Конспект занятия тема: "Осень"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Конспект фронтального занятия по теме осень в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lt_osen.docx140.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия (3-4 лет)

Тема №1 «Осень»

(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)

Образовательные цели:

- закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

- расширять и активизировать словарь;

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели: 

- развивать активный и пассивный словарь;

- развивать координацию движений с речью;

- развивать связную речь;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

- развитие мелкой моторики и речевого дыхания

Воспитательные цели:

- формировать навыки самостоятельности, активности;

- формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: 

- раздаточный материал - картинки с осенними приметами;

- магнитная доска;

- раскраски листьев по количеству детей;

- пластилин по количеству детей;

- мяч;

- компьютер;

- трафарет окна;

- листочки из цветной бумаги;

- игрушка зайчик;

- фонограмма ветра и видео танца капелек;

- музыкальный инструмент (металлофон)

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Дети встают в круг.

Логопед:

Здравствуйте ребята, милые друзья! (педагог приветствует детей.)

Всех сегодня видеть очень рада я!

Здравствуй, солнце золотое! (скрещивают ладони с раздвину

прямыми пальцами и поднимают вверх.)

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ладони вверх и смотрят.)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачивают, поднятыми рукам вверх.)

Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок», прижав предплечья

друг к другу «ствол» раздвинув ладони «крона».)

Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (поочередно протягивают ладони вперед)

Нам здороваться не лень! (качают головой)

2. Введение в тему занятия.

Логопед

К нам сегодня на занятие пришел из леса зайчик и принес загадку. Слушайте внимательно.

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

Логопед. Молодцы. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?

Дети. Мы будем говорить об осени.

Игра «Приметы осени»

Логопед. А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».

Логопед. Зайка нам принес шкатулку, а в ней лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Люди надевают теплую одежду (шапку, сапоги).

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Ребята, послушайте, какой рассказ у нас получился:

Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди надевают теплую одежду.

Артикуляционная разминка

Логопед. Вдруг налетел сильный ветер (включает фонограмму) и распахнул окошко. (Показывает трафарет окна, вырезанного из картона, у которого открываются створки). Давайте откроем наши ротики широко, как окошки. (Показывает упражнение «Окошко».) На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). Ветер улетел, окошечки закрылись.

Дети выполняют 2 – 3 раза.

Дыхательная разминка

Логопед. Давайте сами превратимся в ветерок. Подуем на наши листики, которые принес зайка.

Листья лежат на ладошках у мам.

Упражнение «Осенний ветер»

Логопед читает стихотворение.

Дует, дует ветер!

Дует, задувает!

Желтые листочки

С дерева срывает

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

 Игра «Какая погода?»

Логопед. Когда дует ветер что происходит с листьями?

Дети. Падают с деревьев, кружатся.

Логопед. Как это называется?

Дети. Листопад.

Логопед. Если светит солнце.

Дети. Погода солнечная.

Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая?

Дети. Погода дождливая.

Логопед: Молодцы! А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

  1. Логоритмика

Логопед:

Так осенью часто идут дожди, мы с вами превратимся в капельки.

(Включить видео мультик про капельки. Выполнять движения в соответствии со словами песенки, повторяя за логопедом.)

Игра «Большой – маленький»

Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Большой – маленький». Я буду бросать мяч, и называть большой предмет, а вы будете называть маленький.

Дети выходят на коврик и встают в круг.

Лист – листочек, листик, гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка - веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча - тучка

Логопед. Поиграли, молодцы.

Работа по картинке – развитие мелкой моторики и цветоощущения.

Логопед: Ребята, а посмотрите, что еще принес нам зайчик? Картинки. Что на них изображено?

Дети: Правильно листья.

Логопед: А каким цветом листья бывают осенью?

Дети: зеленые, желтые, красные, оранжевые.

Логопед: я предлагаю вам раскрасить наши листочки с помощью пластилина.

Логопед. Молодцы. Это было трудное задание, но вы отлично справились с ним.

Слуховая разминка

Логопед. Поиграем с дождиком? Садитесь на коврик.

Дождик капал понемножку

Логопед протягивает ладошки. Мамы вместе с детьми протягивает ладошки навстречу логопеду.

Протянули мы ладошку.

Дождь пошел сильней, сильней,

Логопед резко ударяет по металлофону.

Убегайте в дом скорей.

Логопед часто ударяет по металлофону молоточком, дети бегут к своим мамам в «домик».

4. Итог занятия.

Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Пора с зайкой прощаться, скажем ему: «До свидания!»


Приложение №1

Рекомендации родителям

Задания по теме «Осень»

Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью.

Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

Разобрать значение слова  листопад. От каких двух слов образовано?

Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков.

Упражнения на развитие речи:

Упражнение: «Подбирай, называй, запоминай»

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) - ...

Ветер осенью (какой?) - ...

Дождь осенью (какой?) - ...

Листья осенью (какие?) - ...

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) - ...

Осенью солнце (что делает?) - ...

Осенью птицы (что делаю?) - ...

Упражнение: «Назови ласково»

Туча - тучка. Солнце - ... Дождь - ... Ветер - ...

Упражнение: «Ответь на вопросы» (образовании прилагательных от существительных)

День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? - ...

Дождик, который идет осенью, какой? - ...

Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...

Погода, которая бывает осенью, какая? - ...

Упражнение: «Найди ошибки» (на развитие слухового внимания)

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

- Набухают почки, распускаются листья.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Дикие животные не делают запасы корма.  

 

Упражнение «Скажи наоборот»

Летом солнце яркое, а осенью ...

Летом небо светлое, а осенью ...

Летом день длинный, а осенью ...

Летом тучи ходят высоко, а осенью ...

Летом люди растят урожай, а осенью...

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

Пальчиковая гимнастика

"Осень"

Разбросала осень листья,      (раскрывать и закрывать кулачки)

Разукрасила их кистью.         (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)

Букеты листьев соберём.       (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.  (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)

И. Михеева


Приложение №2

autumn-leaves-coloring-page.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Осень»

Закрепить знания об осени как о времени года. Развивать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение....

Конспект открытого физкультурного занятия. Тема: «Осенние листочки»

Конспект игрового физкультурного занятияТема: «Осенние листочки» Цель: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии.2. Развивать двигательные реакции в уп...

Конспект индивидуальное занятия тема: Осень. Подготовка к постановке звука Р.

Тема:  Осень.  Подготовка к постановке звука «Р»ЦЕЛИ•  1. Развитие слухового внимания,  слуховой памяти и  фонематического восприятия.2.   Формировать длительну...

Конспект занятия тема "Осенние настроение" (пресс-конфиренция)

Закрепить представления о чередовании времен года (после лета наступила осень), продолжать расширять знание детей о приметах осени. (характерные сезонные признаки) и связанные с этим события в обществ...

Конспект занятия Тема: « Осенние фантазии » подготовительная группа Выступление на методическом объединении «ИЗО деятельность, как форма обучения и разностороннего развития дошкольников»

- расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень».-продолжать учить составлять предложения по картине.-продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.Инте...

Конспект занятия Тема: «Осень»

Создание благоприятных условий для познавательной активности дошкольников 4 -го года жизни в процессе знакомства с временем года - осенью....

Конспект логопедического занятия. Тема: "Осень. Признаки осени. Деревья осенью"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью».Коррекционно-образовательные цели:-Обобщение и систематизация пред...