Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)

Развитие слухоречевой памяти у дошкольников 7-го года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта. Представлены этапы и общее направление работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_sluhorechevoy_pamyati.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии каждого ребенка. Возраст 6-7 лет является сензитивным для большинства психических функций. Современная школа ждет детей, которые уже могут писать (печатать), читать и считать. Все это функции, связанные с деятельностью левого полушария. Но чтобы они сформировались необходимо развить предпосылки к их овладению. Давайте посмотрим, как представлены функции, которые локализуются в правом и левом полушариях.

Функции, связанные с деятельностью левого полушария

Функции, связанные с деятельностью правого полушария

  • Речь;
  • Письмо;
  • Самосознание;
  • Абстрактно-логическое мышление;
  • Анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование;
  • Счет;
  • Регуляция, контроль, программирование собственной психической деятельности.
  • Неречевой слуховой гнозис;
  • Ритмические структуры;
  • Слухоречевая память на этапе удержания  порядка предъявляемых слов;
  • Соматогнозис;
  • Лицевой гнозис;
  • Зрительно-пространственный гнозис (его метрические, структурно-топологичесие, координатные, проекционные формы);
  • Образы-представления как глобальные, обобщенные;
  • Дифференциация эмоций;
  • Конкретно-ситуативное мышление.

Таким образом, пока не будут сформированы функции в правом полушарии,  будет страдать деятельность обусловленная функционированием левого полушария.

К сожалению, в последнее время сохраняется тенденция по увеличению количества детей, имеющих речевые нарушения. И нарушения с каждым годом носят все более сложный, многофакторный характер.

Современный образ жизни взрослых неотделим от использования различных цифровых устройств. В первую очередь это телефон-миникомпьютер. И детям то же интересно, что там смотрит мама или папа. В данной ситуации нет, и не может быть взаимообогащающего диалога. Это односторонний поток в большей степени зрительной информации. А вокруг так много разных звуков! И эти звуки, и многое другое ребенка уже не интересует!

Меня, как логопеда заинтересовала тема слухоречевой памяти. Это очень важная составляющая в будущей успешности при обучении в школе. Ведь с поступлением в школу к ребенку будут предъявляться совсем другие требования, и ведущей деятельностью будет учебная.

Л.С. Выготский считал, что память в раннем детстве – одна из центральных психических функций, в зависимости от которой и строятся все психические функции. Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью. Мыслить для него – значит вспомнить.

Многие отечественные ученые занимались проблемой изучения слухоречевой памяти у дошкольников, ее особенностями.

В настоящее время стремительно растет количество детей имеющих школьные трудности. А почему?  Значит, в дошкольный период не уделили достаточное внимание развитию правого полушария!

А причем здесь школьные трудности и слухоречевая память спросите Вы?! Ученик просто не может запомнить и удержать в памяти все объяснения учителя, или что-то запоминает фрагментарно. Поэтому, давайте обратимся к развитию слухоречевой памяти.

Формирование памяти проходит путь от непроизвольного запоминания к произвольному. Непроизвольное запоминание базируется на восприятии, а произвольное связано с мышлением. Произвольное запоминание – это осмысленное запоминание материала. Ребенок, запоминающий с помощью вспомогательных средств, строит операции в ином плане, чем ребенок запоминающий непосредственно, потому что от ребенка, употребляющего знаки и вспомогательные операции, требуется умение создавать новые связи, новую структуру, т.е логическая память, богатое воображение, развитое мышление.

В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание информации. Первые специальные сознательные действия, направленные на сознательное запоминание или припоминание, начинают отчетливо проявляться к 5-6 годам. В 6-7 лет ребенок уже стремиться использовать для запоминания логические связи в материале. А в возрасте 8 лет происходит переориентация во взаимодействии слухоречевой памяти с системами восприятия и мышления в пользу последней.

Довольно часто у детей с ОВЗ нарушение слухоречевой памяти, как модально-специфического вида, сопровождается нарушением речевого слухового гнозиса и несформированностью произвольной регуляции психической деятельности. Поэтому коррекционно-развивающая работа  по развитию слухоречевого гнозиса и произвольной регуляции психической деятельности должна предшествовать работе по  развитию слухоречевой памяти.

Слухоречевой гнозис имеет свою специфику развития в онтогенезе.Т.Г. Визель выделяет следующие этапы его развития:

  1. Неречевой слуховой гнозис.
  2. Речевой слуховой гнозис.
  3. Фонематический слух.

В соответствии с этими этапами мы обозначили направления для внедрения в индивидуальные логопедические занятия системы заданий и упражнений, направленной на развитие и совершенствование слухоречевой памяти у дошкольников подготовительной к школе группы в условиях логопункта.

1 этап. Неречевой слуховой гнозис.

Сюда относится восприятие шумов и музыкальных инструментов.

На этом этапе я использовала

  • пособие «звучащие коробки»,
  • работа с музыкальными инструментами и ширмой,
  • пособие О. А. Суховой «Слушать интересно».

2 этап. Речевой слуховой гнозис.

Использовала:

  • пособие Т.Ю. Поневежской «Ковер нейропсихолога»,
  • пособие-книга «Как научить ребенка говорить, читать и думать» А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская.
  • авторская игра «Почтальон»

3 этап. Фонематическое восприятие.

  • Задания способствующие развитию и совершенствованию фонематического восприятия.
  • Данному этапу соответствуют задания и упражнения по закреплению и автоматизации поставленных звуков.
  • Задания на словесно-логическое мышление.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...

План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками седьмого года жизни на тему: «Школа пешеходных наук».

Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»....

Система игровых мероприятий для дошкольников седьмого года жизни, воспитывающая гуманное отношение к сверстникам

В статье предлагается система игровых мероприятий для дошкольников седьмого года жизни, воспитывающая гуманное отношение к сверстникам....

Методические рекомендации для родителей по развитию памяти у детей седьмого года жизни

Особую роль в формировании памяти у дошкольников играют органы чувств. Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии какого-нибудь события или группы событий, тем прочнее ложатся эти впечат...

Консультация для родителей «Развитие слухоречевой памяти у дошкольников»

Консультация для родителей«Развитие слухоречевой памяти у дошкольников» Подготовила учитель-логопед МБДОУ Детский сад №3 «Петушок»села Кушнаренково      ...

Картотека игр на развитие слухоречевой памяти у дошкольников

Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи (Н.И. Жинкин), «смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и син...

Сообщение "Специфика работы с гиперактивным ребенком на логопедическом занятии в условиях логопункта"

Сообщение расскажет об особенностях организации логопедических занятий с ребенков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....