Мастер- класс на тему: «Нетрадиционные приёмы развития связной речи у детей»
презентация по логопедии

Киприна Дарья Валерьевна

Мастер - класс

на тему:

 

«Нетрадиционные приёмы

развития связной речи

у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13_fevralya.pptx80.04 КБ
Файл 13fevralya.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА» 141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16 Нетрадиционные приёмы развития связной речи у детей

Слайд 2

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: -односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; -неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; - недостаточный словарный запас; -употребление нелитературных слов и выражений; -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; -трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. -плохая дикция.

Слайд 3

ФАКТОРЫ , облегчающие процесс становления связной речи: Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной , Л.В.Эльконина и др. – НАГЛЯДНОСТЬ . Рассматривание предметов, объектов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим СОЗДАНИЕ ПЛАНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский . Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Слайд 4

НАГЛЯДНОСТЬ опорные схемы мнемотаблицы пиктограммы предметные картинки Средства наглядности используются при обучении дошкольников: - пересказу; - составлению описательного рассказа о единичных предметах; - оставлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; - оставлению рассказов из личного опыта; - рассказыванию (с элементами творчества).

Слайд 5

Эффективным методом развития связной речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, СИНКВЕЙНА. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления СИНКВЕЙНА : ПЕРВАЯ СТРОКА - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; ВТОРАЯ СТРОКА - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; ТРЕТЬЯ СТРОКА - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; ЧЕТВЕРТАЯ СТРОКА - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; ПЯТАЯ СТРОКА - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы .

Слайд 6

Примеры СИНКВЕЙНА: . ЕЛЬ . ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ. . РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ. . Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ. . ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО

Слайд 7

Одним из самых используемых нетрадиционных технологий считается ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ), Отличительная особенность которой заключается, в усвоении обобщенных алгоритмов организации собственной творческой деятельности. ТРИЗ ПОМОГАЕТ В: - «В обучении детей по созданию образных характеристик объектов», в котором представлены технологические цепочки,, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор. - «В составлении детьми рифмованных текстов». - «В обучении детей составлению творческих рассказов по картине». - «В обучении дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

Мастер - класс

на тему:

«Нетрадиционные приёмы

развития связной речи

у детей»

Подготовил:

Учитель-логопед

Киприна Д.В.

г.Клин

Нетрадиционные приёмы

развития связной речи у детей

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

-неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- недостаточный словарный запас;

-употребление нелитературных слов и выражений;

-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

-трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

-плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – дело очень сложное. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи:

  • Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, объектов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
  • В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Итак, наглядность и план высказывания - наглядное моделирование, что это такое?

I. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

К нему относятся: опорные схемы, мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки.

Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:

  • Пересказу;
  • Составлению описательного рассказа о единичных предметах;
  • Составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
  • Составлению рассказов из личного опыта;
  • Рассказыванию (с элементами творчества).

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Схемы служат своеобразным зрительным планом.

Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т.д. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняют или заменяют другой заставкой – изобразить персонаж в графическом виде.

Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Для обогащения словаря и развития качеств связной речи детей можно разработать мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка выделять признаки предмета.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование «Живых мнемотаблиц», ускоряет процесс запоминания у детей, так как повышает их интерес.

II. Следующим эффективным методом развития связной речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, Синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

  • правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Примеры синквейна:

. ЕЛЬ

. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.


III. Одним из самых используемых нетрадиционных технологий считается Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), 

созданная в 1946 г. Генрихом АльтшуллеромОтличительная особенность которой заключается, в усвоении обобщенных алгоритмов организации собственной творческой деятельности.

ТРИЗ помогает в:

  • «В обучении детей по созданию образных характеристик объектов», в котором представлены технологические цепочки,, позволяющие достаточно гарантированно научить детей 3 - 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор.
  • «В составлении детьми рифмованных текстов».
  • «В обучении детей составлению творческих рассказов по картине».
  • «В обучении дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

Работа по обучению детей образной речи начинается:

  • с обучения детей создания сравнений (первый этап).
  • умения детей составлять разнообразные загадки (второй этап).
  • составление метафор (третий этап).

Обучение детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

  • Логопед называет какой-либо объект;
  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Н-Р:

  • цыпленок (объект №1);
  • по цвету (признак);
  • желтый (значение признака);
  • такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце

(объект № 2).

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная логопедом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

На пятом году жизни тренинги усложняются:

  • в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
  • в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений.

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Логопед указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Н-Р:

 дерево по цвету золотистое, как монетки (логопед задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).

Обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет.

В практике работы с детьми дошкольного возраста используются

три основных модели составления загадок.

Обучение должно идти следующим образом.

Логопед вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

                                 Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. 
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Логопед записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. 
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). 
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Логопед просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

                               Какой? Что бывает таким же?

Блестящий  - Монета

Шипящий - Вулкан

Круглый   - Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Н-Р: блестящая  - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

                            Какой? Что бывает таким же?

Блестящий     -    Начищенная монета

Шипящий       -   Проснувшийся вулкан

Круглый           -   Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает? Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки  про ежика с детьми 5 лет. 
- Что делает ежик? 
- Пыхтит, собирает, семенит. 
- Пыхтит как кто или что? 
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). 
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение"). 
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение"). 
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение"). 
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение"). 
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее логопед предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

Н-Р: 

Составление загадки про ежика с приемом "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

Обучение детей составлению метафор.

Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

  1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
  2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
  6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Примеры последовательности составления метафор детьми

  1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта). 
    Слова для метафорической фразы: "слезы туч".

Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы туч были очень грустными и холодными".

  1. Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта). 
    Словосочетание: "костер вечернего неба".

Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".

Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.

Игры и творческие задания

для развития выразительности речи

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка».

Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию».

Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов»

Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?»

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что такое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.

Н-Р: 
- Воробей что делает? 
- Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. 
Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.

Таким образом, применение нетрадиционных методов и приёмов способствует эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, и конечно формирует у детей связную монологическую речь.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель мастер-класса:- ознакомление педагогов с методом наглядного моделирования  как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохр...

Мастер класс по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей

использование мнемотехники   в развитии связной речи детей...

Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».

Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР»....

Мастер-класс «Использование коллажной техники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Материал может использоваться воспитателями, учителями – логопедами, родителями....