Главные вкладки

    роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста
    консультация на тему

    Суслина Татьяна Федоровна

    консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_po_razv_rechi.docx16.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    « Детский сад № 66»

     Роль игры в развитии речи

    детей дошкольного возраста

    / консультация для родителей  /

            

                                                                                         

                                                                                                                                  Подготовила

                                                                                                       Воспитатель

                                                                                                       Суслина Т.Ф.

            

    Саранск 2014

    Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

    Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все  игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

    Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

    • формирование мотивации к процессу говорения;
    • воспитание  внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
    • развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
    • пополнение и активизация словаря;
    • совершенствование грамматического строя речи;
    • закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
    • совершенствование монологической и диалогической форм речи;
    • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
    • усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
    • воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

    Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков и т.д. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей  и задач. Для примера рассмотрим серию игр с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи .

    Игры с  картинками.

    Картинки:, молоток, пила, лопата, ложка,

    1.«Назови правильно».

    Ребенок произносит названия картинок, стараясь правильно произнести звуки Л .

    2.«Что здесь лишнее».

    Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему.

    3.«Что пропало?».

    Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.

    4.«Закончи предложение».

    Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе

    5.«Фокус».

    Сложив картинки в стопку, ведущий говорит, что может угадать картинки по запаху. Принюхиваясь к картинке, ведущий описывает её. Ребенок отгадывает картинку, четко называя её.

    Отсюда видно, что игра одна, а задач много.                                                                Для ребенка речь является средством общения, играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.                                                                                                                       Правильное речевое воспитание  направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических , лексических, грамматических) и неречевых средств( мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстником.

    В конце своего выступления ,хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно нам педагогам стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь мы является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог, родители должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста".

    Игровая деятельность - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой,именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических...

    Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

    Федорова Р.П., воспитатель ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района Санкт-ПетербургКонсультация для родителей«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Игра невозможна б...

    "Роль игры в развитие речи детей дошкольного возраста"

     Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный проце...

    Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

    В статье рассматривается игра как ведущий вид деятельности ребенка, ее влияние на развитие психических процессов: познавательных, эмоциональных.коммуникативных. Отмечается важность игры на логопедичес...

    «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)

    Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взр...

    Консультация для родителей «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

    Консультация для родителей«Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обу...