Методические рекомендации для педагогов: «Как помочь ребенку развить логическое мышление»
материал (старшая, подготовительная группа)

Кравченко Елена Евгеньевна

Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать умозаключения - выводы. И она не существует отдельно от психики в целом, а связана со всеми процессами, которые происходят в сознании малыша. А их немало, ведь ребенок в этом возрасте открывает и познает мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов:

«Как помочь ребенку развить логическое мышление»

                                                                                             

                                                                                               Подготовила:

                                                                                   учитель – дефектолог

                                                               МАДОУ «ДС № 15 «Солнышко»

                                                                                              Кравченко Е.Е.

                                                 Краснодарский край, ст. Староминская

Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать умозаключения - выводы. И она не существует отдельно от психики в целом, а связана со всеми процессами, которые происходят в сознании малыша. А их немало, ведь ребенок в этом возрасте открывает и познает мир.

                    Как помочь ребенку развить логическое мышление?

     Конечно, абстрактно-логическое мышление развивать надо. Но не стоит и забывать, что образное тоже очень важно:

  • Во-первых, это основа творчества, относиться к образному мышлению нужно очень бережно и не препятствовать детскому фантазированию, а напротив, всячески развивать воображение.
  • Во-вторых, активный процесс развития абстрактно-логического мышления психологи связывают с младшим школьным возрастом.

Поэтому не стоит спешить – психика ребенка еще не готова к полноценному логическому мышлению. А вот основа для него, предпосылки для дальнейшего успешного развития действительно нужны.

Что следует развивать?

     Главные инструменты логического мышления - слова-понятия и словесные конструкции – суждения и умозаключения. Поэтому к развитию знаковой функции сознания, то есть речи нужно отнестись максимально серьезно.

- Занимаясь с ребенком, следует обратить внимание и на объем словарного запаса, и на понимание значения слов, которые использует ребенок.

- Важно также построение предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения – это формы логического мышления, в которых устанавливаются связи и взаимозависимости между объектами, последовательность действий и т. д. Поэтому нужно помочь ребенку строить и использовать в речи сложные предложения.

В этом возрасте ребенок использует речь, проговаривая свои действия и рассуждая во время игры и рисования. Такая речь – это лишь дополнение к образному мышлению, но ее можно постепенно превратить в полноценную, предлагая ребенку рассказать, что он делает.

     Слово пока не является безусловным инструментом мышления, поэтому важно организовать игровую деятельность так, чтобы ребенок активно применял речь и учился использовать слова не только во внешней, но и во внутренней речи.

     Следующее направление развития логического мышления – усвоение ребенком абстрактных понятий, то есть значений и смысла таких слов, которые не связаны с конкретными чувственными образами. Самыми простыми из таких понятий являются сенсорные эталоны, их ребенку понять проще, потому что привязка к конкретным объектам здесь все-таки имеется. Более сложными понятиями для ребенка являются такие, как:

- радость;

- справедливость;

- праздник;

- игра и т. д.

      К абстрактным понятиям логического мышления относятся знаки, например, дорожные и числа. Математические действия  очень полезны для развития высшей формы мышления. Как правило, дети в старшем дошкольном возрасте умеют уже совершать простейшие арифметические действия, но делают их с опорой на образ, считая, например, машинки, яблоки, зайчиков.

     Усвоение на элементарном уровне основных форм логического мышления (анализ, сравнение, синтез) также вполне доступно детям этого возраста. Например, установление причинно-следственных связей.

Малыши очень любят спрашивать: «Почему?» А взрослым надо не просто отвечать на вопросы ребенка, а предложить ему порассуждать и найти ответ самостоятельно. Пусть даже этот ответ будет не совсем верным фактически, важно, чтобы он был логичным. Например, на вопрос: «Почему на улице ветер?» ребенок может сказать: «Потому что ветки деревьев сильно качаются, они разгоняют воздухи получается ветер». По сути, это неправильный ответ, но он вполне логичен в рамках имеющихся у малыша знаний. И его за такой ответ надо похвалить, но дать правильный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки, помогающие развить логическое мышление у дошкольников

Загадки помогают развить у дошкольников  логическое мышление....

рекомендации педагогам и родителям по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Конкретные рекомендации педагогам и родителям по развитию           логического мышления у детей дошкольного возрастаРебенок должен научиться самосто...

Презентация "Учимся мыслить логично". Цель работы - развить логическое мышление дошкольников. Данные логические задачи доступны детям 4-7 лет.

В основу данной презентации положено пособие «Учимся мыслить логично» автора Зак А.З., психолога, который много лет изучает мышление детей....

КАК РАЗВИТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.  Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы к...

Методические рекомендации для педагогов: «Как лучше развивать логическое мышление?»

Развитие ребенка – это очень деликатный процесс, особенно если речь идет о его психике....

Рекомендации учителя - дефектолога для педагогов «Как помочь ребенку развить логическое мышления».

Развитие психических процессов - главная задача в развитии ребенка с ЗПР....

Как развить логическое мышление ребенку?

Логическое мышление - процесс сложный и крайне необходимый для нормального психического,физического и социального развития ребенка....