Особенности психического развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка по теме

Алпацких Анна Николаевна

Памятки для родителей и воспитателей об особенностяз развития детей с 2-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психические особенности детей 5-6 лет

Показатели

5-6 лет

Использование на практике

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

  •  Появляется интерес к арифметике, чтению, решению простых геометрических задач

Речь

Формирование планирующей функции речи

  • Учить ребенка последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом
  • Развивать самоинструктирование – организация внимания на предстоящей деятельности
  • Учить ребенка анализировать продукты собственной деятельности
  • Развивать графические навыки

Восприятие, внимание, память

-Развитие целенаправленного запоминания

- Память -  доминирующая функция психики

  • Развивать кругозор
  • Много читать об окружающем мире
  • Начинать формировать умение – действие по образцу

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

  • Использовать экспериментальную деятельность
  • Ставить перед ребенком проблемные ситуации

Отношения со сверстниками

-Углубление интереса, как к партнеру по играм

-предпочитают больше общаться со сверстниками

  • Стараться, чтобы  ребенок делился своими знаниями и впечатлениями со сверстниками

Отношения со взрослыми

Источник информации, собеседник

  • Использовать  метод постановки проблемных ситуаций в повседневной жизни
  • Ребенок нуждается в доверии взрослого  

Эмоциональное развитие

-Преобладание ровного, оптимистичного настроения

-Развитие высших чувств (интеллектуальные, эстетические, моральные)

  • Ребенку необходима похвала от взрослого, оценка и признание его действий
  • Формировать у ребенка привычку нравственного поведения – осмысливать и интерпретировать для него нравственные нормы и правила
  • Развивать у ребенка уверенность в своих силах

Игры и игрушки

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

  • Конструкторы из дерева, сборные домики
  • Разнообразие настольно-печатных игр
  • Технические игрушки (заводные, с электродвигателем)
  • Наборы для творчества
  • Трансформеры

Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.



Предварительный просмотр:

Особенности психического развития детей 4-5 лет

показатели

4-5 лет

Использование на практике

мышление

Наглядно-образное, появляется любознательность, любопытство, фантазирование

  • Расширять кругозор ребенка, опираясь на лексические темы
  • Объяснять причины и следствия явлений
  • Стараться ставить перед детьми проблемные ситуации
  • Обсуждать с детьми их фантазии, предлагать повороты сюжетной линии, давать оценки героям фантазий

речь

Окончание формирования активной речи,  появляется вопрос «почему?»

  • Учить детей излагать свои мысли, говорить полными предложениями
  • Следить за звукопроизношением

Восприятие, внимание и память

-Непроизвольный характер внимания и памяти

- начинает развиваться целенаправленное запоминание в игре

  • Проводить больше подвижных игр направленных на развитие активного внимания

Способ познания

Рассказы, взрослого, экспериментирование

  • Включать в занятия эксперименты  с водой, твердыми материалами, пластилином

Отношения со сверстниками

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

  • Складываются предпочтения в играх по половому признаку
  • Расположить уголки девочек и мальчиков дальше друг от друга

Отношения со взрослыми

Взрослый менее значим, чем сверстники

  • Обязательно установить правила поведения в группе
  • Взрослый-источник интересной информации

Эмоциональное развитие

-эмоциональный фон ребенка становится стабильным

  • Ребенок начинает контролировать свое поведение

Предметно-развивающая среда

Задача взрослого – организовать пространство для сюжетных игр

  • Куклы и игрушечная мебель для них
  • Машинки-грузовики
  • Наглядные игрушки – самолет, пароход, животные, инструменты
  • Наборы геометрических форм, мозаики
  • Настольные игры для развития глазомера и мелкой моторики руки
  • Спортивный инвентарь

Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.



Предварительный просмотр:

Для ребенка 3-4 лет главными в развитии являются собственная речь и совместная деятельность со взрослым. В данной таблице  раскрыты основные закономерности и особенности развития малышей.

показатели

3-4 года

Рекомендации и игры

Мышление

- наглядно-образное

  • «отрывать» ребенка от конкретного предмете, переносить ситуацию в «как-будто»

Речь

- начало формирования связной речи,

- ребенок начинает понимать прилагательные

- расширяется словарный запас

  • Заучивание стихов, песенок, сказок
  • Интересоваться у ребенка о будущем и прошлом (* что делал ребенок в выходные, что но будет делать сегодня дома с мамой)
  • Проводить беседы, способствующие закреплению первичных понятий: «кто у нас девочка, а кто мальчик; ленточка синяя, а что еще у нас есть синего цвета; кто прыгает, а кто летает»
  • Рассказывать стихи и сказки по картинкам («Усатый-полосатый» С.Я. Маршак, «Игрушки» А.Л. Барто)

Восприятие, внимание, память

- непроизвольные процессы, нет целеполагания, осознания « для чего»

- преобладает узнавание, а не запоминание

-то, что запомнилось сохраняется надолго

  • Запоминаемые предметы должны быть связаны с деятельностью ребенка, интересными и эмоционально окрашенными
  • Использовать в самостоятельной игре детей разрезные картинки, лото, собирание из частей целого

Отношения со сверстниками

- сверстники мало интересны

- взрослый- партнер по игре и творчеству

  • Использовать во время взаимодействия с ребенком показы-инсценировки с куклами
  • Сюжетно – ролевая игра со взрослым (* приготовление обеда для игрушек; учить взаимодействию в сюжетах с двумя лицами: шофер-пассажир, мама-дочка, врач-больной  и т.п.)  

Отношения со взрослыми

- взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

  • Установить правила поведения дома и на улице
  • Учить детей играть вместе, сообща
  • Обязательна похвала действий ребенка
  • Проводить «сговор» на игру

Эмоциональное развитие

- характерны резкие перепады настроения

- эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

- преобладают положительные эмоции

  • Проведение игр-драматизаций
  • Чтение с «выражением»  художественной литературы

Окружающая среда (предметно-развивающая среда)

- настольный театр, спортивный уголок (мячи, скакалки, обручи, кегли), настольные игры

  • Четко определить границы игровых уголков
  • Обновлять набор дидактических игр
  • Игровые уголки должны быть максимально удобными для перемещения внутри них.



Предварительный просмотр:

Особенности психического развития детей 2-3 лет

показатели

2-3 года

Использование на практике

Мышление

Наглядно-действенное

  • Игры с предметами
  • Действия с предметами показывает взрослый
  • Раздаточный материал для занятий ребенок должен  изучить сам

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

  • Чтение стихов с точной рифмой
  • Полешки и сказки обращать внимание ребенка на правильное произношение звуков
  • Вовлекать детей в разговоры том,  что они видели в магазине, на прогулке
  • Использовать «подговаривание» : повторение слов за воспитателем и самостоятельное произнесение новых и непонятных слов

Восприятие, внимание и память

-Непроизвольный характер (ребенок выделяет в предмете лишь яркие признаки),

-ребенок может выполнять только одно действие.

-ребенок  запоминает только то, что понравилось или запомнилось «само по себе»

- в этом возрасте ребенок способен различать 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

  • Взрослый должен четко называть признаки и действия предмета
  • Использовать матрешки, игрушки – вкладыши, пирамидки в самостоятельной игре детей
  • Раздаточный материал  для детей на занятиях д.б. у всех одинаковый (цвет и форма)
  • Детей интересует показ нового предмета или игрушки: форма и назначение

Чувствительность

Высокая чувствительность к физиологическому дискомфорту

  • Частые жалобы на боль

Отношения со сверстниками

Сверстники мало интересны

  • Организовывать детей в подвижные игры
  • Привлечение к уходу за игрушками

Отношения со взрослыми

Взрослый –источник защиты, ласки и помощи

  • Больше телесных контактов с ребенком
  • Речь взрослого-способ регуляции поведения ребенка
  • Четкая формулировка фраз из 3-4 слов
  • Эмоционально-окрашенная речь взрослого
  • Занятия носят характер зрелищ - показов

Эмоциональное развитие

-Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы,

- настроение подвержено частой смене

-характерен «Эффект заражения» эмоциональным состоянием других

  • Частые ссоры  между детьми из-за непонимания друг друга
  • Условие уверенности и спокойствия ребенка – четкое соблюдение режима

Игры и игрушки

Задача взрослого - учить ребенка разнообразным действиям с одним и тем же предметом

  • Куклы и игрушечная мебель для них
  • Машинки-грузовики
  • Наглядные игрушки – самолет, пароход, животные
  • Паззлы с крупными ячейками, рамки-вкладыши
  • Кубики, пластмассовые цилиндры, конусы, кольца.
  • Игрушек не д.б. много, лучше чаще менять их

Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.



Предварительный просмотр:

Особенности психического развития детей 6-7 лет

показатели

6-7 лет

Использование на практике

Мышление

Наглядно-образное, формируется словесно-логическое мышление.

  • Расширять кругозор ребенка,
  •  Объяснять причины и следствия явлений
  • Ставить перед детьми проблемные ситуации
  • Развивать мелкую моторику
  • Развивать пространственную ориентацию

Речь

Фразовая речь, все звуки ребенок произносит правильно, развитие внутренней речи (разговор «про себя»)

  • Учить детей излагать свои мысли, говорить полными предложениями
  • Следить за звукопроизношением

Восприятие, внимание и память

 -Произвольный характер (целенаправленное сосредоточение на материале  и запоминание информации)

- преобладает логическое запоминание

  • Проводить больше подвижных игр направленных на развитие внимания
  • Игры с «помехами»
  • Дидактические игры типа «Найди отличия/ сходства»
  • Использовать ассоциативный и логические способы запоминания

Способ познания

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

  • Включать в занятия экспериментальную деятельность

Отношения со сверстниками

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре, по учебной деятельности, собеседник

  • Самостоятельная сюжетно-ролевая игра
  • Познакомить с новыми возможными сюжетами игр

Отношения со взрослыми

Взрослый – источник эмоциональной поддержки

  • Обязательно установить правила поведения в группе, в коллективе, общения с взрослыми.
  • Взрослый-источник интересной информации
  • Научить способам сотрудничества

Эмоциональное развитие

Эмоциональный фон ребенка становится стабильным

  • Сформировать у ребенка «небоязнь трудностей»
  • Создание ситуации успеха для ребенка
  • Развивать самоконтроль
  • Развитие «эмоционального предвосхищения»(учить предвидеть результат деятельности )

Игры и игрушки

Задача взрослого – организовать пространство для самостоятельно организованных сюжетных игр.

  • Кукольный уголок, магазин, больница, кухня
  • Трансформеры
  • Наглядные игрушки – самолет, пароход, животные, инструменты
  • Наборы мозаик
  • Наборы для творчества
  • «Школьный уголок»
  • Спортивный инвентарь

Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.



Предварительный просмотр:

Особенности психического развития детей 6-7 лет

показатели

6-7 лет

Использование на практике

Мышление

Наглядно-образное, формируется словесно-логическое мышление.

  • Расширять кругозор ребенка,
  •  Объяснять причины и следствия явлений
  • Ставить перед детьми проблемные ситуации
  • Развивать мелкую моторику
  • Развивать пространственную ориентацию

Речь

Фразовая речь, все звуки ребенок произносит правильно, развитие внутренней речи (разговор «про себя»)

  • Учить детей излагать свои мысли, говорить полными предложениями
  • Следить за звукопроизношением

Восприятие, внимание и память

 -Произвольный характер (целенаправленное сосредоточение на материале  и запоминание информации)

- преобладает логическое запоминание

  • Проводить больше подвижных игр направленных на развитие внимания
  • Игры с «помехами»
  • Дидактические игры типа «Найди отличия/ сходства»
  • Использовать ассоциативный и логические способы запоминания

Способ познания

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

  • Включать в занятия экспериментальную деятельность

Отношения со сверстниками

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре, по учебной деятельности, собеседник

  • Самостоятельная сюжетно-ролевая игра
  • Познакомить с новыми возможными сюжетами игр

Отношения со взрослыми

Взрослый – источник эмоциональной поддержки

  • Обязательно установить правила поведения в группе, в коллективе, общения с взрослыми.
  • Взрослый-источник интересной информации
  • Научить способам сотрудничества

Эмоциональное развитие

Эмоциональный фон ребенка становится стабильным

  • Сформировать у ребенка «небоязнь трудностей»
  • Создание ситуации успеха для ребенка
  • Развивать самоконтроль
  • Развитие «эмоционального предвосхищения»(учить предвидеть результат деятельности )

Игры и игрушки

Задача взрослого – организовать пространство для самостоятельно организованных сюжетных игр.

  • Кукольный уголок, магазин, больница, кухня
  • Трансформеры
  • Наглядные игрушки – самолет, пароход, животные, инструменты
  • Наборы мозаик
  • Наборы для творчества
  • «Школьный уголок»
  • Спортивный инвентарь

Подготовил педагог-психолог Алпацких А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 2 летБазисные характеристики личности ребенка2-го года жизниКраткая характеристика детско деятельности Компетентности.С...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Памятки для родителей и взрослых об особенностяз развития детей с 2-7 лет...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Существует определенное разделение возрастов на различные этапы. К моменту поступления детей в дошкольное учреждение они из стадии раннего детства переходят на этап дошкольного...

Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития детей. Первая младшая группа (дети от 2-х до 3-х лет). На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная де...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с косоглазием и амблиопией)

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение специфических установок, опосредованно...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста. основные закономерности

Данный материал можно использовать как для педагогов, так и для родителей...

Особенности психического развития детей дошкольного возраста

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми....