибуллина З.Р.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 184 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

     Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

     Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, логически мыслить.

     Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.  Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Ведь логическое мышление лежит в основе задач по математике, физике, химии, грамматике и многих других, с которыми дети сталкиваются в школе. Таким образом, раннее овладение ребенком элементарными логическими приёмами повысит  его уровень успеваемости в школе. Но, не только в учении, но и в жизни устойчивый успех имеет тот, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно и непротиворечиво.

     Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, умозаключение), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

     Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа педагогов, родителей и детей. И чем раньше начинать развивать логическое мышление (в виде игр и увлекательных заданий), тем больше успехов он сможет добиться в будущем.

     Развивать логическое мышление можно начиная с 2-3 лет, когда малыш все воспринимает через действия.  Поэтому любые логические задания должны быть наглядно-действенными. Трехлеткам (думающим с помощью ручек и глазок) предлагать задания, в которых они сами должны произвести какое-то действие. Например, разложить предметы или игрушки по категориям, убрать лишнюю фигурку, добавить следующую картинку, продолжая ряд. Важно разнообразить задания, чтобы ребенок не сидел на месте, а бегал, раскладывая по стульям предложенные в задании фигурки или предметы.

Примеры игровых заданий:

  1. Разделить предметы по группам – общая классификация (начинать с двух групп, например, фрукты и посуда, добавляйте овощи, игрушки, одежду и так далее).
  2. Рассортировать предметы или игрушки по признаку (по цвету, по размеру, по материалу, из которого они сделаны).
  3. Составить целое из частей. Можно разрезать картонный квадрат на части и предложите ребенку собрать его. Также очень полезно выкладывать из геометрических фигурок животных и различные предметы (елочку, домик). Пазлы – тоже хорошие помощники в развитии логического мышления.

Дети в возрасте 4-5 лет способны мыслить при помощи образов. Соответственно, игры для развития логики должны носить наглядно-образной характер. Дети после четырех лет могут переходить к образному восприятию, а значить, логические игры должны в виде картинок или схем-рисунков. Разнообразив игры-задания, стремиться, чтобы ребенок решал задания, самостоятельно подбирая возможные варианты решения. Когда ответ готов, попросить малыша объяснить, почему он именно так решил задание.
Примеры игровых заданий:

  1. Поиск лишнего предмета или картинки, который не соответствует остальной группе (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).
  2. Изучение чередования или ритма. Сначала предложить малышу продолжить рисовать или выкладывать ряд (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). Когда ребенок уловит идею этих заданий, переходить к более сложному варианту игры. Найти фигуру, которая не достает в ряду (начинать с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание).
  3. Разложить картинки по порядку (например: семя, росточек, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).
  4. Загадки хорошо развивают образное и логическое мышление (читать их ребенку и просить их придумывать загадки самим).

Дети в возрасте 6 лет и старше способны мыслить в уме, то есть воспринимать словесно-логические задания. Старшим дошкольникам нужно постепенно предлагать решать устные задания, развивая способность решать задачи «в уме», отрываясь от изображений и образов.

Примеры игровых заданий:

  1. Добавить нужное слово. Есть множество вариантов таких заданий. Подбирать антонимы: сухой – мокрый, высокий – ... (низкий). Предлагать указать место жительства (собака – будка, птичка – гнездо, медведь – ... (берлога)) или род деятельности (учитель – учит, врач – лечит, повар – ... (готовит)).
  2. Заполнение различных таблиц также является хорошей тренировкой. Таблицы должны быть вначале не более чем на 9 ячеек, заполнять их можно фигурами в определенном порядке, ставя перед ребенком различные задачи. Например: что должно быть в свободной ячейке вертикального ряда, если в предыдущих был квадрат? Какого цвета должен быть квадрат, если все фигуры его горизонтального ряда красные?
  3. Учить ребенка играть в шашки, шахматы и другие настольные игры, это отлично развивает логическое мышление.
  4. Обсуждение увиденного или прочтенного, предоставляя ему возможность самому сделать выводы. Например: зачем мальчик так поступает, к чему это может привести?
  5. Делать логические выводы, опираясь на свойства окружающих предметов и явлений. Например: что случится, если поднести спичку к пламени?

     Играя с удовольствием в эти игры, ребенок не подозревает, что в этот момент занимается очень важным для себя накоплением опыта в развитии внимания, памяти, логики и воображения. Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.

Литература

  1. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005. 
  2. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2006. 
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ "Учитель", 2007. 
  4. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. 
  5. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Учитель, 2007. 
  6. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. – М.: МЦНМО, МИОО, 2006. 
  7. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006. 
  8.  Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2007. 
  9. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006. 
  10. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Книголюб, 2007. 
  11. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М.: АСТ, Слово, 2009.