Гимнастика мозга
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Захурдаева Наталья Николаевна

Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_mozga.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с нарушениями речи.

                                                           Рука является вышедшим наружу                                     головным мозгом

И.Кант.

Современный образовательный процесс ставит перед педагогом необходимость поиска новых методов и приёмов работы с детьми с речевыми нарушениями. Оптимальным вариантом при этом поиске становится совмещение традиционных подходов и современных технологий в коррекционно-образовательном процессе.

Известно, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности моторики пальцев рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, зависит от его активности. Чем более уравновешено взаимодействия двух его полушарий, тем более способным и одарённым вырастет ребёнок.

Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь логопеду приходит «гимнастика ума» или кинезиологические упражнения.

Основная идея, на которой построена эта гимнастика – связь и влияние в процессе обучения 3 элементов: мозга, тела и эмоций.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физическом здоровье детей через определённые двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарные воздействия.

Цель кинезиологических упражнений:

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи этих упражнений:

  1. Развитие межполушарной специализации.
  2. Синхронизация работы полушарий головного мозга.
  3. Развитие мелкой моторики рук, моторики тела.
  4. Развитие умственных способностей.
  5. Развитие психических  процессов (памяти, внимания, мышления)
  6.  Коррекция речи.
  7. Подготовка к письму и чтению.

Результативность коррекционной работы зависит от определённых условий:

1.Занятия проводятся систематически.

2. Занятия проводятся систематически.

3. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

4. Занятия проводятся перед интенсивной умственной нагрузкой.

5. Требуется точное выполнение движений и приёмов.

6. На начальном этапе разучивается упражнение ведущей рукой (правой), затем левой, и только потом двумя руками одновременно.

7. Продолжительность занятия от 5 до 35 минут в день в зависимости от возраста детей, этапа обучения.

8.Каждое упражнение выполняется 1-2 минуты.

Кинезиологические упражнения особенно эффективны  в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. У таких детей недостаточно развита моторика кистей и пальцев рук, нарушена координация движений. Внимание неустойчиво, ограничены возможности его распределения. Дети с трудом сравнивают и обобщают. Анализ и синтез формируется медленно.

        У каждого из вас, наверняка, есть любимые методы и приёмы, которые вы используете в работе. Предлагаю посмотреть наш мастер-класс по коррекции звукопрозношения. Хочется надеяться, что вы пополните свою педагогическую копилку новыми знаниями, которые пригодятся вам в работе с детьми.

Итак, мастер-класс по постановке и закреплению звука –с-.

1 этап: формирование длительного плавного выдоха и постановка изолированного звука (с-с-с).

Упражнение «Включим воду» - правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно растирать уши и пропевать звук –с-.

Упражнение «Моем руки» - ладони двигаются вперёд-назад, а затем пальцы в замок, пропевать звук –с- длинно и коротко.

2 этап: Закрепление звука –с- в слогах.

Упражнение «Пальчики здороваются» - са, со, су, сы, сэ. Последовательность вариатируется. Предварительно за каждым пальцем закрепляется гласный звук:

Большой –А, указательный – О, средний – У, безымянный – Ы, мизинец – Э.

Упражнение «Колечки» - ас, ос, ус, ыс, эс.

3 этап: Закрепление звука –с- в словах,

Упражнение «Покажи слово» - правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно показывать заданное слово и проговаривать его. Например: оса – пальцы прямых рук собраны вместе.

Упражнение «Кулак- ладонь - ребро» - На каждое положение рук проговаривается одно слово. Например: кулак – сок, ребро – стакан, ладонь – стол.

4 этап: Автоматизация звука –с в чистоговорках, стихах, текстах.

Чистоговорки произносятся на основе упражнений «Пальчики здороваются» и «Колечки», добавляя упражнение « Покажи слово».

Например»: Са-са-са-вот летит оса. Со-со-со-у осы колесо.

                     Су-су-су-я боюсь осу. Сы-сы-сы- летят осы.

При проговаривании стихов и текстов каждое слово сопровождается показом определённой позы рук.

Например»: Под высокой (руки вверх, пальцы согнуты) сосной (руки вверх, пальцы в стороны),

Скачет( ладони вниз , двигаются указательный и безымянный пальцы) зайка ( ладонь сжата в кулак, указательный и безымянный пальцы вверх) косой ( ладонь на уровне груди параллельно полу).

  Таким образом, хочется отменить, что применение кинезиологических упражнений является эффективным методом в работе с детьми.

Литература: СиротюкА.Л. «Обучение детей с учётом физиологии», Москва 2000.

Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон «Гимнастика мозга», 2015.

Аммосова В.Г., Николаева Л.В. «Кинезиологические упражнения в коррекции звукопрозношения у детей», Научное обозрение. Пед.науки, 2019 № 1-4.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...

Методика "Гимнастика мозга"

Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» позволяет эффективно и в корректной форме определить причины возникновения тех или иных трудностей (в обучении, профессиональной деятельности, во взаимоотношения...

Гимнастика мозга.

 Образовательная кинезиология («гимнастика мозга») – отличный метод содействующей преодолению межполушарной асимметрии мозга (М. А. Поваляева, 1997, 2001, 2005), что позволяет расширить ко...

Техники "Гимнастики мозга", используемые на занятиях по физической культуре

В этой статье я предлагаю описание техники "Гимнастик мозга", которые я регулярно использую на своих занятиях, и которые приносят свои положительные результаты....

Учебно-методический материал "Гимнастика мозга"

Учебно-методический материал "Гимнастика мозга". Адаптирование гимнастики мозга (для детей 5-6 лет), используемой на фронтальных логопедических занятиях в детском саду....

Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....

Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....