Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
статья на тему

------------

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

      Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

      Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

     Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношения прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимые артикуляционное движение.

     Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

   Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

  1. Согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь» (стол), «зюби»(зубы). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления - замена мягких фонем твердыми: «тота» (тетя), «мыська» (мишка).
  2. Большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), «зук» (жук).
  3. Дети совсем не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба»(рыба) или заменяют его другими звуками –л,л, в, й: «колова» (корова), «лот» (рот), «кавман» (карман), «йак» (рак).
  4. Звук л чаше всего смягчается: «люза» (лужа), «тюль» (стол), «йампа» (лампа).
  5. Звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).

       Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются,  особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «мачик» (мальчик).

     Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем – пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Из данной консультации родители узнают какие нарушения звукопроизношения являются физиологическими....

Формирование физиологического и речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевой патологией

Дыхание-одна из немногих способностей оргаганизма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно.Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой.В...

Презентация " Анатомо- физиологические и психические особенности детей дошкольного возраста"

Данная презентация  поможет педагогу в проведении консультаций, родительских собраний и других мероприятий по теме " Анатомо- физиологические и психические особенности детей дошкольного возр...

Презентация " Анатомо- физиологические и психические особенности детей дошкольного возраста"

Данная презентация -дополнительный материал к консультации для специалистов ДОУ по теме " Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста"...

Несовершенства речи у детей дошкольного возраста.

Маленький ребенок ограничен в своих речевых возможностях, но под воздействием окружающих перестраивается как в сторону правильных речевых рефлексов, так и в сторону откл...

Консультация "Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста".

Консультация "Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста"....