Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
статья по логопедии

В статье рассматривается игра как ведущий вид деятельности ребенка, ее влияние на развитие психических процессов: познавательных, эмоциональных.коммуникативных. Отмечается важность игры на логопедических занятиях, ее цели и задачи; использование логопедических игрушек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delikanova_rol_igry.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Деликанова И.А., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №39 комбинированного вида

Калининского района г. Санкт-Петербурга

Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Игра является ведущей деятельностью, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают и получают развитие основные психические преобразования, присущие каждому конкретному возрасту. Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребенок требует особого внимания взрослых. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Но игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются — плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим детям тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога). В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Цель игры на логопедических занятиях – создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе игры;
  • совершенствовать связную речь;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Дидактические  игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Для примера рассмотрим серию игр с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи.

Картинки: молоток, пила, лопата, ложка

  • «Назови правильно»

Ребенок произносит названия картинок, стараясь правильно произнести звуки Л.

  • «Что лишнее»

Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему.

  • «Что пропало?»

Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.

  • «Закончи предложение»

Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе и т.д.

На логопедических занятиях очень часто используются логопедические игрушки. Главной целью которых, является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Логопедические игрушки - это персонажи кукольного театра, которые умеют немножко больше, чем обычные куклы. Их основные отличия:

  • выразительные, четкие, видимые для ребенка органы артикуляционного аппарата (губы, зубки, язык, верхняя и нижняя челюсти);
  • специальный покрой куклы: надев на руку логопедическую игрушку, логопед может продемонстрировать работу каждого органа артикуляционного аппарата.

На занятиях используются ростовые куклы, персонажи, игрушки. Вот, например, на первом фронтальном занятии используются куклы — Буратино, Незнайка, Мальвина. Буратино, по замыслу логопеда, не умеет правильно произносить звуки, Незнайка неправильно образует и употребляет слова, а Мальвина учит детей правильно выполнять задания, быть сдержанными, внимательными.

На дальнейших занятиях эти персонажи вводятся отдельно. Буратино ребята объясняют правильную артикуляцию звуков, вместе с ним произносят слова с изучаемым звуком. Куклу Незнайки можно использовать при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказал Незнайка?). При помощи данных кукол можно проводить целые занятия или фрагменты, например, ввести куклу только для проведения артикуляционной гимнастики или для того, чтобы дать задание. Куклы используются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал. А если это случилось, можно убрать эти куклы на месяц и, после перерыва, они опять воспринимаются детьми как добрые друзья.

Систематическое применение игр в детском саду может послужить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.

Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Использование игры в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.

Список использованной  и рекомендуемой литературы

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия». - 2000. - 400 с.

2. Бачина О.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - № 1. – с. 12-17.

3.  Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. - № 3. – с. 34-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Федорова Р.П., воспитатель ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района Санкт-ПетербургКонсультация для родителей«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Игра невозможна б...

"Роль игры в развитие речи детей дошкольного возраста"

 Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный проце...

«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взр...

Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обу...

Консультация для родителей "Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Для ребенка- дошкольника ,как известно,игра является основным  видом деятельности...