Взаимозависимость письменной речи на развитие интеллекта
статья по логопедии

Адиатулина Д.З
Сформированность письменной речи влияет на познание через чтение и письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимозависимость письменной речи на развитие интеллекта

     Интеллект – (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок), способность мышлению, рационального познания[1].

     Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций.

     Разнообразные нарушения чтения, обусловлены недостаточностью ряда психических функций: внимание, памяти, зрительного гнозиса.

     Развитие письменной речи мы воздействуем на развитие психических функций, которые необходимы для рационального познания.

     Сформированность письменной речи влияет на познание, через чтение и письмо. Существуют некоторые категории людей, которые неспособны излагать свои мыли устно, но письменно у них это хорошо получается.

    Письменная речь – это более сложное и позднее образование, чем устная речь. В истории человечества в онтогенезе она возникла и развивается на базе устной речи. А также после нее.

     Письменная речь – как способность, органически включая в себя чтение и письмо как противоположности одного и того же процесса.

     Влияние формирования письменной речи на развитие интеллекта привлекла мое внимание. Данную проблему можно рассматривать, с точки зрения взаимосвязи развития письменной речи и развитием интеллекта, единстве генетических корней и преобразований, как процесс раздельного и совместного развития. А ведь речь – это канал для развития интеллекта. Чем раньше ребенок освоит устную и письменную речь, тем легче и полнее будут усваивать знания.

     С одной стороны, человек, осуществляющий письменную речь, не имеет непосредственного контакта с людьми, к которым она обращена, и не знает, как она будет восприниматься, и оценивать ими. С другой стороны, письменная речь является одним из видов внешней речи, адресованный как конкретному человеку, так и вообще к людям. Для того, чтобы содержание письменной речи было правильно воспринято, для этого нужно уметь пользоваться различными мыслительными операциями. Большим преимуществом письменной речи является то, что можно совершенствоваться над ней бесконечное время, изменять и переделывать изложение ее содержания.

     Письменную речь, как правило, можно изложить в определенной форме текста. Для динамики понимания этого текста, не обходимо использовать целый ряд умственных операций:

- ориентировка в тексте;

- структурирование материала;

- переконструирование материала;

- свертывание и развертывание информации.

     Как видим, письменная речь дает возможность развить интеллектальные способности, стать образованным и духовно богатым человеком, познать природу и общество.

     И поэтому надо знать, что развитие тех или иных навыков не развивается или формируются отдельно сами по себе, здесь нужно присутствие и параллельное развитие других систем, мысленных операций.

    Следовательно, письменная речь и интеллект неразделимы, все взаимосвязано. Взаимозависимость письменной речи на развитие интеллекта и, собственно, интеллект развивается за счет письменной речи.

     Поэтому, необходимо развитие всех процессов, параллельное их развитие, потому что одно без другого не будет совершенствоваться и формироваться.


[1] Современный энциклопедический словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

Доклад на тему: «Развитие речи – основа развития интеллекта дошкольника».

Развитие речи – основа развития интеллекта дошкольника...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Роль речи для развития интеллекта и формирования будущей личности

Роль речи для развития интеллекта и формирования будущей личности. Суть работы учителя-логопеда в детском саду в условиях логопункта. Речевое развитие в норме: состояние звукопроизношения, грамматичес...

Консультация для родителей "Речь в развитии интеллекта"

В вашей семье растет «особый» ребенок. Вы радуетесь, когда видите, что он научился сидеть, стоять, сделал первые шаги. Вы с нетерпением ждете, когда он произнесет первые слова, вам хочется...