Листопад.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

конспект непосредственно организованной образовательной деятельности для детей средней группы компенсирующей направленности с ТНР по лексической теме "Осень. Деревья осенью".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.srednyaya_gruppa.docx477.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: Листопад.

Программные задачи:

Расширять знания детей об осени, о характерных изменениях, происходящих в природе с наступлением осени.

Ввести в активный словарь детей слова: листопад, разноцветные.

Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику, умение сочетать речь и движения. Способствовать формированию правильного речевого выдоха.

Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными; проговаривать полные предложения, с опорой на речь педагога; умение образовывать относительные прилагательные, использовать их в речи.

Закрепление названия оттеночных цветов:  бордовый, коричневый, оранжевый.

Развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать картинки по определенному признаку.

Воспитывать умение отвечать индивидуально по вызову. Обогащать эстетические чувства, умение замечать красоту окружающего мира.

Оборудование:

- демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация;

- раздаточный материал: бумажные индивидуальные салфетки, легкие листочки для поддувания, индивидуальные листы с картинками «времена года», фишки.

Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, динамической паузы, беседы об осени, отгадывание загадок, наблюдение за деревьями осенью, явлением природы - листопад, отгадывание загадок по теме, формирование умения различать и называть основные и оттеночные цвета.

Ход:

Организационный момент. Входит учитель-логопед, приветствует детей и предлагает отгадать загадку.

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ... (Листопад)

Логопед хвалит детей за правильный ответ и продолжает беседу: «Сегодня по дороге в детский сад я собрала букет осенних листьев, посмотрите, какие они разные, цветные». Ставит букет в вазу.

Логопед обращается к детям: «Предлагаю поиграть с пальчиками и вспомнить названия деревьев, с которых упали эти листочки»

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листики считать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики клена,

Листья осины.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем.

Во время проведения гимнастики логопед контролирует, чтобы дети выполняли движения полностью, динамично, ритмично, четко сжимали и разжимали пальцы рук, сочетая речь и движения.

Логопед привлекает внимание детей к выполнению артикуляционной гимнастики: «Наш любопытный язычок, услышал веселое стихотворение и тоже хочет прогуляться. Поможем язычку?» Логопед проводит артикуляционную гимнастику в сопровождении видеопрезентации и стихотворения:

Язычок гулять пошел

Вокруг дома обошел.

Посмотрел по сторонам

Никого не встретил там.

На качелях покачался

И ничуть не испугался.

Тут по крыше так-так-так

Дождик мелкий застучал.

А на небе тучки-злючки

Язычку не до прогулки.

Логопед хвалит детей: «Какие вы молодцы, как весело поиграли с язычками. А теперь еще игра, посмотрите-ка сюда, вот листочки, детвора (раздает детям бумажные листочки). Мы теперь будем осенним ветром».  

Логопед проводит дыхательную гимнастику, предварительно напоминая детям о правилах дыхания. Логопед читает стихотворение.

Дует, дует ветер!

Дует, задувает!

Желтые листочки

С дерева срывает

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Во время выполнения дыхательной гимнастики логопед контролирует, чтобы дети выполняли правильный вдох носом, а выдыхали через рот, направляя воздушную струю на листочки, при этом плечи не поднимаются и щеки не надуваются. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Основная часть. Логопед предлагает детям присесть на стульчики и внимательнее рассмотреть осенний букет: «Осенний ветерок подул и затих. А мы присядем на стульчики и рассмотрим осенние листочки. Интересно,  с каких деревьев их сорвал ветерок?»

Логопед последовательно показывает детям листья из букета и задает вопрос: «Какого цвета этот лист? С какого дерева он упал »?  Логопед подводит детей к полным ответам, при необходимости дает образец развернутого ответа. Предлагает детям хором и индивидуально проговаривать предложения. Например: «Этот красный рябиновый лист упал с рябины» Словарь: желтый березовый, оранжевый кленовый, коричневый дубовый, бордовый осиновый.  Логопед хвалит детей за верные ответы, уточняет: «Какого цвета листья? (дети обычно перечисляют цвета). Да верно, а послушайте, как я скажу. Листья разных цветов, листья разноцветные (логопед делает лексическое ударение на новое слово). Все вместе скажем: разноцветные (хоровые и индивидуальные ответы).  Листья разных цветов, листья – разноцветные».

Логопед продолжает беседу и предлагает отдохнуть: «Красивое время года осень. Ветерок срывает с деревьев разноцветные листья. Они кружатся и ложатся на землю. Начинается листопад. И мы с вами превратимся в осенние листочки и покружимся в осеннем листопаде».

Динамическая пауза:

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Логопед проводит динамическую паузу 3-4 раза. Текст  дети проговаривают вместе с логопедом.

II часть. Логопед предлагает детям вернуться на стульчики и спрашивает: «В какое время года листья на деревьях становятся разноцветными  и опадают? В какое время года бывает листопад»?  Логопед выслушивает ответы детей и предлагает рассказать об осени (с опорой на сюжетную картинку). Детям предлагается заканчивать предложения логопеда подходящими словами по смыслу:

Осенью часто идет … (дождь).

Осенью дует холодный, сильный … (ветер).

Листья на деревьях становятся … (разноцветными) и … (опадают).

Птицы улетают в … (теплые края).

Осенью люди надевают теплую … (одежду).

В садах и огородах собирают урожай … (овощей и фруктов).

Раз, два,

Раз, два,

Продолжается игра.

Знаем много, много слов,

Осеннее слово поймать ты готов?

Логопед предлагает детям выполнить задание: «Я буду называть разные слова, а вы будете «ловить» только осенние слова, хлопнув один раз в ладоши.  Осень, дождь, лужа, снеговик, листопад, урожай, жара, туча».

Работа с раздаточным материалом. Логопед обращает внимание детей на карточки, предлагает рассмотреть их и закрыть фишками те картинки, которые не подходят к осени». Дети выполняют задание, по завершению логопед уточняет какие картинки  дети спрятали и почему.

Рефлексия. Логопед, завершая образовательную деятельность,  уточняет: «О каком времени года мы беседовали? Какое явление природы бывает только осенью? Какими становятся листья осенью?  Что вам запомнилось? Спасибо, мне очень понравилось, как вы рассказывали о деревьях, листьях и об осени.»

Раздаточный материал.

http://3mu.ru/wp-content/uploads/2018/09/osennie-dereviya-09.gif

https://moi-raskraski.ru/images/raskraski/nature/gribi/sedobnye-griby/raskraski-sedobnye-griby-16.jpg

https://w7.pngwing.com/pngs/677/25/png-transparent-icicle-snow-drawing-child-drop-snow-horse-angle-furniture-thumbnail.png

http://vse-raskraski.ru/assets/images/resources/838/raskraska-dozhd10.jpg

https://www.clipartfreebee.com/images/joomgallery/originals/autumn_31/boots_puddle_autumn_download_illustration_20161106_1507981921.png

C:\Users\Admin\Desktop\coloring-sun-and-cloud-156173.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-zakat8.jpg

http://new-year-party.ru/wp-content/uploads/snegovik-raskraska-17.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%B8-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B5-79212021.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по пластилинографии с детьми 1 младшей группы на тему:"Листопад, листопад".

Задачи: Учить замечать красоту природы осенью. Познакомить детей с осенним явлением природы: листопад.Учить  детей самостоятельно прикреплять, заранее скатанные воспитателем, маленькие шари...

Конспект занятия "Листопад, листопад, листья желтые летят"

Формировать умения определять погоду по внешним признаками, и последовательно, по сезону одеваться на прогулку...

"Листопад, листопад - листья желтые летят"

Цель:а) образовательные задачи: уточнить знания детей времени года, познакомить детей с некоторыми явлениями природы, характерными для осени «листопад». Продолжать знакомить детей с кистью, красками, ...