Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5 – 6 лет с ОНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

В рамках применения педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении главную роль играют игровые технологии, так как игра для дошкольников является ведущей деятельностью. В процессе применения игровых технологий у детей развиваются коммуникативные навыки, речевые и психические процессы. Процесс обучения становится интересным и насыщенным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5 – 6 лет с ОНР.

В рамках применения педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении  главную роль играют игровые технологии, так как игра для дошкольников  является ведущей деятельностью. В процессе применения  игровых технологий у детей развиваются коммуникативные навыки, речевые и психические процессы. Процесс обучения становится  интересным и насыщенным.

Использование игровых технологий в ДОУ позволяет создать наиболее оптимальные условия для коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Визуализация основных компонентов устной речи активизирует работу моторного, слухового и зрительного анализатора, что в конечном итоге позволяет получить положительную динамику развития речи у детей с ОНР.

Цель игровых технологий: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи:

Достижение высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Основные направления работы по развитию речи детей с ОНР  с использованием разных игровых технологий:

  • Развитие артикуляционного аппарата.
  • Выработки плавной направленной воздушной струи.
  • Развития мелкой моторики.
  • Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  • Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  •  Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.
  •  Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)
  • Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Перспективный план.

№ п/п

Тема, содержание

Дидактические игры

Оборудование

Игровое действие

Сентябрь

I .

«Детский сад»

Название и назначение основных помещений детского сада (групповая комната, музыкальный зал, кухня, медицинский кабинет и др.).

Названия профессий работников детского сада.

Правила поведения в детском саду, в группе

«Петрушки»

Цель: Познакомить с пространственными отношениями, выраженными предлогами «на» «под».

 «Запомни и назови»

Цель: Учить узнавать и запоминать названия профессий работников детского сада, помещений.

«Цепочки»

Цель: Учить выкладывать различные предметы, находящиеся в группе(кубики, тарелочки, карандаши и т.д.) в заданном порядке по цвету, размеру и т.д. Закрепление знаний сенсорных эталонов.

Кукольная мебель (стол, стул, шкаф), два клоуна ,две мелкие игрушки.

Демонстрационные и раздаточные картинки по теме.

Различные предметы, находящиеся в группе кубики, тарелочки, карандаши и т. д.

Клоуны прячут игрушки, а дети называют расположение  каждой игрушки, используя  предлоги.

Затем ребенок берет игрушку и размещает ее по заданию педагога.

Педагог загадывает загадки –описания о профессиях и помещениях ДОУ, дети отгадывают и размещают картинки правильно.

Выкладывание цепочек по какому-либо признаку.

II.

Осень 

Смена времен года, их взаимосвязь (осень после лета, после осени зима).

Приметы ранней осени:- в погоде (похолодание, дожди, прохладный ветер):

  • неживой природе (изменение окраски листьев на деревьях и траве);
  • в живой природе (уменьшение количества насекомых, сбор птиц в стаи, труд людей  саду и огороде, заготовка овощей и фруктов, изменения в одежде).

«Выбери картинки об осени».

Цель: Учить узнавать и запоминать осенние признаки.

«Что сначала, что потом».

Цель: Закреплять знание названий времен года и их признаков, обучение связному высказыванию.

«Лови -назови»

Цель: закреплять названия и порядок следования времен года, развитие общей и мелкой моторики.

Раздаточные картинки по теме «Времена года»

Раздаточные картинки по теме «Времена года»

Мяч

Дети выбирают картинки, на которых изображении характерные признаки осени.

Выкладывание картин с изображением времен года в заданном порядке.

Перекидывание мяча с названием времен года.

III.

Фрукты

Обобщающее понятие: фрукты;

сад;

урожай;

плоды;

плодовое (фруктовое) дерево; Название распространенных плодов - фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан).

Особенности внешнего вида - цвет, форма, величина, твердость-мягкость.

Вкусовые особенности и варианты употребления в пищу.

«Разложи по группам»

Цель: закреплять знание сенсорных эталонов, учить соотносить их с предметами .

«Четвертый - лишний»

Цель: закрепление знаний о фруктах, развитие и коррекция процессов анализа, классификации.

«Узнай на вкус»

Цель: закрепление вкуса и названия фруктов. Умение подбирать  прилагательные-определения к существительным.

Предметные картинки с изображением  фруктов разного цвета, размера и формы.

Предметные картинки с изображением фруктов и овощей.

Тарелочки с кусочками фруктов, зубочистки, салфетки.

Классификация по группам (цвету, форме, размеру).

Выбор картинок по заданию.

Узнавание фрукта на вкус.

IV.

Овощи.

Обобщающее понятие: овощи;

огород;

урожай;

плоды;

Название распространенных плодов - овощей(помидор, огурец, лук,морковь, капуста).

Особенности внешнего вида - цвет, форма, величина, твердость-мягкость.

Вкусовые особенности и варианты употребления.

«Сад-огород»

Цель: развитие навыка дифференциации понятий «Овощи»-«Фрукты»

«Узнай на вкус»

Цель: закрепление вкуса и названия овощей. Умение подбирать  прилагательные-определения к существительным

«Чего не бывает?»

Цель: развитие мыслительных процессов, закрепление знаний об овощах и фруктах.

Картинки с изображением овощей и фруктов, сюжетные картинки с изображением сада и огорода.

Тарелочки с кусочками овощей, зубочистки, салфетки.

Предметные картинки с изображением овощей, и сюжетные картинки «Сад», «Огород».

Распределение «урожая» по месту произрастания.

Узнавание овоща на вкус.

Отрицание какого-либо свойства плода, например: какой овощ не бывает красным?

Октябрь

I.

Деревья

Расширение и уточнение знаний детей о растениях ближайшего окружения, знакомство с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев деревьев и кустарников); закрепление знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе.

«Повтори, не ошибись»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, закрепление названий деревьев.

Игра «Собери дерево»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о частях деревьев.

«Угадай, с какого дерева лист и плод»

Цель: закрепление знаний о деревьях, их частях, развитие процессов анализа и синтеза.

Картинки с деревьями (дуб, рябина, береза, ель, клен);

Картинки с частями деревьев (корень, ствол, ветки, листья, плоды, желуди, елочные шишки, березовые сережки, ягоды рябины, семена клена)

Натуральные листья и плоды деревьев, собранные детьми во время прогулки, картинки с изображениями деревьев.

Повторение словесных цепочек: дуб- береза- рябина, рябина-ель-дуб и т.д.

Составление на доске дерева из картинок-изображений частей деревьев.

Угадывание принадлежности листьев и плодов к определенному дереву.

II.

Игрушки

Систематизировать знания детей об игрушках; формировать обобщающее понятие «игрушки»; совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

«Узнай по описанию»

Цель: закрепление знаний о внешнем виде игрушек, развитие умения описывать игрушки, указывать  существенные признаки.

«Узнай целое по части»

Цель: закрепление знаний о внешнем виде игрушек, их частей, коррекция процессов анализа и синтеза.

«Найди недостающую игрушку»

Цель: закрепление знаний о материалах из которых изготавливают игрушки, развитие навыка согласования прилагательных с существительными, навыка словообразования.

Игрушки (кукла, мячик, волчок (юла), неваляшка, матрешка, машинка) расставлены на столе.

Картинки с изображением игрушек, картинки с изображением частей этих же игрушек.

Материалы для изготовления игрушек (мех, резина, пластмасса, дерево), игрушки из различных материалов.

Угадывание игрушек по описанию, описание игрушек.

Узнавание целостного изображение по части предмета.

Группировка игрушек по материалу из которого она изготовлена.

III.

Я и мое тело.

Названия частей тела и их назначение.

Части лица, внешние различия у людей (цвет глаз, длина волос, размер носа и т.п.).

Понимание и осознание своего возраста и пола (ребенок — мальчик).

Охрана здоровья и гигиена тела; предметы гигиены

«Большой - маленький»

Цель: закрепление названий частей тела, понимание своего возраста, закрепление умения образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительного.

«Зеркало»

Цель: тренировка произвольного внимания, развитие моторики, закрепление гигиенических навыков.

«Добавь слово, выбери картинку»

Цель: закрепление названий и назначений частей тела, расширение глагольного словаря.

Картинки с изображением взрослого человека и ребенка.

Картинки с изображением людей, производящих различные движения с предметами и без (прыгает, спит, ест ложкой, чистит зубы и т. д.)

Предметные картинки с изображением частей тела.

Называние частей тела, сравнение частей тела взрослого и ребенка по размеру, образование уменьшительно – ласкательной формы существительного.

Копирование действий по заданию и по образцу. Определение правил гигиены.

Называние действий, производимых различными частями тела с опорой на картинки и без опоры(моргать….., ушами…..).

IV.

Цвет предметов

Название цвета (красный, зеленый, желтый) и направления (право — лево, верх — низ), закрепление умения соотносить цвет с предметом.

«Выложи узор»

Цель: закрепление знаний о цвете, развитие умения действовать по инструкции и по образцу, развитие внимания.

«Найди цветок для бабочки»

Цель: закрепление умения различать цвета, обозначать результат нахождения цвета словами «такой же , не такой», развитие умения действовать по инструкции.

«Запомни и назови»

Цель: называние нужного цвета по памяти.

Полоски, круги разного цвета, альбомный лист – коврик.

Крупные цветы разного цвета, картонные бабочки.

Листы лото с четырьмя квадратами  разных цветов.  На каждом листе различное расположение цвета, маленькие квадраты различного цвета.

Выкладывание узоров.

Нужно помочь бабочкам найти свой цветок.

Нахождение цвета по заданию с ориентировкой на образец.

Ноябрь

I.

Грибы

Знакомство детей с грибами, с понятиями «съедобный», «несъедобный»; уточнение представления о значении леса в жизни человека; воспитание бережного отношения к природе.

«Сложи картинку»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде грибов.

«Помоги Незнайке сварить суп»

Цель: закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах, умения быстро находить картинку, объяснять свой выбор.

«Чего не стало?»

Цель: развитие и коррекция зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи, закрепление навыков словообразования.

Разрезные картинки с изображением грибов.

Картинки с изображением грибов, Кукла Незнайка, кастрюля.

Картинки с изображением грибов.

Складывание разрезных картинок.

Выбор картинок по заданию.

Называние картинки, которую убирает педагог, остановка существительного в Р.п.

II.

Ягоды

Формирование понятия «ягоды»; узнавание и правильное называние конкретных предметов, относящихся к этому понятию; образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа.

«Четвертый лишний»

Цель: закрепление знаний о  ягодах, развитие и коррекция процессов анализа, классификации.

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного.

«Какой, какое»

Цель: закрепление умения узнавать и называть ягоды, навыка образования прилагательных от существительных.

Предметные картинки с изображением ягод, овощей, фруктов, грибов.

Картинки с изображением ягод большого и маленького размера.

Предметные картинки с изображением ягод и того, что из них можно приготовить(банка с вареньем из малины, стакан с соком и т.д.)

Выбор одного, не подходящего к трем другим предмета.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Образование прилагательных от существительных.

III.

Цвет предметов

Учить детей различать желтый, красный, оранжевый цвета, закреплять названия цветов; формировать прием сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с образцом), понятия «верх» — «низ».

«Художники»

Цель: закрепление навыка работы с красками, получение оранжевого цвета смешением красок.

«Собери букет»

Цель: закрепление  знаний о цвете,  активизация словаря по теме, использование в речи распространенных предложений.

«Найди свое место»

Цель: закрепление знаний о цвете, навыка выбора цвета по образцу, развитие внимания.

Альбомные листы, кисти, салфетки, палитра, краски.

Картинки с изображением цветов красного, желтого и оранжевого цвета.

Цветные листочки деревьев, Большие деревья с листьями разного цвета.

Получение оранжевого цвета смешением красок.

Раскладывание цветов по группам.

У каждого ребенка листок, по сигналу педагога ребенок подбегает к дереву с листьями такого же цвета как у него.

IV.

Поздняя осень

Закрепление знаний детей об осени (предзимье: дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, заморозки), названия осенних месяцев; различение признаков ранней и поздней осени.

«Повтори, не ошибись»

Цель: закрепление названий осенних месяцев, развитие слухового внимания, памяти.

«Сложи картинки»

Цель: выкладывание картинок-символов ранней и поздней осени на соответствующую большую картину.

«Что изменилось?»

Закрепление знаний об осени, развитие зрительного внимания, памяти.

Мяч.

Большие картины с изображением ранней т поздней осени, маленькие картинки-символы.

Одинаковые фрагменты  осенних пейзажей ранней и поздней осени.

Называние осенних месяцев по порядку.

Выкладывание картинок, составление предложений с союзом «а».

Определение отличий разных периодов осени.

Декабрь

I.

Зима

Место зимы среди других времен года (после ..., перед ..., до ...).

Приметы зимы:

-в погоде: снегопад, морозы, метели, солнце светит, но не греет; лед на водоемах;

  • в неживой природе: деревья спят, нет движения соков; вечнозеленые деревья;

в живой природе: птицы замолкают, перебираются ближе к чело- веку; зимняя одежда у людей, уборка снега.

«Разложи времена года по порядку»

Цель: закрепление знаний о временах года, развитие внимания, памяти.

«Найди ошибки художника»

Цель: развитие внимания, связной речи.

«Эстафета»

Цель: закрепление признаков времен года, совершенствование умения строить простое предложение

Картинки с изображением времен года.

Сюжетные картинки, на которых времена года изображении с ошибками.

Палочка-эстафета.

Раскладывание картинок по порядку.

Исправление ошибок.

Называние признака времени года по заданию.

II.

Дикие птицы.

Обобщающее понятие «птица».

Внешние характерные признаки: величина, цвет оперения, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения.

Место проживания зимой и в другие сезоны.

Забота о птицах в зимнее время (кормушки, корм).

«Сложи картинку»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде птиц.

«Четвертый лишний»

Цель: закрепление знаний о диких  птицах, развитие и коррекция процессов анализа, классификации.

«Кто что делает?»

Цель: закрепление словаря по теме, закрепление навыка употребления глаголов-действий.

Разрезные картинки с изображением птиц.

Предметные картинки с изображением домашних и диких птиц.

Предметные картинки с изображением птиц.

Складывание разрезных картинок, называние частей тела птиц.

Выбор картинки, не подходящей к остальным.

Называние птиц и звуков, которые они подают.

III.

Зимние забавы детей

Зимние  явления в природе:

-снегопад, ветер, активность солнца;

- представления о зимних видах спорта:

- катание на санках, лыжах, коньках, игра в снежки, лепка снеговика , постройка снежной крепости;

-пропидевтическая работа по теме «Одежда».

«Когда это бывает?»

Цель: развитие зрительного внимания, речи.

«Одень куклу на прогулку».

Цель: развитие мыслительных операций, связной речи.

«Составь снеговика и расскажи о нем»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики.

Картинки с изображением играющих детей в разное время года.

Кукла, или ее изображение, нарисованная или настоящая кукольная одежда.

Картинки с частями снеговика, части могут отличаться друг от друга различными элементами (ведра разного цвета и т.д.)

Выбор картин, изображающих развлечения детей зимой.

Выбор одежды, соответствующей времени года, прогулка с куклой на участке.

Составление снеговика и рассказ-описание о нем.

IV.

Новый год

Объяснение названия праздника. Особенности праздника, персонажи. Подготовка к празднику. Формирование ответственного отношения к природе (как можно беречь лес).

«Составь рассказ»

Цель: Составление рассказа о празднике по опорным картинкам.

«Собери гирлянду»

Цель: закрепление знаний о цвете, умения выкладывать повторяющийся рисунок самостоятельно.

«Что изменилось?»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти.

Сюжетные картинки с изображением праздника «Новый год».

Фигурки, флажки, круги разного цвета и размера.

Объемная елка, на которой висят игрушки.

Выкладывание картинок по порядку и составление рассказа.

Выкладывание узора.

Нахождение изменившегося места предметов.

Январь

III.

Зимующие птицы. (голубь-снегирь)

Понятие «зимующие птицы», причины зимовки.

Части тела.

Внешние характерные признаки голубя и снегиря: величина, цвет оперения, повадки,  способ передвижения.

«Сравни по описанию»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное внимание, речь.

«Сложи картинку»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде птиц.

«Запомни и расскажи»

Цель: активизация зрительного внимания и памяти, развитие связной речи.

Картинки с изображением голубя и снегиря.

Разрезные картинки с изображением птиц.

Сюжетные картинки с изображением голубя и снегиря в разных ситуациях.

Сравнение картинок.

Складывание разрезных картинок, называние частей тела птиц, называние их признаков.

Рассматривание и запоминание картинки, рассказывание сюжета по памяти, описание местоположения птиц и их действий.

IV.

Одежда.

Обобщающее понятие «одежда» и ее назначение.

Название распространенных предметов одежды.

Детали одежды: воротник, карман, манжет, молния, пуговицы.

Одежда для мальчиков и девочек.

Различия одежды по сезону.

Материалы для изготовления одежды.

«Часть и целое»

Цель: закрепление знаний о частях одежды, развитие внимания, мыслительных процессов, связной речи.

«Как мы одеваемся?»

Цель: закрепление словаря по теме, классификация одежды по сезонам, построение предложений с однородными членами.

«Ателье»

Цель: классификация одежды по сезонному признаку, употребление прилагательных, обозначающих материал одежды, развитие диалогической речи.

Изображения одежды и различных ее частей.

Предметные картинки с изображением одежды.

Вывеска «Ателье» плоские манекены, одежда из разных материалов.

Угадывание целого по части, описание одежды.

Педагог дает ориентировку : «Коля собрался кататься на коньках и одел…» дети выбирают подходящие картинки, повторяют начало предложения, а затем перечисляют одежду.

Ведение диалога. Дети заказывают одежду: называют материал, части одежды, цвет, размер.

Февраль

I.

Обувь.

Обобщающее понятие «обувь» и ее назначение.

Название распространенных предметов обуви.

Детали обуви: каблук, застежка, шнурки, пряжки, молния.

Обувь для мальчиков и девочек.

Различия обуви по сезону.

Материалы для изготовления обуви.

«Соедини точки»

Цель: закрепление знаний о внешнем виде обуви, развитие зрительного внимания, моторики рук, графических навыков.

«Найди пару»

Цель: Закрепление словаря по теме, развитие внимания.

«Угадай, что изменилось?»

Цель: Активизация словаря, закрепление понятий «справа», «слева», «посередине», «над», «под», «на».

Альбомные листы с контурным изображением обуви, карандаши.

Парные картинки с изображением обуви.

Изображение предметов в различных местах.

Соединение точек  в указанном направлении, называние обуви.

Нахождение пары к картинке, объяснение выбора, называние признаков предмера.

Рассматривание картинки и нахождение изменений.

II.

Домашние животные.

Обобщающее понятие «домашние животные», различение с понятием «домашние птицы».

Кошка, кот, котенок, собака, щенок, корова, бык, теленок (названия, характерные особенности).

Образ жизни, питание, повадки.

«С кем идет Витя?»

Цель: повторение названий домашних животных, правильное употребление творительного падежа имени существительного.

«Сложи картинку»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде домашних животных.

«Найди маму»

Цель: активизация словаря по теме, закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, закрепление знаний названий детенышей домашних животных.

Вырезанные фигурки мальчика, животных, магнитная доска.

Разрезные картинки с изображением домашних животных.

Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Выкладывание на доску изображения мальчика с разными животными и составление предложений-описаний с правильным употреблением существительного в т.п.

Складывание разрезных картинок, называние животного, описание.

Выбор картинки по заданию и называние ее.

III.

Дикие животные

Понятие «животные».

Обобщающее понятие «дикие животные».

Название распространенных животных леса (белка, еж, заяц, медведь, лиса, волк).

Общие особенности внешнего вида: (чем покрыто тело? Сколько конечностей.

«День рождения»

Цель: закрепление словаря по теме, использование в речи распространенных предложений.

«Кто что делает?»

Цель: закрепление словаря по теме, закрепление навыка употребления глаголов-действий.

«Кто спрятался?»

Цель: закрепление знаний о внешнем виде животных, развитие навыка анализа и синтеза.

Картинки с изображением диких животных, их корма и жилищ.

Предметные картинки с изображением действий животных.

Картинки с изображением животных, с изображением спрятавшегося животного, у которого видна какая-то часть тела.

Называние животных-гостей зайца, угощение кормом.

Называние действий.

Угадывание животного по части тела.

IV.

Домашние птицы

Обобщающее понятие «домашние птицы», различение с понятием «домашние животные».

Петух, курица, цыпленок, гусь гусак, гусенок (названия, характерные особенности).

Образ жизни, питание, повадки.

«Узнай по контуру»

Цель: закрепление знаний о внешнем виде домашних птиц, развитие зрительного внимания.

«Что сначала, что потом?»

Цель: закрепление знаний о домашних птицах, последовательности развития, развитие памяти.

«Сколько птиц спряталось за забором?»

Цель: закрепление названий домашних птиц, их внешних особенностей, закрепление навыков счета.

Контурные изображения домашних птиц.

Картинки с изображением этапов развития птиц.

Картинки с изображением спрятавшихся за забором птиц, у которых видны только лапы.

Узнавание по контуру.

Выкладывание картинок по порядку, называние птиц и их детенышей.

Пересчет лап птиц, называние вида птиц и их количества. Описание внешнего вида.

Март

I.

Весна

Место весны среди других времен года (после зимы перед летом).

Признаки ранней весны:

-в погоде: потепление, капель, сосульки, проталины, изменение активности солнца (пригревает);

-в неживой природе: изменение свойств снега (темнеет, становится рыхлым, грязным);

-прилет грачей, изменение в одежде людей.

8 Марта – мамин праздник.

«Угадай, что изменилось?»

Цель: закрепление знаний о весенних признаках, развитие процесса сравнения, памяти, внимания.

«Как появляются на ветках листочки?»

Цель: закрепить знания об изменении жизни растений весной, развитие речи.

«Подарки для мам»

Цель: закрепление знаний о цвете, развитие мелкой моторики, ловкости, точности движений.

Сюжетные картинки  «Зима» и «Весна» с одинаковым  расположением предметов.

Серия картинок на тему «Как появляются листочки?».

Разноцветные полоски для изготовления коврика.

Нахождение отличий в картинках.

Выкладывание серии картин и составление рассказа.

Выбор цвета, сочетания цвета, называние его, плетение ковриков.

II.

Моя семья.

Понятие «семья» (люди-родственники, живут в одной квартире, общая фамилия, заботятся друг  о друге).

Ролевые отношения людей в семье, их обязанности.

Забота о близких.

Обязанности детей в семье.

«Составление рассказа по картинке»

Цель: активизация словаря по теме, развитие связной речи.

«Моя семья».

Цель: активизация словаря, развитие речи, воспитание уважения к членам своей семьи.

«Поможем маме»

Цель: закрепление знаний о цвете, форме , величине предмета, развитие внимания.

Сюжетная картинка «Семья».

Фотографии семей детей, альбом, карандаши.

Платочки разного цвета, величины и формы, клубочки разного цвета, величины и формы.

Составление рассказа по картинке.

Рассказ о своей семье, рисование своей семьи.

Группировка предметов по заданному признаку.

III.

Мебель.

Обобщающее понятие «мебель».

Название распространенных предметов мебели, их назначение.

Материал для изготовления мебели, место изготовления и продажи.

Части мебели.

«Что изменилось?»

Цель:

Закрепление и активизация словаря по теме, тренировка употребления родительного падеж имен  прилагательного и существительного, развитие памяти.

«Магазин»

Цель: закрепление знаний о материалах из которых изготавливают мебель, развитие навыка согласования прилагательных с существительными, навыка словообразования.

«Четвертый лишний»

Цель: закрепление знаний о предметах мебели, развитие и коррекция процессов анализа, классификации.

Набор игрушечной мебели.

Картинки с изображением мебели, картинки или натуральные материалы, из которых изготавливают мебель.

Предметные картинки с изображением предметов мебели.

Рассматривание выставленной на солее мебели, описание ее, запоминание.   После внесения изменений отгадывание чего не стало или что изменилось.

Ребенок выступает в роли заказчика или покупателя мебели.  Описание внешнего вида и выбор материала мебели.

Выбор лишней картинки.

IV.

Посуда.

Общее понятие «посуда».

Название распространенных предметов посуды, их назначение.

Детали посуды.

Разделение на столовую, кухонную.

Материал для изготовления посуды.

«Что для чего?»

Цель: активизация словаря по теме, закрепление назначения посуды.

«Подбери по цвету»

Цель: закрепление знаний о цвете предметов, активизация словаря, закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.

«Поможем  слоненку»

Цель: закрепление знаний о частях посуды, материале, из которого изготавливается посуда, развитие навыка словообразования.

Незнайка.

Предметные картинки с изображением посуды.

Куклы в платьях разного цвета. Наборы посуды разного цвета.

Слоненок, части посуды.

Называние посуды и объяснение ее назначения

Группировка предметов по цвету.

Нахождение частей посуды и составление целого из частей. Называние материала из которого изготовлена посуда.

Апрель

I.

Наш город.

Понятие «город» (много людей,  домов, многоэтажные дома, длинные улицы,  много магазинов,  театры).

Название города.

Домашний  адрес.

«Узнай по фотографии»

Цель: закрепление знаний о своем городе, называние места, описание назначения.

«Выкладывание из палочек городского многоэтажного дома»

Цель: закрепление знаний по теме, развитие внимания, моторики, точности движений.

«Приглашаем в гости»

Цель: закрепление знания своего адреса, развитие речи, навыка рассказа-описания.

Фотографии города.

Счетные палочки, контуры домов.

Фланелеграф.  Модели домов, транспорта, игровых площадок.

Угадывание мест города по описанию. Называние. Назначение.

Выкладывание из палочек.

Приглашение в гости, выкладывание на фланелеграфе  картинки – изображения своей улицы.

II.

Транспорт в городе.

Обобщающее понятие «транспорт». Наименование распространенного транспорта: автомобиль, грузовик автобус, трамвай, троллейбус.

Части транспорта.

Правила дорожного движения.

«Водитель и пассажиры»

Цель: закрепление словаря по теме, отработка структуры простого предложения.

«Что изменилось?»

Цель: закрепление знаний о транспорте, развитие внимания, памяти.

«Дорожные знаки»

Цель: закрепление знаний правил движения транспорта и пешеходов по улицам города.

Лента игровых билетов, проездные билеты, кукла. Стулья, выставленные в ряд друг за другом - салон автобуса, троллейбуса, трамвая.

Предметные картинки с изображением транспорта.

Дорожные знаки: « цвета сигналов светофора, «дети», «ремонт дороги».  Шнуры

Отгадывание транспорта оп описанию, покупка билетов, «проезд до остановки».

Нахождение в ряду картинок изменений и исправление порядка.

Передвижение по дорогам из шнуров, проговаривание и соблюдение правил дорожного движения.

I.

Возвращение перелетных птиц

Расширение представлений о птицах. Понятие «перелетные птицы» (ласточка, грач, скворец, аист).

Название взрослых птиц и птенцов.

Образ жизни перелетных птиц.

«Чье гнездо?»

Цель: закрепление знаний о перелетных птицах, тренировка навыка образования относительных прилагательных.

«Разложи картинки по порядку и составь рассказ» 

Цель: активизация и расширение словарного запаса по теме, развитие связной речи, умения составлять рассказ по серии картин.

«Четвертый лишний»

Цель: закрепление знаний о перелетных птицах, развитие и коррекция процессов анализа, классификации.

Изображение птиц, гнезд, птенцов для фланелеграфа.

Сюжетные картинки: 1. Птица сидит на ветке дерева. 2. Птица возле недостроенного гнезда с веточкой в клюве. 3. Птица сидит в гнезде. 4. Птица кормит птенцов. 5. Птенцы учатся летать.

Предметные картинки с изображением различных птиц.

Называние птиц, их птенцов, гнезд.

 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1. Птица сидит на ветке дерева. 2. Птица возле недостроенного гнезда с веточкой в клюве. 3. Птица сидит в гнезде. 4. Птица кормит птенцов. 5. Птенцы учатся летать.

Нахождение птиц, не подходящих к заданным.

IV.

Насекомые

Расширение и уточнение  знаний детей о насекомых, их. Названия распространенных насекомых (комар, муха, пчела, паук, муравей).  Характерные признаки (величина, части тела, окраска, количество ног). Сходство и различие насекомых. Бережное отношение ко всему живому.

«Сложи картинку»

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики, закрепление знаний о внешнем виде насекомых.

«Подбери пару к слову»

Цель: развитие мыслительных операций, закрепление знаний о насекомых.

«Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: закрепление знаний о насекомых, развитие  процессов анализа, сравнения.

Разрезные картинки с изображением насекомых.

Картинки с изображением насекомых, предметов, которые имеют к ним отношение: мед, пчела, цветок, бабочка и т.д.

Предметные картинки с изображением насекомых.

Складывание разрезных картинок.

Подбор картинок и слов.

Сравнение внешнего вида насекомых.

Май

I.

Цветы.

Части цветов.

Первоцветы: подснежники, ландыши, фиалки, тюльпаны,  цветение яблонь, сирени.

Этапы развития цветка.

«Что где растет»

Цель: закрепление знаний о цветах и месте их произрастания, расширение словаря.

«Что сначала, что потом?»

Цель: уточнение представлений о цветах, последовательности их роста, развитие мыслительных операций, развитие речи.

«Кто помогает сохранять красоту цветов»

Цель: уточнение представлений о роли цветов в жизни, группы цветов: садовые, полевые, лесные, о людях, которые выращивают цветы.

Картинки с изображением цветов, изображением леса, поля, клумбы т. д. Фланелеграф.

Серия картинок на тему «Как появляются  цветы?».

Портрет садовода, предметные картинки с изображением цветов, карточки основных цветов.

Определение места произрастания цветов и подбор картинок на фланелеграфе.

Выкладывание серии картин.

Приглашение в гости садовода. Беседа о цветах. Называние частей цветка. Составление букетов по заданному признаку.

II.

День Победы

Обобщение материала по теме: «День Победы»; развитие мышления и памяти; активизация предметного словаря; упражнение в словообразовании, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида; составлении рассказа по представлению; уточнение временных, пространственных представлений.

«Составление рассказа по сюжетным картинкам»

Цель: Активизация словаря по теме, развитие связной речи.

«Повтори — не ошибись»:

Цель: развитие речи,   закрепление умения использовать прилагательные для характеристики (молодой — старый — храбрый, смелый — отважный — сильный, отважный — сильный — умный).

Развитие памяти, внимания.

«Узнай по контуру»

Цель: закрепление знаний о военной технике,  развитие мыслительных процессов, памяти, внимания.

Сюжетные картинки о войне. Фланалеграф.

Картинки с изображением людей в военной форме.

Контурные изображения военной техники (танки, самолеты, машины, корабли, подводные лодки).

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Повторение по памяти цепочки слов:

умный — геройский — смелый, геройский — бесстрашный — храбрый, бесстрашный — решительный — отважный

Узнавание , называние картин по контурному изображению. Описание внешнего вида. По желанию – раскрашивание.

III.

Хлеб.

Понятие «хлеб».

Название распространенных хлебобулочных изделиях.

Знакомство с особенностями выращивания зерновых растений.  Представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках.

Бережное  отношение к хлебу;

«Чудесный мешочек».

Цель: закрепление знаний о хлебобулочных изделиях, развитие тактильной чувствительности, мыслительных процессов, внимания.

«Как хлеб к нам приходит»

Цель: закрепление знаний по теме, активизация словаря, развитие логического мышления, воспитание бережного отношения к хлебу.

«Узнай на вкус»

Цель: закрепление вкуса и названия хлебобулочных изделий. Умение подбирать  прилагательные-определения к существительным.

  «Чудесный мешочек», хлебобулочные изделия: пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс

Картинки с изображением хлебного поля, комбайна, хлебороба, колоса, зерна, муки, печи, каравая.

Тарелочки с различными хлебобулочными изделиями  зубочистки, салфетки.

Угадывание предметов на ощупь. Называние.

Выкладывание картинок по порядку, составление рассказа.

Угадывание продукта на вкус, определение вкуса., подбор прилагательного.

IV.

Лето.

Признаки лета:

-в погоде и природе: существенное потепление, яркая свежая растительность, изменение солнечной активности(сильно греет, ярко светит);

-в живой природе: появление птенцов, громкое пение, изменение в одежде людей.

«Лови - назови»

Цель: закрепление знаний о лете и умение сравнивать его с весной, составление предложений с союзом «а», активизация словаря по теме.

«Небылицы»

Цель: закрепление представлений о временах года и их признаках, развитие мыслительных операций, внимания, памяти, связной речи, составление предложений со связкой «потому что».

«

 

Мяч. Сюжетные опорные картинки «Весна» и «Лето».

Сюжетные картинки «Времена года» с искаженным сюжетом.

Перекидывание мяча и называние признаков лета и весны в сравнительных предложениях с союзом «а».

Рассматривание картинок, нахождение ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Из опыта работы, игровые технологии в работе учителя-логопеда, с целью повышения эффективности проведения коррекционной работы при исправлении звукопроизношения, формирования фонематического восприяти...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

«Игровые технологии в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР»

Консультация для воспитателей по использованию  в работе с детьми, имеющими общие нарушения речи, речевых  игр...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...