Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5 – 6 лет с ОНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5 – 6 лет с ОНР | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5 – 6 лет с ОНР.
В рамках применения педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении главную роль играют игровые технологии, так как игра для дошкольников является ведущей деятельностью. В процессе применения игровых технологий у детей развиваются коммуникативные навыки, речевые и психические процессы. Процесс обучения становится интересным и насыщенным.
Использование игровых технологий в ДОУ позволяет создать наиболее оптимальные условия для коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Визуализация основных компонентов устной речи активизирует работу моторного, слухового и зрительного анализатора, что в конечном итоге позволяет получить положительную динамику развития речи у детей с ОНР.
Цель игровых технологий: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
Достижение высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Основные направления работы по развитию речи детей с ОНР с использованием разных игровых технологий:
- Развитие артикуляционного аппарата.
- Выработки плавной направленной воздушной струи.
- Развития мелкой моторики.
- Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.
- Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Перспективный план.
№ п/п | Тема, содержание | Дидактические игры | Оборудование | Игровое действие |
Сентябрь I . | «Детский сад» Название и назначение основных помещений детского сада (групповая комната, музыкальный зал, кухня, медицинский кабинет и др.). Названия профессий работников детского сада. Правила поведения в детском саду, в группе | «Петрушки» Цель: Познакомить с пространственными отношениями, выраженными предлогами «на» «под». «Запомни и назови» Цель: Учить узнавать и запоминать названия профессий работников детского сада, помещений. «Цепочки» Цель: Учить выкладывать различные предметы, находящиеся в группе(кубики, тарелочки, карандаши и т.д.) в заданном порядке по цвету, размеру и т.д. Закрепление знаний сенсорных эталонов. | Кукольная мебель (стол, стул, шкаф), два клоуна ,две мелкие игрушки. Демонстрационные и раздаточные картинки по теме. Различные предметы, находящиеся в группе кубики, тарелочки, карандаши и т. д. | Клоуны прячут игрушки, а дети называют расположение каждой игрушки, используя предлоги. Затем ребенок берет игрушку и размещает ее по заданию педагога. Педагог загадывает загадки –описания о профессиях и помещениях ДОУ, дети отгадывают и размещают картинки правильно. Выкладывание цепочек по какому-либо признаку. |
II. | Осень Смена времен года, их взаимосвязь (осень после лета, после осени зима). Приметы ранней осени:- в погоде (похолодание, дожди, прохладный ветер):
| «Выбери картинки об осени». Цель: Учить узнавать и запоминать осенние признаки. «Что сначала, что потом». Цель: Закреплять знание названий времен года и их признаков, обучение связному высказыванию. «Лови -назови» Цель: закреплять названия и порядок следования времен года, развитие общей и мелкой моторики. | Раздаточные картинки по теме «Времена года» Раздаточные картинки по теме «Времена года» Мяч | Дети выбирают картинки, на которых изображении характерные признаки осени. Выкладывание картин с изображением времен года в заданном порядке. Перекидывание мяча с названием времен года. |
III. | Фрукты Обобщающее понятие: фрукты; сад; урожай; плоды; плодовое (фруктовое) дерево; Название распространенных плодов - фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан). Особенности внешнего вида - цвет, форма, величина, твердость-мягкость. Вкусовые особенности и варианты употребления в пищу. | «Разложи по группам» Цель: закреплять знание сенсорных эталонов, учить соотносить их с предметами . «Четвертый - лишний» Цель: закрепление знаний о фруктах, развитие и коррекция процессов анализа, классификации. «Узнай на вкус» Цель: закрепление вкуса и названия фруктов. Умение подбирать прилагательные-определения к существительным. | Предметные картинки с изображением фруктов разного цвета, размера и формы. Предметные картинки с изображением фруктов и овощей. Тарелочки с кусочками фруктов, зубочистки, салфетки. | Классификация по группам (цвету, форме, размеру). Выбор картинок по заданию. Узнавание фрукта на вкус. |
IV. | Овощи. Обобщающее понятие: овощи; огород; урожай; плоды; Название распространенных плодов - овощей(помидор, огурец, лук,морковь, капуста). Особенности внешнего вида - цвет, форма, величина, твердость-мягкость. Вкусовые особенности и варианты употребления. | «Сад-огород» Цель: развитие навыка дифференциации понятий «Овощи»-«Фрукты» «Узнай на вкус» Цель: закрепление вкуса и названия овощей. Умение подбирать прилагательные-определения к существительным «Чего не бывает?» Цель: развитие мыслительных процессов, закрепление знаний об овощах и фруктах. | Картинки с изображением овощей и фруктов, сюжетные картинки с изображением сада и огорода. Тарелочки с кусочками овощей, зубочистки, салфетки. Предметные картинки с изображением овощей, и сюжетные картинки «Сад», «Огород». | Распределение «урожая» по месту произрастания. Узнавание овоща на вкус. Отрицание какого-либо свойства плода, например: какой овощ не бывает красным? |
Октябрь I. | Деревья Расширение и уточнение знаний детей о растениях ближайшего окружения, знакомство с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев деревьев и кустарников); закрепление знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе. | «Повтори, не ошибись» Цель: развитие слуховой памяти, внимания, закрепление названий деревьев. Игра «Собери дерево» Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о частях деревьев. «Угадай, с какого дерева лист и плод» Цель: закрепление знаний о деревьях, их частях, развитие процессов анализа и синтеза. | Картинки с деревьями (дуб, рябина, береза, ель, клен); Картинки с частями деревьев (корень, ствол, ветки, листья, плоды, желуди, елочные шишки, березовые сережки, ягоды рябины, семена клена) Натуральные листья и плоды деревьев, собранные детьми во время прогулки, картинки с изображениями деревьев. | Повторение словесных цепочек: дуб- береза- рябина, рябина-ель-дуб и т.д. Составление на доске дерева из картинок-изображений частей деревьев. Угадывание принадлежности листьев и плодов к определенному дереву. |
II. | Игрушки Систематизировать знания детей об игрушках; формировать обобщающее понятие «игрушки»; совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. | «Узнай по описанию» Цель: закрепление знаний о внешнем виде игрушек, развитие умения описывать игрушки, указывать существенные признаки. «Узнай целое по части» Цель: закрепление знаний о внешнем виде игрушек, их частей, коррекция процессов анализа и синтеза. «Найди недостающую игрушку» Цель: закрепление знаний о материалах из которых изготавливают игрушки, развитие навыка согласования прилагательных с существительными, навыка словообразования. | Игрушки (кукла, мячик, волчок (юла), неваляшка, матрешка, машинка) расставлены на столе. Картинки с изображением игрушек, картинки с изображением частей этих же игрушек. Материалы для изготовления игрушек (мех, резина, пластмасса, дерево), игрушки из различных материалов. | Угадывание игрушек по описанию, описание игрушек. Узнавание целостного изображение по части предмета. Группировка игрушек по материалу из которого она изготовлена. |
III. | Я и мое тело. Названия частей тела и их назначение. Части лица, внешние различия у людей (цвет глаз, длина волос, размер носа и т.п.). Понимание и осознание своего возраста и пола (ребенок — мальчик). Охрана здоровья и гигиена тела; предметы гигиены | «Большой - маленький» Цель: закрепление названий частей тела, понимание своего возраста, закрепление умения образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительного. «Зеркало» Цель: тренировка произвольного внимания, развитие моторики, закрепление гигиенических навыков. «Добавь слово, выбери картинку» Цель: закрепление названий и назначений частей тела, расширение глагольного словаря. | Картинки с изображением взрослого человека и ребенка. Картинки с изображением людей, производящих различные движения с предметами и без (прыгает, спит, ест ложкой, чистит зубы и т. д.) Предметные картинки с изображением частей тела. | Называние частей тела, сравнение частей тела взрослого и ребенка по размеру, образование уменьшительно – ласкательной формы существительного. Копирование действий по заданию и по образцу. Определение правил гигиены. Называние действий, производимых различными частями тела с опорой на картинки и без опоры(моргать….., ушами…..). |
IV. | Цвет предметов Название цвета (красный, зеленый, желтый) и направления (право — лево, верх — низ), закрепление умения соотносить цвет с предметом. | «Выложи узор» Цель: закрепление знаний о цвете, развитие умения действовать по инструкции и по образцу, развитие внимания. «Найди цветок для бабочки» Цель: закрепление умения различать цвета, обозначать результат нахождения цвета словами «такой же , не такой», развитие умения действовать по инструкции. «Запомни и назови» Цель: называние нужного цвета по памяти. | Полоски, круги разного цвета, альбомный лист – коврик. Крупные цветы разного цвета, картонные бабочки. Листы лото с четырьмя квадратами разных цветов. На каждом листе различное расположение цвета, маленькие квадраты различного цвета. | Выкладывание узоров. Нужно помочь бабочкам найти свой цветок. Нахождение цвета по заданию с ориентировкой на образец. |
Ноябрь I. | Грибы Знакомство детей с грибами, с понятиями «съедобный», «несъедобный»; уточнение представления о значении леса в жизни человека; воспитание бережного отношения к природе. | «Сложи картинку» Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде грибов. «Помоги Незнайке сварить суп» Цель: закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах, умения быстро находить картинку, объяснять свой выбор. «Чего не стало?» Цель: развитие и коррекция зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи, закрепление навыков словообразования. | Разрезные картинки с изображением грибов. Картинки с изображением грибов, Кукла Незнайка, кастрюля. Картинки с изображением грибов. | Складывание разрезных картинок. Выбор картинок по заданию. Называние картинки, которую убирает педагог, остановка существительного в Р.п. |
II. | Ягоды Формирование понятия «ягоды»; узнавание и правильное называние конкретных предметов, относящихся к этому понятию; образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа. | «Четвертый лишний» Цель: закрепление знаний о ягодах, развитие и коррекция процессов анализа, классификации. «Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного. «Какой, какое» Цель: закрепление умения узнавать и называть ягоды, навыка образования прилагательных от существительных. | Предметные картинки с изображением ягод, овощей, фруктов, грибов. Картинки с изображением ягод большого и маленького размера. Предметные картинки с изображением ягод и того, что из них можно приготовить(банка с вареньем из малины, стакан с соком и т.д.) | Выбор одного, не подходящего к трем другим предмета. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Образование прилагательных от существительных. |
III. | Цвет предметов Учить детей различать желтый, красный, оранжевый цвета, закреплять названия цветов; формировать прием сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с образцом), понятия «верх» — «низ». | «Художники» Цель: закрепление навыка работы с красками, получение оранжевого цвета смешением красок. «Собери букет» Цель: закрепление знаний о цвете, активизация словаря по теме, использование в речи распространенных предложений. «Найди свое место» Цель: закрепление знаний о цвете, навыка выбора цвета по образцу, развитие внимания. | Альбомные листы, кисти, салфетки, палитра, краски. Картинки с изображением цветов красного, желтого и оранжевого цвета. Цветные листочки деревьев, Большие деревья с листьями разного цвета. | Получение оранжевого цвета смешением красок. Раскладывание цветов по группам. У каждого ребенка листок, по сигналу педагога ребенок подбегает к дереву с листьями такого же цвета как у него. |
IV. | Поздняя осень Закрепление знаний детей об осени (предзимье: дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, заморозки), названия осенних месяцев; различение признаков ранней и поздней осени. | «Повтори, не ошибись» Цель: закрепление названий осенних месяцев, развитие слухового внимания, памяти. «Сложи картинки» Цель: выкладывание картинок-символов ранней и поздней осени на соответствующую большую картину. «Что изменилось?» Закрепление знаний об осени, развитие зрительного внимания, памяти. | Мяч. Большие картины с изображением ранней т поздней осени, маленькие картинки-символы. Одинаковые фрагменты осенних пейзажей ранней и поздней осени. | Называние осенних месяцев по порядку. Выкладывание картинок, составление предложений с союзом «а». Определение отличий разных периодов осени. |
Декабрь I. | Зима Место зимы среди других времен года (после ..., перед ..., до ...). Приметы зимы: -в погоде: снегопад, морозы, метели, солнце светит, но не греет; лед на водоемах;
в живой природе: птицы замолкают, перебираются ближе к чело- веку; зимняя одежда у людей, уборка снега. | «Разложи времена года по порядку» Цель: закрепление знаний о временах года, развитие внимания, памяти. «Найди ошибки художника» Цель: развитие внимания, связной речи. «Эстафета» Цель: закрепление признаков времен года, совершенствование умения строить простое предложение | Картинки с изображением времен года. Сюжетные картинки, на которых времена года изображении с ошибками. Палочка-эстафета. | Раскладывание картинок по порядку. Исправление ошибок. Называние признака времени года по заданию. |
II. | Дикие птицы. Обобщающее понятие «птица». Внешние характерные признаки: величина, цвет оперения, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения. Место проживания зимой и в другие сезоны. Забота о птицах в зимнее время (кормушки, корм). | «Сложи картинку» Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде птиц. «Четвертый лишний» Цель: закрепление знаний о диких птицах, развитие и коррекция процессов анализа, классификации. «Кто что делает?» Цель: закрепление словаря по теме, закрепление навыка употребления глаголов-действий. | Разрезные картинки с изображением птиц. Предметные картинки с изображением домашних и диких птиц. Предметные картинки с изображением птиц. | Складывание разрезных картинок, называние частей тела птиц. Выбор картинки, не подходящей к остальным. Называние птиц и звуков, которые они подают. |
III. | Зимние забавы детей Зимние явления в природе: -снегопад, ветер, активность солнца; - представления о зимних видах спорта: - катание на санках, лыжах, коньках, игра в снежки, лепка снеговика , постройка снежной крепости; -пропидевтическая работа по теме «Одежда». | «Когда это бывает?» Цель: развитие зрительного внимания, речи. «Одень куклу на прогулку». Цель: развитие мыслительных операций, связной речи. «Составь снеговика и расскажи о нем» Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. | Картинки с изображением играющих детей в разное время года. Кукла, или ее изображение, нарисованная или настоящая кукольная одежда. Картинки с частями снеговика, части могут отличаться друг от друга различными элементами (ведра разного цвета и т.д.) | Выбор картин, изображающих развлечения детей зимой. Выбор одежды, соответствующей времени года, прогулка с куклой на участке. Составление снеговика и рассказ-описание о нем. |
IV. | Новый год Объяснение названия праздника. Особенности праздника, персонажи. Подготовка к празднику. Формирование ответственного отношения к природе (как можно беречь лес). | «Составь рассказ» Цель: Составление рассказа о празднике по опорным картинкам. «Собери гирлянду» Цель: закрепление знаний о цвете, умения выкладывать повторяющийся рисунок самостоятельно. «Что изменилось?» Цель: развитие зрительного внимания, памяти. | Сюжетные картинки с изображением праздника «Новый год». Фигурки, флажки, круги разного цвета и размера. Объемная елка, на которой висят игрушки. | Выкладывание картинок по порядку и составление рассказа. Выкладывание узора. Нахождение изменившегося места предметов. |
Январь III. | Зимующие птицы. (голубь-снегирь) Понятие «зимующие птицы», причины зимовки. Части тела. Внешние характерные признаки голубя и снегиря: величина, цвет оперения, повадки, способ передвижения. | «Сравни по описанию» Цель: развивать мыслительные операции, зрительное внимание, речь. «Сложи картинку» Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде птиц. «Запомни и расскажи» Цель: активизация зрительного внимания и памяти, развитие связной речи. | Картинки с изображением голубя и снегиря. Разрезные картинки с изображением птиц. Сюжетные картинки с изображением голубя и снегиря в разных ситуациях. | Сравнение картинок. Складывание разрезных картинок, называние частей тела птиц, называние их признаков. Рассматривание и запоминание картинки, рассказывание сюжета по памяти, описание местоположения птиц и их действий. |
IV. | Одежда. Обобщающее понятие «одежда» и ее назначение. Название распространенных предметов одежды. Детали одежды: воротник, карман, манжет, молния, пуговицы. Одежда для мальчиков и девочек. Различия одежды по сезону. Материалы для изготовления одежды. | «Часть и целое» Цель: закрепление знаний о частях одежды, развитие внимания, мыслительных процессов, связной речи. «Как мы одеваемся?» Цель: закрепление словаря по теме, классификация одежды по сезонам, построение предложений с однородными членами. «Ателье» Цель: классификация одежды по сезонному признаку, употребление прилагательных, обозначающих материал одежды, развитие диалогической речи. | Изображения одежды и различных ее частей. Предметные картинки с изображением одежды. Вывеска «Ателье» плоские манекены, одежда из разных материалов. | Угадывание целого по части, описание одежды. Педагог дает ориентировку : «Коля собрался кататься на коньках и одел…» дети выбирают подходящие картинки, повторяют начало предложения, а затем перечисляют одежду. Ведение диалога. Дети заказывают одежду: называют материал, части одежды, цвет, размер. |
Февраль I. | Обувь. Обобщающее понятие «обувь» и ее назначение. Название распространенных предметов обуви. Детали обуви: каблук, застежка, шнурки, пряжки, молния. Обувь для мальчиков и девочек. Различия обуви по сезону. Материалы для изготовления обуви. | «Соедини точки» Цель: закрепление знаний о внешнем виде обуви, развитие зрительного внимания, моторики рук, графических навыков. «Найди пару» Цель: Закрепление словаря по теме, развитие внимания. «Угадай, что изменилось?» Цель: Активизация словаря, закрепление понятий «справа», «слева», «посередине», «над», «под», «на». | Альбомные листы с контурным изображением обуви, карандаши. Парные картинки с изображением обуви. Изображение предметов в различных местах. | Соединение точек в указанном направлении, называние обуви. Нахождение пары к картинке, объяснение выбора, называние признаков предмера. Рассматривание картинки и нахождение изменений. |
II. | Домашние животные. Обобщающее понятие «домашние животные», различение с понятием «домашние птицы». Кошка, кот, котенок, собака, щенок, корова, бык, теленок (названия, характерные особенности). Образ жизни, питание, повадки. | «С кем идет Витя?» Цель: повторение названий домашних животных, правильное употребление творительного падежа имени существительного. «Сложи картинку» Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде домашних животных. «Найди маму» Цель: активизация словаря по теме, закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, закрепление знаний названий детенышей домашних животных. | Вырезанные фигурки мальчика, животных, магнитная доска. Разрезные картинки с изображением домашних животных. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей. | Выкладывание на доску изображения мальчика с разными животными и составление предложений-описаний с правильным употреблением существительного в т.п. Складывание разрезных картинок, называние животного, описание. Выбор картинки по заданию и называние ее. |
III. | Дикие животные Понятие «животные». Обобщающее понятие «дикие животные». Название распространенных животных леса (белка, еж, заяц, медведь, лиса, волк). Общие особенности внешнего вида: (чем покрыто тело? Сколько конечностей. | «День рождения» Цель: закрепление словаря по теме, использование в речи распространенных предложений. «Кто что делает?» Цель: закрепление словаря по теме, закрепление навыка употребления глаголов-действий. «Кто спрятался?» Цель: закрепление знаний о внешнем виде животных, развитие навыка анализа и синтеза. | Картинки с изображением диких животных, их корма и жилищ. Предметные картинки с изображением действий животных. Картинки с изображением животных, с изображением спрятавшегося животного, у которого видна какая-то часть тела. | Называние животных-гостей зайца, угощение кормом. Называние действий. Угадывание животного по части тела. |
IV. | Домашние птицы Обобщающее понятие «домашние птицы», различение с понятием «домашние животные». Петух, курица, цыпленок, гусь гусак, гусенок (названия, характерные особенности). Образ жизни, питание, повадки. | «Узнай по контуру» Цель: закрепление знаний о внешнем виде домашних птиц, развитие зрительного внимания. «Что сначала, что потом?» Цель: закрепление знаний о домашних птицах, последовательности развития, развитие памяти. «Сколько птиц спряталось за забором?» Цель: закрепление названий домашних птиц, их внешних особенностей, закрепление навыков счета. | Контурные изображения домашних птиц. Картинки с изображением этапов развития птиц. Картинки с изображением спрятавшихся за забором птиц, у которых видны только лапы. | Узнавание по контуру. Выкладывание картинок по порядку, называние птиц и их детенышей. Пересчет лап птиц, называние вида птиц и их количества. Описание внешнего вида. |
Март I. | Весна Место весны среди других времен года (после зимы перед летом). Признаки ранней весны: -в погоде: потепление, капель, сосульки, проталины, изменение активности солнца (пригревает); -в неживой природе: изменение свойств снега (темнеет, становится рыхлым, грязным); -прилет грачей, изменение в одежде людей. 8 Марта – мамин праздник. | «Угадай, что изменилось?» Цель: закрепление знаний о весенних признаках, развитие процесса сравнения, памяти, внимания. «Как появляются на ветках листочки?» Цель: закрепить знания об изменении жизни растений весной, развитие речи. «Подарки для мам» Цель: закрепление знаний о цвете, развитие мелкой моторики, ловкости, точности движений. | Сюжетные картинки «Зима» и «Весна» с одинаковым расположением предметов. Серия картинок на тему «Как появляются листочки?». Разноцветные полоски для изготовления коврика. | Нахождение отличий в картинках. Выкладывание серии картин и составление рассказа. Выбор цвета, сочетания цвета, называние его, плетение ковриков. |
II. | Моя семья. Понятие «семья» (люди-родственники, живут в одной квартире, общая фамилия, заботятся друг о друге). Ролевые отношения людей в семье, их обязанности. Забота о близких. Обязанности детей в семье. | «Составление рассказа по картинке» Цель: активизация словаря по теме, развитие связной речи. «Моя семья». Цель: активизация словаря, развитие речи, воспитание уважения к членам своей семьи. «Поможем маме» Цель: закрепление знаний о цвете, форме , величине предмета, развитие внимания. | Сюжетная картинка «Семья». Фотографии семей детей, альбом, карандаши. Платочки разного цвета, величины и формы, клубочки разного цвета, величины и формы. | Составление рассказа по картинке. Рассказ о своей семье, рисование своей семьи. Группировка предметов по заданному признаку. |
III. | Мебель. Обобщающее понятие «мебель». Название распространенных предметов мебели, их назначение. Материал для изготовления мебели, место изготовления и продажи. Части мебели. | «Что изменилось?» Цель: Закрепление и активизация словаря по теме, тренировка употребления родительного падеж имен прилагательного и существительного, развитие памяти. «Магазин» Цель: закрепление знаний о материалах из которых изготавливают мебель, развитие навыка согласования прилагательных с существительными, навыка словообразования. «Четвертый лишний» Цель: закрепление знаний о предметах мебели, развитие и коррекция процессов анализа, классификации. | Набор игрушечной мебели. Картинки с изображением мебели, картинки или натуральные материалы, из которых изготавливают мебель. Предметные картинки с изображением предметов мебели. | Рассматривание выставленной на солее мебели, описание ее, запоминание. После внесения изменений отгадывание чего не стало или что изменилось. Ребенок выступает в роли заказчика или покупателя мебели. Описание внешнего вида и выбор материала мебели. Выбор лишней картинки. |
IV. | Посуда. Общее понятие «посуда». Название распространенных предметов посуды, их назначение. Детали посуды. Разделение на столовую, кухонную. Материал для изготовления посуды. | «Что для чего?» Цель: активизация словаря по теме, закрепление назначения посуды. «Подбери по цвету» Цель: закрепление знаний о цвете предметов, активизация словаря, закрепление навыка согласования прилагательных с существительными. «Поможем слоненку» Цель: закрепление знаний о частях посуды, материале, из которого изготавливается посуда, развитие навыка словообразования. | Незнайка. Предметные картинки с изображением посуды. Куклы в платьях разного цвета. Наборы посуды разного цвета. Слоненок, части посуды. | Называние посуды и объяснение ее назначения Группировка предметов по цвету. Нахождение частей посуды и составление целого из частей. Называние материала из которого изготовлена посуда. |
Апрель I. | Наш город. Понятие «город» (много людей, домов, многоэтажные дома, длинные улицы, много магазинов, театры). Название города. Домашний адрес. | «Узнай по фотографии» Цель: закрепление знаний о своем городе, называние места, описание назначения. «Выкладывание из палочек городского многоэтажного дома» Цель: закрепление знаний по теме, развитие внимания, моторики, точности движений. «Приглашаем в гости» Цель: закрепление знания своего адреса, развитие речи, навыка рассказа-описания. | Фотографии города. Счетные палочки, контуры домов. Фланелеграф. Модели домов, транспорта, игровых площадок. | Угадывание мест города по описанию. Называние. Назначение. Выкладывание из палочек. Приглашение в гости, выкладывание на фланелеграфе картинки – изображения своей улицы. |
II. | Транспорт в городе. Обобщающее понятие «транспорт». Наименование распространенного транспорта: автомобиль, грузовик автобус, трамвай, троллейбус. Части транспорта. Правила дорожного движения. | «Водитель и пассажиры» Цель: закрепление словаря по теме, отработка структуры простого предложения. «Что изменилось?» Цель: закрепление знаний о транспорте, развитие внимания, памяти. «Дорожные знаки» Цель: закрепление знаний правил движения транспорта и пешеходов по улицам города. | Лента игровых билетов, проездные билеты, кукла. Стулья, выставленные в ряд друг за другом - салон автобуса, троллейбуса, трамвая. Предметные картинки с изображением транспорта. Дорожные знаки: « цвета сигналов светофора, «дети», «ремонт дороги». Шнуры | Отгадывание транспорта оп описанию, покупка билетов, «проезд до остановки». Нахождение в ряду картинок изменений и исправление порядка. Передвижение по дорогам из шнуров, проговаривание и соблюдение правил дорожного движения. |
I. | Возвращение перелетных птиц Расширение представлений о птицах. Понятие «перелетные птицы» (ласточка, грач, скворец, аист). Название взрослых птиц и птенцов. Образ жизни перелетных птиц. | «Чье гнездо?» Цель: закрепление знаний о перелетных птицах, тренировка навыка образования относительных прилагательных. «Разложи картинки по порядку и составь рассказ» Цель: активизация и расширение словарного запаса по теме, развитие связной речи, умения составлять рассказ по серии картин. «Четвертый лишний» Цель: закрепление знаний о перелетных птицах, развитие и коррекция процессов анализа, классификации. | Изображение птиц, гнезд, птенцов для фланелеграфа. Сюжетные картинки: 1. Птица сидит на ветке дерева. 2. Птица возле недостроенного гнезда с веточкой в клюве. 3. Птица сидит в гнезде. 4. Птица кормит птенцов. 5. Птенцы учатся летать. Предметные картинки с изображением различных птиц. | Называние птиц, их птенцов, гнезд. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1. Птица сидит на ветке дерева. 2. Птица возле недостроенного гнезда с веточкой в клюве. 3. Птица сидит в гнезде. 4. Птица кормит птенцов. 5. Птенцы учатся летать. Нахождение птиц, не подходящих к заданным. |
IV. | Насекомые Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их. Названия распространенных насекомых (комар, муха, пчела, паук, муравей). Характерные признаки (величина, части тела, окраска, количество ног). Сходство и различие насекомых. Бережное отношение ко всему живому. | «Сложи картинку» Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде насекомых. «Подбери пару к слову» Цель: развитие мыслительных операций, закрепление знаний о насекомых. «Чем похожи и чем отличаются?» Цель: закрепление знаний о насекомых, развитие процессов анализа, сравнения. | Разрезные картинки с изображением насекомых. Картинки с изображением насекомых, предметов, которые имеют к ним отношение: мед, пчела, цветок, бабочка и т.д. Предметные картинки с изображением насекомых. | Складывание разрезных картинок. Подбор картинок и слов. Сравнение внешнего вида насекомых. |
Май I. | Цветы. Части цветов. Первоцветы: подснежники, ландыши, фиалки, тюльпаны, цветение яблонь, сирени. Этапы развития цветка. | «Что где растет» Цель: закрепление знаний о цветах и месте их произрастания, расширение словаря. «Что сначала, что потом?» Цель: уточнение представлений о цветах, последовательности их роста, развитие мыслительных операций, развитие речи. «Кто помогает сохранять красоту цветов» Цель: уточнение представлений о роли цветов в жизни, группы цветов: садовые, полевые, лесные, о людях, которые выращивают цветы. | Картинки с изображением цветов, изображением леса, поля, клумбы т. д. Фланелеграф. Серия картинок на тему «Как появляются цветы?». Портрет садовода, предметные картинки с изображением цветов, карточки основных цветов. | Определение места произрастания цветов и подбор картинок на фланелеграфе. Выкладывание серии картин. Приглашение в гости садовода. Беседа о цветах. Называние частей цветка. Составление букетов по заданному признаку. |
II. | День Победы Обобщение материала по теме: «День Победы»; развитие мышления и памяти; активизация предметного словаря; упражнение в словообразовании, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида; составлении рассказа по представлению; уточнение временных, пространственных представлений. | «Составление рассказа по сюжетным картинкам» Цель: Активизация словаря по теме, развитие связной речи. «Повтори — не ошибись»: Цель: развитие речи, закрепление умения использовать прилагательные для характеристики (молодой — старый — храбрый, смелый — отважный — сильный, отважный — сильный — умный). Развитие памяти, внимания. «Узнай по контуру» Цель: закрепление знаний о военной технике, развитие мыслительных процессов, памяти, внимания. | Сюжетные картинки о войне. Фланалеграф. Картинки с изображением людей в военной форме. Контурные изображения военной техники (танки, самолеты, машины, корабли, подводные лодки). | Составление рассказа по сюжетным картинкам. Повторение по памяти цепочки слов: умный — геройский — смелый, геройский — бесстрашный — храбрый, бесстрашный — решительный — отважный Узнавание , называние картин по контурному изображению. Описание внешнего вида. По желанию – раскрашивание. |
III. | Хлеб. Понятие «хлеб». Название распространенных хлебобулочных изделиях. Знакомство с особенностями выращивания зерновых растений. Представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках. Бережное отношение к хлебу; | «Чудесный мешочек». Цель: закрепление знаний о хлебобулочных изделиях, развитие тактильной чувствительности, мыслительных процессов, внимания. «Как хлеб к нам приходит» Цель: закрепление знаний по теме, активизация словаря, развитие логического мышления, воспитание бережного отношения к хлебу. «Узнай на вкус» Цель: закрепление вкуса и названия хлебобулочных изделий. Умение подбирать прилагательные-определения к существительным. | «Чудесный мешочек», хлебобулочные изделия: пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс Картинки с изображением хлебного поля, комбайна, хлебороба, колоса, зерна, муки, печи, каравая. Тарелочки с различными хлебобулочными изделиями зубочистки, салфетки. | Угадывание предметов на ощупь. Называние. Выкладывание картинок по порядку, составление рассказа. Угадывание продукта на вкус, определение вкуса., подбор прилагательного. |
IV. | Лето. Признаки лета: -в погоде и природе: существенное потепление, яркая свежая растительность, изменение солнечной активности(сильно греет, ярко светит); -в живой природе: появление птенцов, громкое пение, изменение в одежде людей. | «Лови - назови» Цель: закрепление знаний о лете и умение сравнивать его с весной, составление предложений с союзом «а», активизация словаря по теме. «Небылицы» Цель: закрепление представлений о временах года и их признаках, развитие мыслительных операций, внимания, памяти, связной речи, составление предложений со связкой «потому что». «
| Мяч. Сюжетные опорные картинки «Весна» и «Лето». Сюжетные картинки «Времена года» с искаженным сюжетом. | Перекидывание мяча и называние признаков лета и весны в сравнительных предложениях с союзом «а». Рассматривание картинок, нахождение ошибок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...
«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы, игровые технологии в работе учителя-логопеда, с целью повышения эффективности проведения коррекционной работы при исправлении звукопроизношения, формирования фонематического восприяти...
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...
«Игровые технологии в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР»
Консультация для воспитателей по использованию в работе с детьми, имеющими общие нарушения речи, речевых игр...
«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
\Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...
Сообщение из опыта работы "Инновационные игровые технологии в работе учителя-логопеда"
Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ...