Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР в рамках дошкольной образовательной организации».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Киселева Татьяна Олеговна

Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР в рамках дошкольного образовательного учреждения».

«Ум  ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский.

 

На современном этапе развития образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей.

В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребёнка. Многие исследователи, занимающиеся  проблемами коррекционной работы  у детей раннего  возраста с  нарушениями речи, указывают на взаимосвязь  и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Н.И. Жинкин отмечал: «Управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами не будут сообщать в управленческий центр, что ими делается,… Таким образом, кинестезии не что иное, как обратная связь, по которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение…». Ребёнок с лёгким проявлением дизартрии испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов движения. Кроме того, снижение обратной кинестетической афферентации может задерживать интеграцию различных функциональных систем, таких как слуховая и зрительная, имеющих отношения к речевому процессу.

По словам В.А. Сухомлинского: « Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие учёные (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина, В. М. Бехтерева и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР в рамках дошкольного образовательного учреждения».

«Ум  ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский.

На современном этапе развития образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей.

В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребёнка. Многие исследователи, занимающиеся  проблемами коррекционной работы  у детей раннего  возраста с  нарушениями речи, указывают на взаимосвязь  и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Н.И. Жинкин отмечал: «Управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами не будут сообщать в управленческий центр, что ими делается,… Таким образом, кинестезии не что иное, как обратная связь, по которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение…». Ребёнок с лёгким проявлением дизартрии испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов движения. Кроме того, снижение обратной кинестетической афферентации может задерживать интеграцию различных функциональных систем, таких как слуховая и зрительная, имеющих отношения к речевому процессу.

По словам В.А. Сухомлинского: « Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие учёные (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина, В. М. Бехтерева и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Наряду с традиционными методами коррекционного воздействия на ребёнка с ОВЗ  всё больше используют нетрадиционные формы работы.

К нетрадиционным методам воздействия  относятся: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия (воздействие музыки на человека с терапевтическими целями), хромотерапия (воздействие цвета на организм ребенка), литотерапия (воздействие камней, минералов, на организм человека), имаготерапия ( куклотерапия, сказкотерапия), пескотерапия (игры с песком), светотерапия; артикуляционные игры с ложками, упражнения для язычной и губной, щёчной мускулатуры с водой, логопедический массаж и самомассаж, ДЭНС – терапия,  а также биоэнергопластика, кинезиология, Су-джок терапия и многие другие.

Я предоставляю вашему вниманию нетрадиционные методы, которые я использую в своей работе. Один из них “Литотерапия“. В более широком понимании, литотерапия – это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Камешки марблс,  материал, который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.

Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:

  • Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;
  •  Упражнять в ориентировке на плоскости листа;                                                                          Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
  • Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
  • Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику;
  • Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;
  • Проводить профилактику дисграфии,  работу по автоматизации поставленных звуков;
  • Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память;
  • Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

Предлагаю игры на постановку и автоматизацию поставленных звуков:

  1. Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук.
  2. Найди букву в сухом бассейне среди камешков, которую ты учишь.
  3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне, который заполнен камешками Марблс.
  4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком.
  5. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог.
  6. Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенных разбор слова, с помощью камешков.
  7. Заполни дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук.
  8. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук.
  9. Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук.

Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» обладают расслабляющим эффектом. Вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии.  С этим материалом дети работают с большим удовольствием, и благодаря этому в своей работе мне удалось быстрых успехов в постановке нарушенных звуков у детей. Сократились сроки постановки и введения звуков в свободную речь.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Игра – это что-то выдуманное, это сказочный мир, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.                                                                                                                                   Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском  саду, в  кабинете логопеда.

Посредством песочной терапии решаем непосредственно коррекционно-логопедические задачи:

– мощно развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук,  как основа развития «ручного интеллекта»;

– закрепляется навык правильного звукопроизношения;                                                              – более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятия, внимание, память, мышление);

– совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка;

– способствуют расширению словарного запаса;

– помогают освоить навыки звуко – слогового анализа и синтеза;

– позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

– способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

– помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

– развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

– стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;                    – позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;                                                   – преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;                                                                     – развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;                                                                       – совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;                                                                   – существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Элементы пескотерапии использую в различных видах работы.                         На этапе подготовки к постановке звука:                                                                                                        – во время артикуляционных упражнений: при выполнении упражнения «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку»;

– выполняя упражнение «Индюк» – языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка;

– «Качели» – языком ритмично двигать вверх-вниз. Указательным пальцем ведущей руки в такт движениями языка двигать по песку в том же направлении.

На этапе автоматизации звуков выполняем следующие упражнения: «Мотор» – произносить звук «Р», проводя указательным пальцем дорожку по песку. Либо в толще песка искать игрушку – машину. Найдя её, произносит этот звук. Упражнение «Горка» – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек со звуком «С» и, набрав песок  и произнося этот звук, засыпать её.

Большинство приемов, игр, упражнений на занятиях по обучению грамоте с использованием песочницы направлено на развитие зрительного внимания и памяти, мышления, творческой фантазии, связной речи. В процессе игр ребенок учится не только на слух выделять заданные звуки, но и соотносить их с буквами, которые он может нарисовать пальцем, палочкой, вылепить из песка.

В играх с песком у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения, различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи.

Развивая фонематический слух, используем следующие упражнения:

«Два города» – песочница разделена на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные города (например, в «город С» и «город Ш».

«Спрячь ручки» – прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что необходимо для развития правильного звукопроизношения.                                     При работе над слоговой структурой слова можно играть в следующие игры:

«Раздели слово на слоги» – ребенок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги. Вариант этого упражнения – выбрать из песка игрушки с заданным количеством слогов.

Детям с нарушениями речи тяжело осваивать звуковой анализ слова и предложения. Для успешного обучения данным видам работы применяю игровые упражнения: «Напиши», «Найди» - ребенок пишет или ищет в песке разные буквы, затем составляет слоги, слова, а из слов предложения.

Использование игры с песком и в совершенствовании грамматического строя речи: в усвоении притяжательных и относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными и т.д Используем также методики игр с песком, которые предлагают Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

– поскользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

– выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;

– создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

– «пройди» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы;

– «поиграй» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

Дети очень любят рисовать на песке, «печатать» буквы и слова, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Исправлять на песке проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это для ребенка очень важно, так как он не фиксирует свое внимание на ошибках, и неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

Процесс развития речи  довольно длительный. Вводить ребенка в мир звуков и слов  надо постепенно, последовательно и целенаправленно. В период становления у ребенка речи очень важно развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»

1.1.       Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям  улучшить  и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...

Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5 – 6 лет с ОНР

В рамках применения педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении главную роль играют игровые технологии, так как игра для дошкольников является ведущей деятельностью. В процессе...

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ"

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ"....

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...