Игровая технология "СЛОВОГРАД"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Разумкова Юлия Александровна

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Овладение способами словообразования является одним из главных показателей нормального речевого развития. Словообразование, словоизменения рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, механизм создания производных слов. Ошибки детей с ОНР в словообразовании мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а в школьном возрасте и к нарушению письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

(СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Разумкова Ю.А.

Новосибирск

2018

Содержание

1

Пояснительная записка

2

План реализации дидактических игр

3

Примерный комплекс дидактических игр

4

Рекомендации логопеда

5

Литература и пособия

6

Мониторинг

1  Пояснительная записка

Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс.

Дети с нарушением речи не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений языковой нормы детьми.

   Многие ученые (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Т.В. Туманова, О.М. Вершинина), изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с общим недоразвитием речи, неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами.

О.М.Вершинина отмечает характерные ошибки в словообразовании у  детей с ОНР:

1) образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов; например, крыша «из соломы» - «соломта», занавеска «из ситца» - «сическая», «сичная», ножницы «из металла» - «металовичи»;

2) лексические замены слов как близкие по семантике («пуховая подушка» - «пушистая»), так и далекие («металлические ножницы» - «меховые»);

3) использование приставки; например, «грушевое варенье» - «игрушеновое варенье»;

4)  при словоизменении дети могут правильно образовывать словоформу, но при этом допускают нарушения согласования и воспроизведение ее в косвенном падеже; например, «черничный джем» - «черничная джем», «вишневое варенье» - «вишневая варенье»;

5) неправильный выбор основы мотивирующего слова. Например, «шишка ели» - «шишковая».

   У детей с общим недоразвитием речи часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами («деревко», «ведречко»), сравнительной степени прилагательных и т.п. Ярко проявляются неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, действия, признаки, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов.

   В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).

   Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не оречевляют игровую ситуацию. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов ("деревко", "ведречко"), прилагательных ("лихняя шапка", "глинный кувшин", "стекловая вода").

Наблюдаются нарушения в построении словосочетания из наречия «много» и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа.

Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха - "пушоная"; варенье из груш - "грушиное"; лапа волка - "волкина").

Таким образом, овладение способами словообразования является одним из главных показателей нормального речевого развития. Словообразование рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, механизм создания производных слов. Ошибки детей с ОНР в словообразовании мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а в школьном возрасте и к нарушению письменной речи. Это обуславливает актуальность и необходимость развития навыков  словообразования , словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи и выбора эффективных методов и приёмов коррекционно-логопедического воздействия с целью их устранения.

   Данный комплекс дидактических игр на формирования навыков словообразования, словоизменения для детей с ОНР старшего дошкольного возраста создан и осуществлялся в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

  Дидактические игры проводятся во второй половине дня 2-3 раза в неделю во время логопедического часа, согласно лексической теме недели, как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Реализуя игровую технологию «Словоград», в дидактических играх применяла технологии и методы:

Использовала различные компоненты игровой деятельности приемы и методы показ (наглядный метод), словесные приемы (пояснением, указаниями, вопросами), наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения для детей с ОНР (применение картинок, рисунков, предметов быта, игрушек и т.д..) и технологии:

Образование уменьшительно ласкательных существительных с различными суффиксами: ик, к, чик, оньк, еньк, ишк, ушк

2.Образование существительных с помощью суффикс ниц со значением вместилища (посуды)

3.Образование названий детёнышей животных и птиц

4.Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия

5.Образование существительных с суффиксом - ищ со значением увеличенности (куст кустище, комар комарище)

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов»

3.Дифференциация глаголов с приставками (влетает вылетает- перелетает- залетает- перелетает подлетает)

Формирование словообразования прилагательных 

1.Образование притяжательных прилагательных

3.Образование сравнительной степени качественных прилагательных

4.Образование относительных прилагательных

Работа над словообразованием включает в себя работу над родственными словами, над сложными словами.

Словоизменение

1.Дифференциация существительных единственного и множественного числа существительных

2.Закрепление беспредложных форм единственного и множественного числа существительных. ежу»)

Закрепление форм винительного падежа.

Родительный падеж единст. и множ.числа.

3.Формирование предложно падежных конструкций существительных единственного и множественного числа.

            Предложный падеж существительных.

Формирование словоизменения глаголов.

1.Согласование глаголов 3 лица настоящего времени и существительных в числе (идёт идут, стоит стоят)

2.Дифференциация глаголов настоящего времени 1,2,3 лица

З. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе

            Формирование словоизменения прилагательных 

1.Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже, единственном и множественном числе.

2.Образование уменьшительных форм прилагательных.

3.Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах множественного числа.

Цель: Создание условий, для формирования навыков словообразования у детей с ОНР.

Задачи:

- учить детей с ОНР навыкам словообразования, словоизменения,

- развивать навык  употребления предлоги,

правильно употреблять слова по родам, падежам,

изменять слова с помощью суфиксов.

- воспитывать уважение к русскому языку.

2  План реализации комплекса дидактических игр

Неделя

Лексическая тема

Игровые технологии и методы

1 занятие

по плану

1

Образование уменьшительно -ласкательных существительных с различными суффиксами: ик, к, чик, оньк, еньк, ишк, ушк

2.Образование существительных с помощью суффикс ниц со значением вместилища (посуды)

3.Образование названий детёнышей животных и птиц

4.Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия

5.Образование существительных с суффиксом - ищ со значением увеличенности (куст кустище, комар комарище)

2

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов»

3.Дифференциация глаголов с приставками (влетает вылетает- перелетает- залетает- перелетает подлетает)

Формирование словообразования прилагательных 

1.Образование притяжательных прилагательных

3.Образование сравнительной степени качественных прилагательных

4.Образование относительных прилагательных

3

Работа над словообразованием включает в себя работу над родственными словами, над сложными словами.

Словоизменение

1.Дифференциация существительных единственного и множественного числа существительных

2.Закрепление беспредложных форм единственного и множественного числа существительных. ежу»)

Закрепление форм винительного падежа.

Родительный падеж единст. и множ.числа.

3.Формирование предложно падежных конструкций существительных единственного и множественного числа.

2 занятие

4

Формирование словоизменения глаголов.

1.Согласование глаголов 3 лица настоящего времени и существительных в числе (идёт идут, стоит стоят)

2.Дифференциация глаголов настоящего времени 1,2,3 лица

З. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе

5

Формирование словоизменения прилагательных 

1.Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже, единственном и множественном числе.

2.Образование уменьшительных форм прилагательных.

3.Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах множественного числа.

           

3 занятие

6

Предложный падеж существительных.

3  Примерный комплекс дидактических игр

1.Дидактическая игра: «Кто что делает?»

Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.

Материал: предметные картинки с изображением животных и птиц.

-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!

-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!

-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!

2.Дидактическая игра: «Что сделал?»

Цель: Сравнение двух одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется (игру можно проводить с использованием мяча)

Материал: мяч

Ест - съел

Несет - принес

Рисует - нарисовал

Читает - прочитал

Копает - выкопал

Моет - вымыл.

3. Дидактическая игра: «Составь предложение»

Цель: Употребление глаголов с разными приставками. Составление с ними предложений.

Материал: сюжетные картинки к игре.

Ходить - переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить.

Лить - наливать, выливать, переливать, доливать, подливать.

Писать - записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать.

Плыть - переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.

Шел - вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.

Летать - прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать.

Пилить - отпилить, перепилить, спилить, подпилить.

4. Дидактическая игра «Как сказать правильно?».

Цель: Употребление подходящих по смыслу глаголов.

Материал: сюжетные картинки к игре.

Логопед называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например: «Девочка подбежала из дома. - Девочка выбежала из дома».

5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

Цель: Употребление глаголов с противоположным значением.

Материал: мяч

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: наливает - выливает, входит - выходит, влетает - вылетает, вносит - выносит, закрывает - открывает, приплывает - отплывает, запирает - отпирает, собирает - разбирает, приклеивает - отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.

6. Дидактическая игра: «Исправь предложение»

Цель: Различение и подбор глаголов совершенного и несовершенного вида.

Дети ориентируются на поставленные логопедом вопросы: что делает? что сделал?

Таня помогает (помогла) маме.

Бабушка вяжет (связала) внучке варежки.

Девочка наливает (налила) воду в графин.

Дети поливают (полили) горку водой.

Миша ловит (поймал) Катю.

Вова моет (вымыл) уши.

В комнате Миша снимает (снял) пальто.

Мальчик быстро идет (пришел) домой.

Девочка ломает (сломала) палку.

Колхозники собирают (собрали) богатый урожай картофеля.

7. Дидактическая игра:  «Большое и маленькое».

Цель: Образование уменьшительно-ласкательных  форм существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.

Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).

Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны  правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов.

8. Дидактическая игра «Назови меня ласково».

Цель: Образование  уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

9. Дидактическая игра: «Магазин одежды».

Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.

Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.

Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.)

После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом

(Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

10. Дидактическая игра: «Что из чего, какое?».

Цель: Образование прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.

Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)

Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».

11. Дидактическая игра «Угадай-ка».

Цель: Правильное  использование  названий детенышей животных в единственном и множественном числе.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).

Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).

12. Дидактическая игра: «День рожденья Пуха».

Цель:  соотношение названия взрослых животных с названиями их детенышей, использование этих слов в речи.

Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д.

На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Логопед прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (логопед по очереди достает игрушки).

4   Рекомендации: 

Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, специально изготовленных пособий.              

При опоре на зрительный образ дети с ОНР быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

Можно проводить игры на образования наименований, например  посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок - грачата, снегирь - снегирята - один и много, но один птенчик - ласточка, синичка, много - ласточки, синички).

Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.) В основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало». Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).

Более сложная задача - образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.

 Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, проводилась игра  «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии), в игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола, в игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода. Учатся  подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова – родственники».

 Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 мин.)

   Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова.

Логопед может  помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы дать  ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.

5  Литература и пособия

  1. Картинный материал Н.В.Нищевой,
  2. Тетрадь логопедических заданий, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой
  3. Детские игрушки, готовые дидактические игры, предметы быта, спортивные снаряды

6  Мониторинг

 Мониторинг развития речи детей группы

комбинированной направленности для детей с ТНР №5

 (сентябрь 2017г.)

Мониторинг развития речи детей группы №5

 комбинированной направленности

 для детей с ТНР

 (май 2018г.)

Мониторинг развития речи детей группы№5

 комбинированной направленности

для детей с ТНР

 (сентябрь 2018г.)

Мониторинг развития речи детей группы №5

 комбинированной направленности

 для детей с ТНР (май 2019г.)

Мониторинг группы №5

комбинированной направленности

для детей с ТНР для (сентябрь 2019г.)

Мониторинг развития речи детей группы №5

 комбинированной направленности

 для детей с ТНР

 (май 2020г.)

Мониторинг за период -2017-2020 гг.

                   2017-2018 учебный год                            2018 – 2019учебный год                             2019 – 2020учебный год

Критерии речевого развития

В сравнении

2017-2018 учебный год

2018 – 2019учебный год

В сравнении

2018-2019 учебный год

2019 – 2020учебный год

Навыки словообразования

N уменьшился на 46,6%

С уровень увеличился на 13,3%

В уровень увеличился на  33,3%

N уменьшился на 46,6%

С уровень уменьшился на 46,6%

В уровень увеличился на 73,3%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...