Развитие речевого дыхания для детей с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Тригубова Екатерина Викторона

Дыхание — основа жизни и здоровья человека. У детей в норме, с физиологическим дыханием, формируется речевое дыхание. В чем отличие речевого дыхания от обычного?

Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох выдох осуществляются через нос, они короткие и одинаковые по продолжительности. Речевое дыхание — это управляемый процесс, в нем вдох осуществляется через рот и нос, а процесс выдоха идет через рот, вдох значительно короче выдоха.

Для речи обычного дыхания не хватает. Речевое дыхание — основной источник энергии преобразования звучащей речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает:

‒ нормальное голосообразование;

‒ четкое звукообразование;

‒ создает условия для поддержания нормальной громкости, плавности, интонационной выразительности, четкого соблюдения пауз.

У детей с ОВЗ часто наблюдается несформированность речевого дыхания.

Это проявляется в следующем:

‒ слабый вдох;

‒ недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый;

‒ неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха.

Это приводит к нарушению звукопроизношения и просодической стороны речи. Ребенок говорит тихо, интонационно невыразительно, монотонно, недоговаривает фразу до конца, иногда говорит на вдохе (речь «взахлеб»).

Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов коррекционной работы и проводится на протяжении всей работы с ребенком. Начинать работу необходимо с выработки сильного, длительного, ротового выдоха.

Для решения этой задачи я использую различные игры и упражнения:

Осенние листочки

Цель: выработка длительного, непрерывного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки.

Ход игры: Педагог раздает детям листочки с приклеенными ниточками длиной 20–40 см. Ребенок, не поднимая плеч, дует на одном выдохе, не добирая воздуха.
image

Летите, птички!

Цель: выработка длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: разноцветные птички, вырезанные из плотной бумаги.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка ставят одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз). Можно устроить соревнование «Чья птичка дальше улетит»


image

 

Аэробол
 

Цель- удержать шарик как можно дольше.

Ход игры: В чашечку помещается легкий шарик. Педагог предлагает ребёнку дуть в трубочку медленно, долго и плавно в соломинку, тогда шарик будет парить над чашечкой. Можно провести соревнование - кто дольше удержит шарик в воздухе.

image

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

                 Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от в...

Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхате...

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Развитие дыхания  - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей - логопатов независимо от вида их речевого дефекта.Необходимо научиться парвильному дыханию....