Памятка для родителей "Речевое развитие детей от рождения до 7 лет"
консультация на тему

Демёхина Оксана Анатольевна

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20_etapy_rechevogo_razvitiya.docx147.55 КБ

Предварительный просмотр:

От 0 до 1 года

в 2-3 мес. появляется гуление.

 В 7-9 мес. появляется лепет "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма

К концу первого года жизни "мама", "баба", бах, ав-ав, би-би, на, дай и т.д.… 

Дает несколько предметов по просьбе.

Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки по словесной инструкции.

Знает запрет «нельзя», «не трогай».

Требует предметы, используя указательный жест или слово.

Произношение нечеткое, слова понятны только родителям. 

1 год 6 месяцев — словарный запас ребенка составляет 20-50 слов.

Любит подражать голосам животных.

Показывает части тела и некоторые части лица (глаза, рот, нос).

чтение

Различает интонацию вопроса.

1 год 9 месяцев - начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования ("папа туту" - папа едет).

Общее звучание речи смягченное.

Говорит о себе в 3 лице (по имени).

Отвечает на вопросы словами "да", "нет".

Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними.

Внимательно слушает чтение  сказок, стихов, небольших рассказов.

К 2 годам  активный словарь составляет 300 слов 

Называет предмет по просьбе.

Использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (нос-носик).

Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока).

Знает слова большой-маленький, хороший-плохой.

Различает понятие один-много.

 

          от 2 до3 лет

Повторяет за взрослым множество слов из речи, активный рост словаря. 

Появляются предложения из 2 слов («дай пи» - дай пить)

Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у).

Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется. 

Знает 1-2 цвета.

Задает вопрос «что это?»

Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем...»)

С 2,5 лет  использует сложные предложения.

Согласовывает прилагательные и существительные ("красивая мама").

Отвечает на вопросы "почему", "сколько"

Начинает говорить от первого лица («Я»).

Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе. 

Различает предлоги "через", "между", "из-за", "из-под".

От 3 до 4 лет

Период интенсивного развития речи.

Словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (предметы обихода, цвета, формы, части тела животных и человека). дети знают определенные материалы (бумага, дерево), свойства и качества (мягкий, твердый, тонкий, ломается и т.д.), обозначают словами ориентировку в пространстве и во времени (сначала, утро, потом, назад).

Называет свое имя, возраст, пол.

Определяет пол людей (он — папа, она — мама).

Использует прошедшее и настоящее время.

Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне».

Понимает слова-обобщения (одежда, игрушки и т. д.).

Подбирает рифмы к словам.

Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик).

Употребляют винительный падеж с предлогом -под-, родительный падеж с предлогом -через-, -без-, -для-, -после-,-до- (в значении предела - до леса).

Произносит твердые звуки С, З. Ц.

От 4 до 5 лет

Словарный запас 2000 слов. 

В речи появляются наречия.

Развивается «словотворчество».

Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.

Использует в речи обобщающие слова.

Называет животных и их детенышей.

Читает наизусть небольшие стихотворения.

Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

Использует слова много-один.

Называет времена года.

Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.)

Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

От 5 до 6 лет

Звукопроизношение в норме.

Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению  в правильной логической последовательности.

В речи использует синонимы и антонимы.

Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог.

Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные.

Формируются навыки звукового анализа слов (ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове).

Формируется внутренняя речь.

От 6 до 7 лет

Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении сложных предложений.

Умеет менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации.

Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова.

Пересказывает текст в логической последовательности.

Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта.

Сам может придумать сказку или рассказ.

Свободно употребляет простые и сложные предложения.

Владеет навыками звукового анализа слов. Умеет определять наличие звука в слове, придумывает слова с определенным звуком. Делит слова на слоги, предложения на слова.

Понимает и употребляет многозначные слова.  

Речевое развитие  детей

от рождения до 7 лет.

(Памятка для родителей)

http://mdou345.ru/wp-content/uploads/2016/08/07016418.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей с рождения в норме.

Необходимые знания для молодых родителей....

Статья. Тема: «Игрушка как средство сенсорного развития детей от рождения до 3-х лет».

Статья. Тема: «Игрушка как средство  сенсорного развития  детей от рождения до 3-х лет».Статью написала: воспитатель ГБДОУ д/с № 47 Гончаренко Е. М.Игрушка во все исторически эпохи была связ...

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения....

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах раз...

Диагностика психического развития детей от рождения до трёх лет

Зарубежные и отечественные методы  диагностики развития детей младенческого и раннего возраста...

диагностика развития детей от рождения до 3 лет

Каталог методов оценки развития ребенка младенческого и раннего возрастаЛитература:1.       Учебное издание Стребелева Е.А.,  Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Орлова А.Н...