Главные вкладки

    Особенности психического развития детей дошкольного возраста.
    методическая разработка на тему

    Алпацких Анна Николаевна

    Памятки для родителей и взрослых об особенностяз развития детей с 2-7 лет

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психические особенности детей 5-6 лет

    Показатели

    5-6 лет

    Использование на практике

    Мышление

    Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

    •  Появляется интерес к арифметике, чтению, решению простых геометрических задач

    Речь

    Формирование планирующей функции речи

    • Учить ребенка последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом
    • Развивать самоинструктирование – организация внимания на предстоящей деятельности
    • Учить ребенка анализировать продукты собственной деятельности
    • Развивать графические навыки

    Восприятие, внимание, память

    -Развитие целенаправленного запоминания

    - Память -  доминирующая функция психики

    • Развивать кругозор
    • Много читать об окружающем мире
    • Начинать формировать умение – действие по образцу

    Способ познания

    Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

    • Использовать экспериментальную деятельность
    • Ставить перед ребенком проблемные ситуации

    Отношения со сверстниками

    -Углубление интереса, как к партнеру по играм

    -предпочитают больше общаться со сверстниками

    • Стараться, чтобы  ребенок делился своими знаниями и впечатлениями со сверстниками

    Отношения со взрослыми

    Источник информации, собеседник

    • Использовать  метод постановки проблемных ситуаций в повседневной жизни
    • Ребенок нуждается в доверии взрослого  

    Эмоциональное развитие

    -Преобладание ровного, оптимистичного настроения

    -Развитие высших чувств (интеллектуальные, эстетические, моральные)

    • Ребенку необходима похвала от взрослого, оценка и признание его действий
    • Формировать у ребенка привычку нравственного поведения – осмысливать и интерпретировать для него нравственные нормы и правила
    • Развивать у ребенка уверенность в своих силах

    Игры и игрушки

    Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

    • Конструкторы из дерева, сборные домики
    • Разнообразие настольно-печатных игр
    • Технические игрушки (заводные, с электродвигателем)
    • Наборы для творчества
    • Трансформеры

    Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.



    Предварительный просмотр:

    Особенности психического развития детей 4-5 лет

    показатели

    4-5 лет

    Использование на практике

    мышление

    Наглядно-образное, появляется любознательность, любопытство, фантазирование

    • Расширять кругозор ребенка, опираясь на лексические темы
    • Объяснять причины и следствия явлений
    • Стараться ставить перед детьми проблемные ситуации
    • Обсуждать с детьми их фантазии, предлагать повороты сюжетной линии, давать оценки героям фантазий

    речь

    Окончание формирования активной речи,  появляется вопрос «почему?»

    • Учить детей излагать свои мысли, говорить полными предложениями
    • Следить за звукопроизношением

    Восприятие, внимание и память

    -Непроизвольный характер внимания и памяти

    - начинает развиваться целенаправленное запоминание в игре

    • Проводить больше подвижных игр направленных на развитие активного внимания

    Способ познания

    Рассказы, взрослого, экспериментирование

    • Включать в занятия эксперименты  с водой, твердыми материалами, пластилином

    Отношения со сверстниками

    Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

    • Складываются предпочтения в играх по половому признаку
    • Расположить уголки девочек и мальчиков дальше друг от друга

    Отношения со взрослыми

    Взрослый менее значим, чем сверстники

    • Обязательно установить правила поведения в группе
    • Взрослый-источник интересной информации

    Эмоциональное развитие

    -эмоциональный фон ребенка становится стабильным

    • Ребенок начинает контролировать свое поведение

    Предметно-развивающая среда

    Задача взрослого – организовать пространство для сюжетных игр

    • Куклы и игрушечная мебель для них
    • Машинки-грузовики
    • Наглядные игрушки – самолет, пароход, животные, инструменты
    • Наборы геометрических форм, мозаики
    • Настольные игры для развития глазомера и мелкой моторики руки
    • Спортивный инвентарь

    Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.



    Предварительный просмотр:

    Для ребенка 3-4 лет главными в развитии являются собственная речь и совместная деятельность со взрослым. В данной таблице  раскрыты основные закономерности и особенности развития малышей.

    показатели

    3-4 года

    Рекомендации и игры

    Мышление

    - наглядно-образное

    • «отрывать» ребенка от конкретного предмете, переносить ситуацию в «как-будто»

    Речь

    - начало формирования связной речи,

    - ребенок начинает понимать прилагательные

    - расширяется словарный запас

    • Заучивание стихов, песенок, сказок
    • Интересоваться у ребенка о будущем и прошлом (* что делал ребенок в выходные, что но будет делать сегодня дома с мамой)
    • Проводить беседы, способствующие закреплению первичных понятий: «кто у нас девочка, а кто мальчик; ленточка синяя, а что еще у нас есть синего цвета; кто прыгает, а кто летает»
    • Рассказывать стихи и сказки по картинкам («Усатый-полосатый» С.Я. Маршак, «Игрушки» А.Л. Барто)

    Восприятие, внимание, память

    - непроизвольные процессы, нет целеполагания, осознания « для чего»

    - преобладает узнавание, а не запоминание

    -то, что запомнилось сохраняется надолго

    • Запоминаемые предметы должны быть связаны с деятельностью ребенка, интересными и эмоционально окрашенными
    • Использовать в самостоятельной игре детей разрезные картинки, лото, собирание из частей целого

    Отношения со сверстниками

    - сверстники мало интересны

    - взрослый- партнер по игре и творчеству

    • Использовать во время взаимодействия с ребенком показы-инсценировки с куклами
    • Сюжетно – ролевая игра со взрослым (* приготовление обеда для игрушек; учить взаимодействию в сюжетах с двумя лицами: шофер-пассажир, мама-дочка, врач-больной  и т.п.)  

    Отношения со взрослыми

    - взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

    • Установить правила поведения дома и на улице
    • Учить детей играть вместе, сообща
    • Обязательна похвала действий ребенка
    • Проводить «сговор» на игру

    Эмоциональное развитие

    - характерны резкие перепады настроения

    - эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

    - преобладают положительные эмоции

    • Проведение игр-драматизаций
    • Чтение с «выражением»  художественной литературы

    Окружающая среда (предметно-развивающая среда)

    - настольный театр, спортивный уголок (мячи, скакалки, обручи, кегли), настольные игры

    • Четко определить границы игровых уголков
    • Обновлять набор дидактических игр
    • Игровые уголки должны быть максимально удобными для перемещения внутри них.



    Предварительный просмотр:

    Особенности психического развития детей 2-3 лет

    показатели

    2-3 года

    Использование на практике

    Мышление

    Наглядно-действенное

    • Игры с предметами
    • Действия с предметами показывает взрослый
    • Раздаточный материал для занятий ребенок должен  изучить сам

    Речь

    Словосочетаниями, понимает глаголы

    • Чтение стихов с точной рифмой
    • Полешки и сказки обращать внимание ребенка на правильное произношение звуков
    • Вовлекать детей в разговоры том,  что они видели в магазине, на прогулке
    • Использовать «подговаривание» : повторение слов за воспитателем и самостоятельное произнесение новых и непонятных слов

    Восприятие, внимание и память

    -Непроизвольный характер (ребенок выделяет в предмете лишь яркие признаки),

    -ребенок может выполнять только одно действие.

    -ребенок  запоминает только то, что понравилось или запомнилось «само по себе»

    - в этом возрасте ребенок способен различать 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

    • Взрослый должен четко называть признаки и действия предмета
    • Использовать матрешки, игрушки – вкладыши, пирамидки в самостоятельной игре детей
    • Раздаточный материал  для детей на занятиях д.б. у всех одинаковый (цвет и форма)
    • Детей интересует показ нового предмета или игрушки: форма и назначение

    Чувствительность

    Высокая чувствительность к физиологическому дискомфорту

    • Частые жалобы на боль

    Отношения со сверстниками

    Сверстники мало интересны

    • Организовывать детей в подвижные игры
    • Привлечение к уходу за игрушками

    Отношения со взрослыми

    Взрослый –источник защиты, ласки и помощи

    • Больше телесных контактов с ребенком
    • Речь взрослого-способ регуляции поведения ребенка
    • Четкая формулировка фраз из 3-4 слов
    • Эмоционально-окрашенная речь взрослого
    • Занятия носят характер зрелищ - показов

    Эмоциональное развитие

    -Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы,

    - настроение подвержено частой смене

    -характерен «Эффект заражения» эмоциональным состоянием других

    • Частые ссоры  между детьми из-за непонимания друг друга
    • Условие уверенности и спокойствия ребенка – четкое соблюдение режима

    Игры и игрушки

    Задача взрослого - учить ребенка разнообразным действиям с одним и тем же предметом

    • Куклы и игрушечная мебель для них
    • Машинки-грузовики
    • Наглядные игрушки – самолет, пароход, животные
    • Паззлы с крупными ячейками, рамки-вкладыши
    • Кубики, пластмассовые цилиндры, конусы, кольца.
    • Игрушек не д.б. много, лучше чаще менять их

    Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

    возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

    Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...

    Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

    Памятки для родителей и воспитателей об особенностяз развития детей с 2-7 лет...

    Особенности психического развития детей дошкольного возраста

    Существует определенное разделение возрастов на различные этапы. К моменту поступления детей в дошкольное учреждение они из стадии раннего детства переходят на этап дошкольного...

    Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

    Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

    Первая младшая группа (дети от 2-х до 3-х лет).  На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое обще­ние ребенк...

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения :артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие,звкопроизношение,лексика, звуковой анализ, грамматический строй речи....