Рекомендации родителям "Как помочь ребенку овладеть правильным произношением?"
консультация (подготовительная группа)

Данный материал рекомендован родителям, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии.  Мои консультации, советы, краткие рекомендации помогут  родителям в решении многих вопросов, связанных  как  с коррекцией звукопроизношения,  так  и  развитием слоговой структуры слова,  расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка, формировании грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebyonku_ovladet_pravilnym_proiznosheniem.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

       

         КАК  ПОМОЧЬ  РЕБЁНКУ

      ОВЛАДЕТЬ  ПРАВИЛЬНЫМ
             ПРОИЗНОШЕНИЕМ?

         

             КРАТКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

                        РОДИТЕЛЯМ

                      учитель – логопед

                           Венидиктова

                 Любовь  Александровна

                         

                        МДОУ № 49

                            «Росинка»

                             г. Канск

           Воспитание правильной речи у детей.

Если у вашего ребёнка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение и он посещает занятия с логопедом, всё равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будите ежедневно заниматься с ребёнком. Однако необходимо не только научить ребёнка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их. Формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми. Возвратившись из детского садика или с прогулки, обязательно вспомните, что вы видели, спросите у ребёнка, что он делал в садике, с кем играл,  какие были занятия. Если ребёнку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Все дети любят рассматривать картинки в книгах, делайте это вместе с ними и обязательно просите их рассказать, что там изображено.

Необходимо  научить ребёнка пересказывать  прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много  повторов. Читайте их до тех пор, пока ребёнок сможет их хорошо пересказать. Но помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонацией выделять разговорную речь, чтобы страшные слова лисы или волка «Я тебя съем» звучали,  действительно, выразительно.

Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря.

 Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребёнка слышать и дифференцировать звуки. Поиграйте с ребёнком в игру. Пусть он отвернётся, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые звуки, а ребёнок должен отгадать, что вы делаете. Можно поиграть в ловишки: у одного игрока глаза завязаны, а другой бегает по комнате с колокольчиком. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребёнку определить, откуда раздаётся звук. Придумайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.

 М.М.Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с  развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребёнка пирамидкой, кубиками, мозаикой. Легче детям вначале играть крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребёнок мог построить домик даже из палочек размером со спичку.  Мальчику можно предложить навинтить гайки на болт, а девочки будут с удовольствием нанизывать бусинки на нитку. Старайтесь не просто дать малышу задание построить дом, собрать картинку в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет.

Прежде чем приступить к занятиям, выясните, какие    

 точно звуки плохо произносит ваш ребёнок.

 Для этого ему предлагаются всевозможные картинки, в названии которых есть нужные звуки. Определив, какие звуки требуют коррекции, необходимо выяснить, может ли ребёнок произносить их изолированно. Если может, то занятия начинают с отработки слогов, слов. В противном случае, необходимо предварительно добиться чистого звука и только потом переходить к слогам. Если же ребёнок плохо произносит несколько звуков, начинать занятия лучше всего с того звука, который он произносит наиболее чисто. Вам будет легче его исправить, а ребёнок раньше увидит результаты занятий.

 Начиная занятия помните, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем заниматься, учиться правильно говорить» Скорее всего, в такой ситуации, ребёнок просто испугается, замкнётся в себе и,  занятия будут бесполезными. Игра должна быть живой и интересной, поэтому постарайтесь найти яркие цветные картинки, а иногда за хороший урок выдавать ребёнку приз.  Очень важно научить ребёнка контролировать свою речь и чужую. Кроме того, логопедические занятия помогут стать неплохой подготовкой к школе, что впоследствии избавит вас  от множества лишних проблем.

 Прежде чем  учиться произносить звуки, надо выполнить несколько дыхательных упражнений, которые подготовят артикуляционный аппарат для усвоения звуков, которые малыш плохо произносит.

Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 15 минут. За одно занятие не рекомендуется выполнять более трёх упражнений, т.к. ребёнку трудно долго концентрировать внимание. Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно переходить к следующему, это же относится к звукам: лишь отработав, как следует, один звук, можно приниматься за другой.

  Урок будет гораздо привлекательнее для ребёнка, если каждый звук преподнести как песенку, которую поёт наш «весёлый язычок». Расскажите малышу сказку о язычке.

« Язычок живет в ротике – это его домик, а  зубы – это заборчик. В домике язычок может играть и баловаться, но за заборчик ему выходить нельзя».

Предложите ребёнку показать, какой  крепкий у него заборчик и в нем нет ни одной лазейки для язычка. В ответ ребёнок покажет сомкнутые верхние и нижние зубы.  Постарайтесь, чтобы он продержал их в таком положении 5-10 секунд. Можете поспорить с ним, кто дольше продержит забор на замке. С этого упражнения хорошо начинать каждый урок, вне зависимости от того, какой звук вам надо отработать.

  Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюсти. В этом случае помогают следующие упражнения. Вы уже рассказывали ребёнку сказку о весёлом языке, которому нельзя выходить из домика, но он балованный и всё время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко раскрытом рте кончик языка всё время упирается то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать  то кончик носа, то подбородок. Язык при этом делают то широким, то узким. Можно предложить ребёнку пощёлкать языком

 Чтобы губы стали подвижными, можно предложить малышу имитировать плач грудного ребёнка («АУ»).  Предложите ребёнку поговорить шепотом, т.к. при этом усиливается работа артикуляционного аппарата.

 И ещё один совет, прежде чем перейти к отработке звуков. Поставьте перед собой зеркало и произнесите, глядя в него, тот звук, который вы будите изучать с ребёнком. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить, какое положение заняли ваши губы, язык, зубы в момент произнесения звука. Необходимо и ребёнка посадить перед зеркалом, чтобы он наглядно видел положение губ и языка при правильном звукопроизношении.  Обычно перед зеркалом дети с большим удовольствием выполняют упражнения.

                         Практическая часть.

                          Рассмотрим на примере звука С.

Занятия с ребёнком начинайте с дыхательных  упражнений, затем предложите пропеть песенку водички (С-С-С-С), подуть в пустой пузырёк ( он запоёт), как выходит воздух из шара (С-С-С)

            Как только ребёнок научился правильно произносить звук С, соединяйте его с гласными звуками. Вначале произнесите слог сами, а потом повторяет ребёнок (метод отражённого произнесения). Произнося слог, потяните его (СА-СА-СА; СО-СО-СО; СУ-СУ-СУ; СЫ-СЫ-СЫ).

      Отработав слоги, можно перейти к словам, которые начинаются на эти слоги (САД, САМ, САНИ, САБЛЯ, САЛАТ). Проговаривая слова, выясните, знает ли ребёнок их значение. Ребёнок      должен произнести слова без помощи взрослых. Работая с картинками, можно параллельно развивать память, внимание ( «Что изменилось?», «Чего не стало?»). Сразу предъявляйте ребёнку 3-4 картинки, постепенно увеличивая их количество до 6-8. Хорошо воспользоваться лото. Пусть ребёнок найдёт все картинки, в которых есть звук С.

      После этого поиграйте в игру: малыш называет первый слог, а вы заканчиваете слово (СА…ни; СА…лат; СА…молёт). Затем поменяйтесь ролями.

      Научившись правильно произносить звук С в начале слова, попросите ребёнка произнести отражённо обратные слоги (АС-АС-АС; ОС-ОС-ОС;. УС-УС-УС; ИС-ИС-ИС). Усвоив слоги переходите к словам с обратными слогами (БАС, НАС, КВАС, АНАНАС, КОМПАС, НОС, ГОЛОС).

Для закрепления правильного произношения звука С попросите ребёнка придумать небольшие предложения с этим звуком (Около дома сад. У меня есть сани.). Если ребёнку трудно составить предложение – помогите ему.

      Попросите ребёнка изменить слово нос так, чтобы он был не один, а много (нос – носы, оса – осы, сова – совы) т.е. дайте понятие о единственном и множественном числе.

      Когда ребёнок научится четко произносить звук С в начале и в конце слова переходите к словам со стечением согласных. (СВА-СВО; СКА-СКО-СКУ; СПА-СПО-СПУ-СПЫ). Произнесите отражённо слова с этими слогами (СВАЛКА, СВАРИТЬ, СВОБОДА, СМАК, СМОЛА, СПОР). Так же как и в предыдущем случае предложите придумать  предложения с этими словами. Не забывайте спрашивать ребёнка о том, что обозначает каждое слово. Таким образом вы  расширите его словарный запас.

      Закрепите произношение звука в предложениях. Ребёнок слушает предложение, вопрос и дает развёрнутый ответ (На столе стоит красивый сервиз. Что стоит на столе? Зайка спрятался под кустом. Где спрятался зайка?).

       Затем попросите ребёнка придумать слова или подобрать картинки или нарисовать картинки, в которых есть звук С

      Назовите 5-7 слов со звуком С и попросите ребёнка их повторить. Ваша задача в том, чтобы ребёнок запомнил как можно большее количество слов.

      Загадайте загадку и внимательно послушайте, как он будет в отгадке произносить звук С (На дворе горой, а в избе водой… снег)

      Закрепите произношение звука в словосочетаниях. Произнося их отражённо ( высокая стена, высокий стакан, сухие волосы, сухой лист)

 Для закрепления звука С выучите  наизусть считалку, чистоговорку, скороговорку, загадку или  пословицу

      Прочтите рассказ и попросите ребёнка его пересказать. Если ребёнку трудно  составить пересказ, вначале задайте вопросы по содержанию текста.

                        Игры на закрепление звука С

«Поставь на стол»  Возьмите игрушки: собаку, самолёт, сумку, лису, а из посуды – стакан, кастрюлю, сковородку и т.д. Ребёнок ставит на стол предметы и говорит: «Я поставил на стол собаку. Собака стоит на столе» и тд.

«Чудесный мешочек»   В мешочек или сумку сложите картинки, на которых нарисованы предметы, содержащие звук С.  Ребёнок достаёт по одной картинке и называет то,  что на них нарисовано.

«Что пропало?»   На столе расставлены игрушки, в названии которых есть звук С. Ребёнок внимательно смотрит, что стоит на столе и старается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы убираете одну игрушку. Задача ребёнка вспомнить, какой игрушки не стало.

   

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...