Несовершенства речи у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа)

Синько Наталья Владимировна

 

     Маленький ребенок ограничен в своих речевых возможностях, но под воздействием окружающих перестраивается как в сторону правильных речевых рефлексов, так и в сторону отклонений от них. Предлагаю разобраться, от чего же зависит речевое развитие ребенка и как преодолеть несовершенства речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesovershenstva_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Несовершенства речи у детей дошкольного возраста.

     Маленький ребенок ограничен в своих речевых возможностях, но под воздействием окружающих перестраивается как в сторону правильных речевых рефлексов, так и в сторону отклонений от них. если господствующим раздражителем является правильная речь, то ребенок постепенно овладевает ей.

Артикуляционный аппарат.

     Несовершенства произношения детей в первую очередь обусловлены недостаточным развитием речедвигательных механизмов, артикуляции слабо координированы, особенно в мелких движениях губ и языка, мышцы органов речи еще слабы. У детей ясельного возраста под влиянием рефлекса сосания наблюдается выпячивание губ вперед, что искажает произношение. По этой же причине язык, до того, как ребенок овладеет жеванием, всегда напряжен и всей своей массой приподнят к небу, что придает всем звукам мягкость. Полное или частичное отсутствие зубов во время смены молочных также затрудняет произношение некоторых звуков, особенно свистящих. Постепенно, к пяти годам, эти несовершенства сглаживаются, и артикулирование становиться правильным.

Дыхательный аппарат.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

- слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это чаще наблюдается  у физически слабых детей, а так же робких, стеснительных.

- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого происходит "заглатывание" конца слова или фразы.

- неумелое распределение дыхания по словам.

- торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием".

- неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то едва слышно.

Особенности психических процессов развития речи.

     Ребенок раннего возраста не осознает необходимости точно воспроизводить слышимую речь, вслушиваться в нее, поэтому часто искажает ее, пропускает, заменяет или переставляет слова или звукосочетания. К средней и особенно в старшей группе, у детей начинает развиваться критическое отношение к звуковой стороне речи: они замечают ошибки произношения у себя и товарищей, пытаются преодолеть их.  Так развивается  активное, сознательное, творческое включение детей в процесс овладения речью.

     У некоторых детей в возрасте 2-2,5 лет наблюдается стремление задержаться на детском этапе развития, в результате чего появляется капризная, манерная, сюсюкающая, лепетная речь. При недостаточном внимании со стороны окружающих подобная манера может надолго задержать нормальный ход развития речи.

Развитие речи в зависимости от социального окружения.

     Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни.. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. отсутствие такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что ребенок вырастет и научиться говорить сам. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре сюсюкают, лепечут. Это кажется им чрезвычайно забавным и милым, но так они не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, а еще больше закрепляют детский лепет. Но это не значит, что с маленькими детьми надо обязательно говорить по -взрослому. Соответственно возрасту закономерно в соответствии с речевыми возможностями ребенка,  наряду с обычными совами употреблять наиболее легкие: мяу, бай-бай, постепенно заменяя их более сложными. Говорить же 3-4 летнему ребенку "тпруа" вместо гулять - непозволительно.

     Итак, своеобразия детской речи, в частности детского произношения, являются проявлением естественных возрастных особенностей. Подобные своеобразия распространяются на все стороны языка ребенка - фонетическую. слоговую и грамматическую.

     Хотя речь большинства дошкольников к 5-7 годам должна достичь языковой нормы, однако в силу индивидуальных, социальных и педагогических особенностей развития речь многих детей остается с нарушениями. В таких случаях детям необходима консультация и занятия учителя-логопеда.

Список используемой литературы:

М.Е. Хватцев "Предупреждение и устранение недостатков речи"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....

Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Из данной консультации родители узнают какие нарушения звукопроизношения являются физиологическими....

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...

Консультация "Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста".

Консультация "Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста"....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ

Особое место в системе дошкольного образования занимает взаимодействие дошкольной организации и семьи, которое обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, оказывает влияние на изменение ...