Особенности психического развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Алпацких Анна Николаевна

Памятки для родителей и взрослых об особенностяз развития детей с 2-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психические особенности детей 5-6 лет

Показатели

5-6 лет

Использование на практике

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

  •  Появляется интерес к арифметике, чтению, решению простых геометрических задач

Речь

Формирование планирующей функции речи

  • Учить ребенка последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом
  • Развивать самоинструктирование – организация внимания на предстоящей деятельности
  • Учить ребенка анализировать продукты собственной деятельности
  • Развивать графические навыки

Восприятие, внимание, память

-Развитие целенаправленного запоминания

- Память -  доминирующая функция психики

  • Развивать кругозор
  • Много читать об окружающем мире
  • Начинать формировать умение – действие по образцу

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

  • Использовать экспериментальную деятельность
  • Ставить перед ребенком проблемные ситуации

Отношения со сверстниками

-Углубление интереса, как к партнеру по играм

-предпочитают больше общаться со сверстниками

  • Стараться, чтобы  ребенок делился своими знаниями и впечатлениями со сверстниками

Отношения со взрослыми

Источник информации, собеседник

  • Использовать  метод постановки проблемных ситуаций в повседневной жизни
  • Ребенок нуждается в доверии взрослого  

Эмоциональное развитие

-Преобладание ровного, оптимистичного настроения

-Развитие высших чувств (интеллектуальные, эстетические, моральные)

  • Ребенку необходима похвала от взрослого, оценка и признание его действий
  • Формировать у ребенка привычку нравственного поведения – осмысливать и интерпретировать для него нравственные нормы и правила
  • Развивать у ребенка уверенность в своих силах

Игры и игрушки

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

  • Конструкторы из дерева, сборные домики
  • Разнообразие настольно-печатных игр
  • Технические игрушки (заводные, с электродвигателем)
  • Наборы для творчества
  • Трансформеры

Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.



Предварительный просмотр:

Особенности психического развития детей 4-5 лет

показатели

4-5 лет

Использование на практике

мышление

Наглядно-образное, появляется любознательность, любопытство, фантазирование

  • Расширять кругозор ребенка, опираясь на лексические темы
  • Объяснять причины и следствия явлений
  • Стараться ставить перед детьми проблемные ситуации
  • Обсуждать с детьми их фантазии, предлагать повороты сюжетной линии, давать оценки героям фантазий

речь

Окончание формирования активной речи,  появляется вопрос «почему?»

  • Учить детей излагать свои мысли, говорить полными предложениями
  • Следить за звукопроизношением

Восприятие, внимание и память

-Непроизвольный характер внимания и памяти

- начинает развиваться целенаправленное запоминание в игре

  • Проводить больше подвижных игр направленных на развитие активного внимания

Способ познания

Рассказы, взрослого, экспериментирование

  • Включать в занятия эксперименты  с водой, твердыми материалами, пластилином

Отношения со сверстниками

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

  • Складываются предпочтения в играх по половому признаку
  • Расположить уголки девочек и мальчиков дальше друг от друга

Отношения со взрослыми

Взрослый менее значим, чем сверстники

  • Обязательно установить правила поведения в группе
  • Взрослый-источник интересной информации

Эмоциональное развитие

-эмоциональный фон ребенка становится стабильным

  • Ребенок начинает контролировать свое поведение

Предметно-развивающая среда

Задача взрослого – организовать пространство для сюжетных игр

  • Куклы и игрушечная мебель для них
  • Машинки-грузовики
  • Наглядные игрушки – самолет, пароход, животные, инструменты
  • Наборы геометрических форм, мозаики
  • Настольные игры для развития глазомера и мелкой моторики руки
  • Спортивный инвентарь

Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.



Предварительный просмотр:

Для ребенка 3-4 лет главными в развитии являются собственная речь и совместная деятельность со взрослым. В данной таблице  раскрыты основные закономерности и особенности развития малышей.

показатели

3-4 года

Рекомендации и игры

Мышление

- наглядно-образное

  • «отрывать» ребенка от конкретного предмете, переносить ситуацию в «как-будто»

Речь

- начало формирования связной речи,

- ребенок начинает понимать прилагательные

- расширяется словарный запас

  • Заучивание стихов, песенок, сказок
  • Интересоваться у ребенка о будущем и прошлом (* что делал ребенок в выходные, что но будет делать сегодня дома с мамой)
  • Проводить беседы, способствующие закреплению первичных понятий: «кто у нас девочка, а кто мальчик; ленточка синяя, а что еще у нас есть синего цвета; кто прыгает, а кто летает»
  • Рассказывать стихи и сказки по картинкам («Усатый-полосатый» С.Я. Маршак, «Игрушки» А.Л. Барто)

Восприятие, внимание, память

- непроизвольные процессы, нет целеполагания, осознания « для чего»

- преобладает узнавание, а не запоминание

-то, что запомнилось сохраняется надолго

  • Запоминаемые предметы должны быть связаны с деятельностью ребенка, интересными и эмоционально окрашенными
  • Использовать в самостоятельной игре детей разрезные картинки, лото, собирание из частей целого

Отношения со сверстниками

- сверстники мало интересны

- взрослый- партнер по игре и творчеству

  • Использовать во время взаимодействия с ребенком показы-инсценировки с куклами
  • Сюжетно – ролевая игра со взрослым (* приготовление обеда для игрушек; учить взаимодействию в сюжетах с двумя лицами: шофер-пассажир, мама-дочка, врач-больной  и т.п.)  

Отношения со взрослыми

- взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

  • Установить правила поведения дома и на улице
  • Учить детей играть вместе, сообща
  • Обязательна похвала действий ребенка
  • Проводить «сговор» на игру

Эмоциональное развитие

- характерны резкие перепады настроения

- эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

- преобладают положительные эмоции

  • Проведение игр-драматизаций
  • Чтение с «выражением»  художественной литературы

Окружающая среда (предметно-развивающая среда)

- настольный театр, спортивный уголок (мячи, скакалки, обручи, кегли), настольные игры

  • Четко определить границы игровых уголков
  • Обновлять набор дидактических игр
  • Игровые уголки должны быть максимально удобными для перемещения внутри них.



Предварительный просмотр:

Особенности психического развития детей 2-3 лет

показатели

2-3 года

Использование на практике

Мышление

Наглядно-действенное

  • Игры с предметами
  • Действия с предметами показывает взрослый
  • Раздаточный материал для занятий ребенок должен  изучить сам

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

  • Чтение стихов с точной рифмой
  • Полешки и сказки обращать внимание ребенка на правильное произношение звуков
  • Вовлекать детей в разговоры том,  что они видели в магазине, на прогулке
  • Использовать «подговаривание» : повторение слов за воспитателем и самостоятельное произнесение новых и непонятных слов

Восприятие, внимание и память

-Непроизвольный характер (ребенок выделяет в предмете лишь яркие признаки),

-ребенок может выполнять только одно действие.

-ребенок  запоминает только то, что понравилось или запомнилось «само по себе»

- в этом возрасте ребенок способен различать 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

  • Взрослый должен четко называть признаки и действия предмета
  • Использовать матрешки, игрушки – вкладыши, пирамидки в самостоятельной игре детей
  • Раздаточный материал  для детей на занятиях д.б. у всех одинаковый (цвет и форма)
  • Детей интересует показ нового предмета или игрушки: форма и назначение

Чувствительность

Высокая чувствительность к физиологическому дискомфорту

  • Частые жалобы на боль

Отношения со сверстниками

Сверстники мало интересны

  • Организовывать детей в подвижные игры
  • Привлечение к уходу за игрушками

Отношения со взрослыми

Взрослый –источник защиты, ласки и помощи

  • Больше телесных контактов с ребенком
  • Речь взрослого-способ регуляции поведения ребенка
  • Четкая формулировка фраз из 3-4 слов
  • Эмоционально-окрашенная речь взрослого
  • Занятия носят характер зрелищ - показов

Эмоциональное развитие

-Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы,

- настроение подвержено частой смене

-характерен «Эффект заражения» эмоциональным состоянием других

  • Частые ссоры  между детьми из-за непонимания друг друга
  • Условие уверенности и спокойствия ребенка – четкое соблюдение режима

Игры и игрушки

Задача взрослого - учить ребенка разнообразным действиям с одним и тем же предметом

  • Куклы и игрушечная мебель для них
  • Машинки-грузовики
  • Наглядные игрушки – самолет, пароход, животные
  • Паззлы с крупными ячейками, рамки-вкладыши
  • Кубики, пластмассовые цилиндры, конусы, кольца.
  • Игрушек не д.б. много, лучше чаще менять их

Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Памятки для родителей и воспитателей об особенностяз развития детей с 2-7 лет...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Существует определенное разделение возрастов на различные этапы. К моменту поступления детей в дошкольное учреждение они из стадии раннего детства переходят на этап дошкольного...

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития детей. Первая младшая группа (дети от 2-х до 3-х лет). На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная де...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с косоглазием и амблиопией)

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение специфических установок, опосредованно...