Проект «Развитие дыхания через игру»
проект по логопедии (старшая группа)

Цыганкова Алла Ивановна

Проектная деятельность по развитию дыхания с использованием игрового материала в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_dyhaniyu.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие дыхания через игру»

группа компенсирующей направленности для детей

с тяжёлыми нарушениями речи 5 – 6 лет

Автор разработки:

Учитель-логопед: Цыганкова Алла Ивановна

Пояснительная записка

     Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

     Все эти факторы способствуют правильной работе по коррекции звукопроизношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи. В данное время число детей с речевыми нарушениями неуклонно растёт, как правило, у всего контингента отмечается верхнеключичное или грудное дыхание, короткий речевой выдох, смазанность и невнятность речи.

     Поэтому работа по воспитанию правильного дыхания очень значима в вопросе коррекционного воздействия в группе старшего возраста для детей с ТНР.
 

Вид проекта: творчески – информационный.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель, дети и родители старшей группы компенсирующей направленности с ТНР (5-7 лет)

Срок реализации: октябрь – май.

Цель  проекта: воспитание диафрагмального, правильного речевого дыхания.

Задачи:

  1. Познакомить детей и родителей с играми для развития речевого дыхания.
  2. Углубить знания родителей о речевом дыхании, о различных методиках его развития, его значимости при звукопостановке, звучании речи.
  3. Способствовать сплочённости при коллективной и индивидуальной работе: родители-ребёнок-педагог.
  4. Развивать коммуникативные навыки детей в ходе работы над проектом.

Планируемые результаты проекта:

  • Развитие диафрагмального дыхания.
  • Воспитание плавного и длительного речевого выдоха.
  • Развитие просодической стороны речи.
  • Улучшение тонуса мышц артикуляционной и мимической мускулатуры.

Продукт проектной деятельности:

  • Формирование картотеки по видам игр для развития дыхания.
  • Пополнение игр для развития дыхания, сделанных своими руками.

Схема реализации проекта

        

Работа по проекту

1этап. Организационный (подготовительный)

  • Составление паспорта проекта.
  • Подбор методической литературы по теме проекта.
  • Разработка проекта.

              2 этап. Практический (выполнение проекта)

  • Проведение консультаций для родителей.
  • Организация мастер-класса для детей и родителей.
  • Рассматривание различных видов игр.

            3 этап. Заключительный (результативный)

  • Картотека игр для развития дыхания.
  • Игры, сделанные своими руками.
  • Фотоотчёт проекта.

      Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

      Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи    базируется на выработке у ребёнка с ТНР следующих основных противопоставлений.

      Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.

Направления логопедической работы на подготовительном этапе формирования звукопроизношения.

Подготовительный этап. Направления коррекции

 1. Формирования фонематического слуха

  2. Формирование речевого дыхания

  3. Формирование артикуляционной моторики

Противопоставления, вырабатываемые при формировании воздушной струи

  • Воздушная струя.

Широкая  (при произнесении шипящих звуков)

Узкая (при произнесении свистящих звуков)

  • Тёплая (при произнесении шипящих звуков.
  •  Холодная (при произнесении свистящих звуков)
  • Слабая
  •  Сильная
  • Рассеянная
  • Направленная

Три основных направления воздушной струи

  • 1) воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков; губно-губных (В, В, Ф, Ф, заднеязычных (К, К. Г, Г. Х, Х, переднеязычных (Т, Т, Д, Д, свистящих (С, С, З, З, Ц)
  • 2) воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р) .
  • 3) воздушная струя направлена по боковым краям языка Это характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л) звуков.
  • В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения :
  • 1. «Сдуй снежинки с горки». «Наказать непослушный язык». «Желобок».
  • 2. «Фокусы».
  • 3. «Идёт охотник по болоту»
  • Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой. Поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.
  • Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
  • • «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
  • • «Наказать непослушный язычок». На выдохе произносится «Пя-пя-пя».
  • • «Пулемёт» На выдохе произносится «Т-т-т».
  • • «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
  • • «Жук» На выдохе произносится «Ж-ж-ж» .
  • В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:
  • 1. Дутьё при сомкнутых губах.
  • 2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
  • 3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
  • 4 .Дутьё на язык.
  • Рассмотрим подробнее каждое направление.
  • 1. Дутьё при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:
  • * «Надуть два шарика» Надувать щёки и удерживать в них воздух.
  • * «Перекатывание шаров» Щёки надуваются поочерёдно.
  • * «Худышки». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
  • * «Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой». Напряжение круговой мышцы рта.
  • • Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
  • • Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. д). Дуть на кусочек ваты, привязанные на нитки. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
  • Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
  •  Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился (на шестигранные)
  • • Задувание свечи.
  • • Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
  • • Пускание мыльных пузырей.
  • • Дутьё с использованием свистков. Гудков, трубочек, губной гармошки.
  • • Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
  • • Сильно дуть на воду до образования брызг.
  • • Можно натянуть горизонтально нитки и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек, бабочек, стрекоз.

• Дутьё – катание по жёлобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.

3.  Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.

  •  «Пропеллер» Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
  •  Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
  •  Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпывать» язык губами, произнеся на выдохе звуки пя-пя-пя.
  • 4. Дутьё на язык.
  • * Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
  • * Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так ещё раз. Почувствуй, как подую я! » Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
  • * Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
  • * «Сдуй снежинки с горки»
  • Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами.
  • Приподними язык горкой. Подуй на язык.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.

  • * Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
  • * Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
  • * Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.
  • * Следить за точностью направления воздушной струи.
  • * Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
  • * Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
  • * Нельзя надувать щёки.
  • * Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
  • * На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
  • * Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться.
  • * Упражнения могут выполняться под счёт.

Список литературы

  1. Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи», М.,2004 г.
  2. Т.А.Воробьёва, П.А.Воробьёва. «Дыхание и речь», СПб, 2014 г.
  3. Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика, СПб, 2009 г.
  4. Н.А.Семёнова «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой в Школе здоровья Н.Семёновой «Надежда», СПб, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие дыхание через игру в семье

Консультация для родителей, содержащая небольшую теоретическую и практическую часть с упражнениями и играми на развитие дыхания....

Проект «Развитие речи через пальчиковые игры»

Формировании   и развитии речи дошкольников, с включением  в учебно-игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Наиболее продуктивными для решения поставленной про...

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

Консультация для родителей «Обучение правильному дыханию через игры и игровые упражнения»

laquo;Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...

Развитие дыхания через игры

Данный материал поможет родителям и педагогам применять игры на развитие дыхательной системы ребенка....