Презентация " Анатомо- физиологические и психические особенности детей дошкольного возраста"
презентация

Галафеева Наталья Леонидовна

Данная презентация  поможет педагогу в проведении консультаций, родительских собраний и других мероприятий по теме " Анатомо- физиологические и психические особенности детей дошкольного возраста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анатомо-физиологические и психические особенности детей дошкольного возраста Выполнила Воспитатель 1 категории Галафеева Н.Л . МДОУ «Детский сад №104» г. Ярославль

Слайд 2

Периоды детского возраста: Период внутриутробного развития: Эмбриональный (от зачатия до 11-12 нед .) Фетальный (с 11-12 нед . до родов) Период новорожденности – от рождения до 28 дней жизни: Ранний неонатальный – первая неделя жизни Поздний неонатальный от 7 по 28 сутки жизни Грудной период – 28 дней- 1 год жизни Преддошкольный (ясельный) период – от 1 года до 3 лет Дошкольный период – от 3 до 6 лет Период младшего школьного возраста или отрочества – от 6 до 12 лет Период старшего школьного возраста или период полового созревания – от 12 до 18 Подростковый период 10 – 18 (20) лет

Слайд 3

Особенности периода новорожденности: Основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия Наблюдаются пограничные состояния Болезни имеют свои особенности, при этом чаще встречаются: внутриутробные инфекции, врождённые пороки развития, повреждения нервной системы, гнойно-септические заболевания, склонность к генерализации процесса

Слайд 4

Особенности грудного периода: Высокие темпы физического и психического развития, а именно: Масса тела к году – утраивается, Р ост увеличивается на 25 см О кружность головы увеличивается на 12 см А ктивно развиваются условные рефлексы и к концу года – речь В первые 3-4 мес. повышенная устойчивость к инфекциям (иммунитет матери) Высокая чувствительность к вирусно-бактериальным инфекциям Склонность к генерализации воспалительного ответа, к общей реакции на любое воздействие.

Слайд 5

Особенности преддошкольного периода: Темпы психического развития опережают физическое развитие Увеличивается восприимчивость к детским инфекциям Часто наблюдается рахит, респираторные заболевания

Слайд 6

Особенности дошкольного периода: Процессы роста замедляются, но совершенствуются функциональные возможности Возраст подражания Период активного развития тонких навыков Заметно снижается склонность к генерализации процессов Часты детские инфекции Часто проявляются детские болезни

Слайд 7

Особенности кожи: Эластичные волокна появляются с 4 мес. Защитная функция слабее, чем у взрослых Кожа богато васкуляризирована На тепло и холод дети до года реагируют расширением сосудов Потоотделение начинается с 1 мес. Сальные железы функционируют внутриутробно. Наиболее активны на 1 году и в пубертате Число жировых клеток увеличивается на 1 году жизни, а размеры – с рождения до 6 лет Жир в раннем возрасте отличается большей плотностью, т.к. больше содержит насыщенных жирных кислот.

Слайд 8

Особенности костной системы: Кости более мягкие, эластичные, легко изгибаются и деформируются, менее ломкие В костях новорожденного много воды и мало солей Физиологическое состояние на 1 году- плоскостопие и небольшая косолапость

Слайд 9

Особенности органов дыхания : НОС: Относительно малые размеры Узкие носовые ходы Отсутствует нижний носовой ход Слизистая рыхлая и легко отекает Придаточные пазухи формируются к 2 годам Широкий слёзно-носовой проток ГЛОТКА: Слабо развиты крипты и сосуды миндалин Частая гиперплазия лимфоидной ткани к концу 1 года ГОРТАНЬ: Узкий просвет с сужением в подсвязочном пространстве Интенсивно растёт на 1 году жизни и в пубертате Ложные голосовые связки растут от 3 до 7 лет

Слайд 10

Бронхолёгочная система : Угол отхождения обоих бронхов в раннем возрасте одинаков Грудная клетка относительно мала, основное место занимает средостение Рёбра расположены горизонтально Лёгочная ткань и бронхиальное дерево богато васкуляризированы Короткое расстояние между надгортанником и бифуркацией бронхов Слабые механизмы очищения трахеобронхиального дерева В паренхиме лёгких больше коллагеновых волокон Диафрагмальный тип дыхания

Слайд 11

Особенности дыхательной системы : Глубина дыхания, абсолютный и относительный объёмы одного дыхания меньше, чем у взрослого Частота дыхания тем больше, чем моложе ребёнок Газообмен осуществляется более энергично, чем у взрослых

Слайд 12

Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы: Сердце: Баталлов проток закрывается к 6 неделе, аранциев к 2-3 мес., овальное окно к 6-7 мес. Неравномерное увеличение отделов сердца Горизонтальное до 2-3 лет, затем к 3-4 годам – косое расположение сердца До 2 лет рассыпчатый тип кровооснабжения , до 5-7 лет – сниженный и после 7 лет – магистральный Сосуды: Просвет сосудов относительно широк, артерии равны венам Стенки артерий более эластичны и АД поэтому ниже Вены растут более интенсивно Проницаемость капилляров у детей выше

Слайд 13

Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы: Высокий уровень выносливости и трудоспособности детского сердца Сердце выполняет относительно большую работу, чем у взрослого Физиологическая тахикардия Ограниченные резервные возможности сердца в раннем возрасте из-за ригидности миокарда, короткой диастолы, тахикардии Неравномерность роста отдельных частей средца

Слайд 14

Особенности системы пищеварения : Особенности ротовой полости: Малый объём ротовой полости, Относительно большой язык, Хорошо развитые мышцы рта и щёк Слюнные железы до 3-4 мес. функционируют недостаточно Желудок расположен горизонтально, дно и кардиа развиты слабо, а пилорический сфинктер – хорошо. Секреторный аппарат на 1 году развит слабо, кислотность и ферментативная активность более низки Рост и дифференцировка поджелудочной железы продолжается до 14 лет Печень имеет относительно большие размеры, дифференцировка завершается к 8 годам

Слайд 15

Кишечник относительно длиннее, брыжейка более длинная. Сигмовидная кишка относительно длиннее Слизистая и подслизистый слои прямой кишки слабо фиксированы Активность секреторного аппарата кишечника более низкая Всасывательная способность более выше Время прохождения пищевых масс у детей короче Биоценоз кишечника легко нарушается

Слайд 16

Особенности мочевыделительной системы: Морфологическое созревание коркового вещества почки заканчивается к 3-5 годам, всей почки – к 7 годам. Для выведения равного количества шлаков детям требуется больше воды, чем взрослым, поэтому обезвоживание у них наступает быстрее Мочеточник в раннем возрасте относительно шире, более извилист, гипотоничен , что предрасполагает к застою мочи и инфекции В раннем возрасте эффективность почки в регуляции КОС ниже, чем у взрослых

Слайд 17

Особенности системы крови Особенности этапности кровообращения в процессе развития плода и ребёнка (желточный мешок, печень, селезёнка, костный мозг и лимфоузлы, тимус) Трансформация красного костного мозга в жёлтый в 4 года Легко возникающая метаплазия и переход к эмбриональному кровообращению Метаплазия лимфоидной ткани В костном мозге больше в 2-4 раза недифференцируемых бластов и миелобластов , чем в норме у взрослых На протяжении 3-4 мес. циркулирует фетальный гемоглобин Перекрёст нейтрофилов и лейкоцитов на 5 день жизни и на 4-6 году жизни

Слайд 18

Особенности нервной системы: Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 5 лет. Кора новорожденного не зрелая, основная функция- таламо-паллидарной системы Развития всех рефлексов зависит от зрелости нервной системы и самих

Слайд 19

Эндокринная система: В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.е. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается "подготовка" половых желез к периоду полового созревания.

Слайд 20

Иммунная система: К летки иммунитета вырабатываются организмом ребенка в достаточном количестве, в связи с этим - более легкое течение многих болезней.

Слайд 21

Рост и масса тела: Рост детей увеличивается неравномерно — вначале до 4—6 см в год, а затем в период от 4 до 51/2 лет у мальчиков и на 6—7-м году у девочек рост несколько ускоряется — до 6—8 см в год (так называемое первое физиологическое вытяжение). Ориентировочно можно считать, что начиная с 1 года ребенок ежегодно вырастает в среднем на 5 см. Ежегодная прибавка массы тела составляет в среднем 2 кг: за 4-й год жизни — примерно 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й и 7-й — по 2,5 кг. К 6—7 годам масса тела ребенка примерно равна удвоенной массе его тела в возрасте 1 года.

Слайд 22

Психические особенности: Совершенствуются психика, интеллект и двигательные навыки. В этом возрасте дети уже достаточно определенно выражают различные эмоции, у них развиваются определенные черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых; в качестве модели для подражания они, как правило, выбирают близких родственников. В это время особенно большое значение имеют устойчивые и доброжелательные взаимоотношения в семье.

Слайд 23

Словарный запас постепенно увеличивается до 2 тыс. слов и более. В разговоре дети уже используют сложные фразы и предложения, легко запоминают стихи; могут составить небольшой рассказ. Они начинают уверенно держать в руках карандаш, рисуют различные предметы, животных. В 2,5—3 года параллельно с интеллектуальным развитием происходит половая ориентация ребенка, которая окончательно формируется в дошкольном возрасте. Уже в 3 года большинство детей могут назвать не только свой возраст, но и пол.

Слайд 24

Используемая литература: Каштанова Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: практ . пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. Квашук П.В. Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей и подростков: метод. пособие / П.В. Квашук , Г.Н. Семаева . - М.: Де-Ново, 2004. - 35 с. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384 с. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Памятки для родителей и взрослых об особенностяз развития детей с 2-7 лет...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Памятки для родителей и воспитателей об особенностяз развития детей с 2-7 лет...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Существует определенное разделение возрастов на различные этапы. К моменту поступления детей в дошкольное учреждение они из стадии раннего детства переходят на этап дошкольного...

психические особенности детей дошкольного возраста

Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным пер...

презентация: "Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО".

В презентации освещены кратко основные возрастные особенности различных периодов дошкольного возраста. также представлен материал по типам темперамента, стилям познания и д.р. может быть использ...

Презентация " Анатомо- физиологические и психические особенности детей дошкольного возраста"

Данная презентация -дополнительный материал к консультации для специалистов ДОУ по теме " Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста"...