Речевое развитие детей 6 - 7 лет памятка
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Бригоцкая Юлия Андреевна

Особенности речевого развития детей 6 -7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_podgotovitelnaya_gruppa.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

Предпосылки нормального развития речи ребёнка

1.  Психологическое и физическое здоровье.

2.  Нормальные умственные способности.

3.  Нормально развитый слух и зрение.

4.  Потребность в речевом общении.

5.  Полноценное речевое окружение.

Предпосылки для успешного овладения грамотой

1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).

2. Психическое и физическое здоровье.

3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.

4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт  речевого общения.

5. Полноценное речевое окружение.

6. Нормальное развитие двигательной сферы.

Характеристика речи детей 6 – 7 лет

Звукопроизношение и слоговая структура слов

  • При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических недостатков к шести годам дети, как правило, овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

Развитие словаря:

  • Запас слов расширяется (от 4 до 7 тыс. слов).
  • В речи используют синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, предлоги, приставки, союзы.

Развитие фонематического слуха

  • Различают на слух все звуки родного языка;
  • Умеют выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук; сосчитать количество звуков и слогов в слове; придумать слово на заданный звук или слог.

Развитие грамматического строя речи:

  • Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными и прилагательными, образовывать и изменять слова.
  • В речи используют предложения разных видов.
  • Могут встречаться ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет рукавичков»).

Развитие связной речи:

  • Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их.
  • Совершенствуется умение передавать интонацией различные чувства, эмоции, речь богата интонационно;
  • Формируется культура речевого общения.

Игры и упражнения для развития речи

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «Один - много»

Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных именительного падежа во множественном числе.
Конь – кони, лак – лаки и т.д.

Игра «Что из чего сделано»?

Цель: учить детей правильному  образованию относительных прилагательных (признак предмета – из какого материала сделан).
Ключ из железа – он какой? (железный).
из железа, металла, чугуна, стали, из бумаги и т.д.

Игра «Кто где живет»?

Цель: научить детей образовывать притяжательные имена рилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.
нора лисы (чья нора?)  — лисья нора  и т.д.

Игра «Посчитай 1-2-5»

Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным.
автобус — один автобус, два автобуса, пять автобусов

Игра «Кто внимательный?»

Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог. Необходимо вставить нужный предлог, чтобы предложение было правильным. 
Дети учатся (в) школе. Дети гуляют (около) школы. 
Дети вышли (из) школы и т.д.


Игры на развитие связной речи

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, дети идут ... (Куда? Зачем?)

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Детям предлагается  пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...» «Если бы я стал невидимым ...»

Игры на развитие фонематического восприятия

«Найди звук»

Цель: Найти слова, которые начинаются с одинакового звука и назвать их:

Шапка – шуба – замок, забор – замок – жаба, цыплёнок – цапля – сова

«Цепочка слов»

Цель: учить выделять первый и последний звук в словах.

Инструкция: Я буду называть слово, а ты должен услышать последний звук в слове и придумать слово, которое будет начинаться с этого звука.

Панама – ангел – лампа – абрикос – сани – игла….

«Назови слово»

Цель: развитие фонематического восприятия и мышления.

В. 1: Назови овощи, фрукты и ягоды со звуком «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат), «Ль» (малина, лимон, апельсин, слива).

В 2. Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т – С (троллейбус),  А – С (автобус), С – Т (самолёт),

«Посчитай звуки»

Цель: развивать умение называть количество и последовательность звуков в слове.

Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный в середине? Какой первый звук?» 

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Учитель – логопед: Бригоцкая Ю. А.

МКДОУ д/с № 4 г. Пудожа РК

Особенности речевого развития

детей 6 – 7 лет

Памятка для родителей

Овладение речью происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов.

Причинами отставания в развитии речи могут быть патологии течения беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органов слуха, общее отставание в психоческом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание)

Пудож 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Речевое развитие детей"

В помощь родителям учителем-логопедом составлена памятка, что необходимо знать в речевом развитии детей дошкольного возраста, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблю...

Памятка для воспитателей «Физиологические особенности в речевом развитии детей»

В своей работе воспитатели должны строить свою работу в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, при этом выполняя рекомендации специалиста в организации и проведении артикуляционной гимнастики, уч...

Памятка для родителей: «Как активизировать речевое развитие детей 2-3 лет, имеющих нарушения речи»

В возрасте 2-3 лет некоторые дети произносят первый слог от слова, некоторые последний слог, а иные ничего не произносят. К 2-3 годам активный словарь ребёнка насчитывает 250-300 слов. В это же в...

Памятки для родителей о речевом развитии детей "ЛОГОПЕДиЯ"

Разработка памяток о речевом развитии ребенка, формировании звукопроизношения, артикуляционная гимнастика.......

Памятка для родителей "Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста"

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом, колыбельные успокаивают, радуют. Знакомст...

Памятка для родителей "Речевое развитие детей от рождения до 7 лет"

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов...