Консультация "Как помочь ребенку овладеть правильным произношением" для детей среднего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Одной из форм пропаганды педагогических знаний среди родителей являются консультации. Цель консультации - помочь родителям в вопросах формирования у ребенка правильной, чистой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_ovladet.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку овладеть

правильным звукопроизношением

Четвертый год жизни

С детьми четвертого года жизни проводится работа, направленная на уточнение и закрепление правильного произношения следующих групп звуков: (м), (мь), (п), (пь), (б), (бь), (т), (ть), (д), (дь), (н), (нь), (к), (кь), (г), (гь), (х), (хь), (й), ((ф), (фь), (в), (вь), и звуков (с), (сь), (з), (зь), (ц); на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для постановки речевого дыхания нужны упражнения на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, выработку четкого произношения слов взрослый осуществляет, предлагая ребенку отчетливо называть игрушки, животных, предметы, изображенные на рисунках в книге, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками. Для закрепления звуков во фразовой речи, например, после рассматривания картинки, взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы по ее содержанию, а затем с небольшой помощью или самостоятельно рассказать, что на ней нарисовано.

При повторении ребенком чистоговорок следует обратить внимание родителей на то, чтобы малыш не только правильно произносил отрабатываемые звуки, отчетливо называл слова, но и воспроизводил слоги. Например, при воспроизведении чистоговорки Зу-зу-зу – зайку моем мы в тазу ребенок должен трижды воспроизвести слог зу.

Предлагаемые для заучивания стихотворения следует использовать не только для обучения малыша четкому произношению звуков в словах и фразах, но и для выработки интонационной выразительности. В процессе разучивания с ребенком стихотворения взрослый дает образец выразительного чтения и просит воспроизвести его. Повторяя вслед за взрослым стихи, ребенок будет правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать свой речевой слух. Для формирования у малыша умения правильно пользоваться вопросительной интонацией дают специальные задания (игра «Теремок»).

Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют такие упражнения, как «Кто бы мог быть?», «Чья мама?», а также стихи типа небылиц-перевертышей, загадки. Чтобы облегчить ребенку отгадывание загадок, полезно предлагать родителям шире пользоваться наглядностью. Например, среди 2-3 предметов, лежащих на столе, малыш должен найти только тот, о котором говорится в загадке. Полезно напомнить родителям, что дети этого возраста лучше запоминают загадки, если предварительно знакомятся с предметом. Например, наблюдая с ребенком, как едят рыбки в аквариуме, уместно загадать такую загадку: В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Л. Ульяницкая). Или, прежде чем дать ребенку морковку, можно загадать такую загадку: Сладкая, красная, на грядке растет. Что это?

Развитие голосового аппарата осуществляется в процессе игровых упражнений, когда ребенку предлагают произнести одно и то же звукосочетание или одну и ту же чистоговорку с различной громкостью; прочитать стихотворение, потешку с разной силой голоса. В качестве подготовительных упражнений для выработки нужного темпа речи ребенку предлагают произнести с различной скоростью строчки из народной потешки.

Выработка продолжительного плавного выдоха через рот, то есть подготовительные упражнения для развития речевого дыхания, осуществляется при помощи таких игр, как « Снежинки», «Ветерок», «Бегущий лыжник».

Некоторые игры и упражнения, предназначенные для формирования правильного звукопроизношения, с успехом могут быть использованы и с целью расширения и активизации словаря, уточнения представлений ребенка об одежде, предметах домашнего обихода («Помоги одеться Тане», «Валя и Федя едут в деревню», «Обезьянка Заг»), ознакомления с некоторыми животными и их детенышами («Кто бы это мог быть?», «Чья мама?»).

Развитие речевого дыхания

Поупражняйте ребенка в плавном продолжительном выдохе, используя помещенные ниже задания.

Снежки. Дайте ребенку кусочек ваты и скажите: «Это у нас снежинка. Посмотри, как она летает. (Положите ватку на ладонь, а затем сдуйте ее с руки). Попробуй и ты так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку (снежинку) с руки несколько раз. Следите за тем, чтобы ребенок производил выдох только через рот. Выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.

Ветерок. Возьмите небольшой тонкий листок бумаги (5*10 см) зеленого цвета и нарежьте 12 – 15 узких полосок. Привяжите их ниткой к карандашу и скажите малышу: «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так…» (Подуйте на листочки.) покажите еще раз, как надо дуть, затем предложите ребенку сделать то же самое.

Бегущий лыжник. Лыжи можно вырезать из не очень плотной бумаги (длина лыж, сложенных вместе, 7,5 см, ширина 2,5см). Передняя часть лыж (1,5см) загибается. Посередине карандашом проводится черта, которая отделяет одну лыжу от другой. В центре лыж приклеивается силуэт человека, которого можно вырезать из такой же бумаги (высота 5,5см). предварительно придайте ему полусогнутое положение, согнув лист с силуэтом в двух местах.

Когда фигурка будет готова, предложите ребенку подуть на нее. Надо следить, чтобы ребенок точно направлял воздушную струю. Дуть надо плавно и как можно дольше.

Развитие голосового аппарата

Поупражняйте ребенка в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно.

Прочитайте стихотворение и предложите ребенку повторить его в том или ином темпе, тихо или громко.

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел.

Выучите с ребенком стихотворения. Затем, читая их, задавайте ему вопросы, а он пусть отвечает. Потом поменяйтесь ролями.

Машенька

Кто, кто

В этой комнате живет?

Кто, кто

Вместе с солнышком встает?

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась,

И, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала.

А. Барто

          Обновка

Кто купил в горошек ситцу?

Папа – вот кто.

Сшила что за мастерица?

Мама – вот кто.

Кто в обновку нарядится,

Чья дочурка баловница?

Маша – вот кто.

С. Капутикян

Предложите ребенку выразительно прочитать стихотворения.

Флажок

Солнце гладит по щеке…

Нынче праздник Мая!

У меня флажок в руке,

Я теперь большая!

Мой флажок, как огонек,

Светится, играя.

Здравствуй,  радостный денек!

Здравствуй, праздник Мая!

Е. Благинина

******

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай.

Улетела. – Ай!

А. Барто

Поупражняйте ребенка в четком произнесении слов, в использовании вопросительной интонации.

Теремок. Для игры потребуются теремок (домик или раскладная книжка); набор мелких игрушек: мышка, лягушка, зайчик, волк, медведь, лиса, ежик (при отсутствии игрушек используются картинки).

Покажите домик, поставьте его на стол и скажите: «Это теремок. В нем живут разные звери: мышка, лягушка… (По очереди покажите ребенку игрушки, предлагая четко и громко повторять: «Это мышка, лягушка…»). Все звери в теремке живут дружно.  Сейчас пойдут гулять по лесу».  (Уберите из теремка две игрушки, например, мышку и лягушку, положите их в сторону так, чтобы ребенок хорошо их видел). Затем прочитайте двустишие из книги Е. Благининой «Приключения куклы»; «А ну-ка, скажите, ребята, скорей, каких в «Теремке» не хватает зверей?» Ребенок должен назвать: «Мышки, лягушки».

Надо следить, чтобы малыш произносил слова правильно, четко и громко. Затем предложите ребенку убрать из теремка две игрушки и прочитать двустишие (сначала с вашей помощью, затем самостоятельно).

Список используемой литературы

Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 152с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Как помочь ребенку овладеть правильной связной речью

Овладение связными нормами высказываний - сложный и длительный процесс. Осуществляя эту задачу, педагог способствует умственному развитию детей, т.к содержание рассказов отражает, закрепляет их знания...

Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»

Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ПРАВИЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи я...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ПРАВИЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс. Осуществление этой задачи способствует умственному развитию детей, так как содержание рассказов отражает, закрепляет их знания о...

Рекомендации родителям "Как помочь ребенку овладеть правильным произношением?"

Данный материал рекомендован родителям, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии.  Мои консультации, советы, краткие рекомендации помогут  родителям в решении многих вопросов, связанных...

Консультации «Учимся играть правильно» для детей среднего дошкольного возраста

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста«Учимся играть правильно»...

«Фонематический слух - основа правильной речи детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи».

Что же такое фонематический слух? Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение...