Как нужно себя вести взрослым, чтобы стимулировать речевое развитие ребенка?
статья по логопедии

Сычева Галина Михайловна

Материал поможет родителям понять алгоритм поведения с неговорящим ребенком, для запуска детской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Как нужно себя вести взрослым, чтобы стимулировать речевое развитие ребенка?

Много говорить, используя простые понятные предложения.

 

Говорить с ребенком медленнее и громче, чем обычно говорите со взрослыми

Говорить с ребенком преувеличенно эмоционально (ребенок интонацию и выражение лица «считывает» гораздо лучше, чем смысл слов).

 

Говорить о том, что происходит здесь и сейчас: «Ой! Снег пошел!». Использовать все ситуации, которые возникают естественным путем.

Сопровождать речь жестами: «Смотри, собачка!» (показать пальцем).

Использовать «детскую» и «взрослую речь»: «Смотри, собачка! Аф-аф!». При этом не «сюсюкать», искажая звуки, говорить просто, но правильно.

Следовать за инициативой ребенка. Говорить о том, на что ребенок смотрит или о том, что он взял в руки.

Стараться привлекать внимание ребенка к своему лицу, смотреть в глаза (приседать, наклоняться к ребенку)

Повторять за ребенком - то есть имитировать все звуки или действия, которые про изводит ребенок, чтобы вовлечь его в игру по очереди. У ребенка от природы развита способность к имитации.

Повторять звуки, которые сказал ребенок, а затем добавлять нормальное слово, которое подходит в этой ситуации: Ты сказал а-а-а! Молодец! Машинка! Ты хочешь машинку?

Обращаться к ребенку, задавать ребенку вопросы (так, как будто он уже может ответить словами). После каждого вопроса делать намеренную паузу не менее 3 секунд. Во время паузы смотреть ребенку в глаза и выражением лица показывать, что вы ждете ответа (брови подняты, вопросительное выражение лица).

Использовать альтернативные вопросы. Например, вместо: Ты будешь есть? Спросить: Ты будешь суп или салат? В качестве ответа может быть указательный жест (если тарелки с супом и салатом на столе), затем слово (тарелок с едой не видно).

Пока не появились слова, которые ребенок произносит сам, избегать инструкций типа: «Скажи!», «Попроси!». Вместо этого давать образец высказывания и делать паузу, стимулируя ребенка повторить этот образец. Например, ребенок кричит, потому что хочет получить мяч. Вы берете в руки мяч (не отдаете сразу), смотрите ребенку в глаза, четко говорите: «Дай!» или «Дай мяч!». Делаете паузу 3 секунды. Если ребенок во время паузы попытался сказать «дай» - хвалите и отдаете мяч. Если не попытался сказать - отдаете мяч и повторяете весь процесс при следующей удобной ситуации.

Комментировать все, что происходит: «Я беру яблоко, мою его и кладу на тарелку .... Женя ест яблоко - ам, ам.

«Озвучивать» все действия ребенка, как бы говорить за него. Говорить не только о действиях, но и о настроении, чувствах. «Владу весело? Да?»

Придумывать «ритуалы» - события, которые происходят каждый день в определенной последовательности. Для ребенка важно заранее знать, что будет происходить дальше. Например, стучать в дверь, перед тем, как войти в ванную комнату «Тук-тук». «Будить» стол, когда сидишь за столом: «Тук-тук». Или говорить всем игрушкам «Пока-пока» и махать рукой, перед тем, как лечь спать и т.д. Таких ритуалов должна быть много. Избыток новой информации вызывает у ребенка стресс и тормозит развитие речи.

Читать много раз одни и те же стихи и сказки, делая паузы 3 секунды в конце. каждой строки:

        Муха по полю         пошла

        Муха денежку         нашла

Как можно чаще использовать ритм: двигаться под музыку, петь, хлопать в ладоши.

 Совмещать ритмичные действия и чтение ритмичных стихов. Например, качать ребенка на качелях и читать стихи Чуковского.

Стимулировать вестибулярную систему ребенка: качели, карусели, качать на большом резиновом мяче, крутить в офисном кресле, подбрасывать ребенка на коленях «Па кочкам, па кочкам ... », чаще ходить на детскую площадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие"

взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна давно, поэтому развивая моторику преодолеваем отклонения возникшие в речевом развитии....

развиваем пальчики стимулирующие речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития. Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществ...

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие» О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши п...

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие...

Детская истерика: как себя вести взрослым?

Ох уж эти детские истерики! "Эмоциональная лавина" кажется сметает все на своем пути и повергает родителей в смятение. Спокойствие! Только спокойствие! Родителям необходимо сохранять самообл...

Консультация для родителей " Как нужно себя вести с детьми, впервые посещающими детский сад"

Рекомендации родителям по поведению с детьми при адаптации...