Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».
рабочая программа по логопедии по теме

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой моторики. в то же время она направлена на раелизацию индивидуального подхода, вариативность применемия для реализации индивидуального корекционного маршрута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_melkoy_motorike_1.docx50.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

образовательная программа

«Развитие мелкой моторики

пальцев рук

на логопедических занятиях

в условиях логопункта ДОУ».

Пояснительная записка.

                                         

Одна  из первоочередных задач воспитания ребенка в детском

саду – развитие полноценной речи.  В последние годы в связи с различными причинами увеличивается процент детей, имеющих различные речевые нарушения. В МДОУ №17 «Ручеек» г. Березовский развитие речи детей осуществляется по программе под редакцией А.М.Васильевой «Программа воспитания и обучения детей в детском саду». Речевые недостатки детей путем коррекционной работы  устраняются на логопункте ДОУ. Наряду с прямой работой по речевому развитию логопед много времени отводит на развитие мелкой моторики  пальцев рук. Данный раздел очень важен, так исследованиями ученых подтверждена связь речевой  и пальцевой моторики. Ими было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследователи М.М.Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». К тому же работа по развитию мелкой моторики  крайне полезна для подготовки руки к письму.

    В МДОУ №17 «Ручеек» систематическая работа по развитию пальцевой моторики ведется логопедом  со старшей группы. В литературе последнего времени описано множество приемов по развитию мелкой моторики у детей с различной речевой патологией. Однако  необходимость систематической целенаправленной работы приводит к задаче составления программы пальчикового игротренинга в условиях логопункта ДОУ. Данная программа составлена с учетом основных принципов дошкольной педагогики: игровой направленности, цикличности, учета возрастных особенностей, научной обоснованности. Разделы сменяют друг друга от простого к сложному: от развития общей моторики к развитию движений каждого пальчика и, далее, к составлению последовательных серий движений с речевым сопровождением. В занятия включаются игры, направленные не только на сжатие  пальцев, но и на умение расслаблять кисть, а также на растяжение. В цикл занятий включен раздел по применению массажа кисти с целью развития тактильных ощущений и оказания общеукрепляющего действия на мышечную систему кисти. Массаж повышает тонус мышц, эластичность и сократительную способность мышц. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами; оказывается тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Рядом с массажем по виду воздействия стоит развитие тактильных ощущений, это такие  игры, как «Волшебный мешочек», «Тактильные дощечки», «Шершавая азбука»  и пр. В ходе развития переключаемости движений формируется и переключаемость внимания,  а также переключаемость является составной частью артикуляции звуков.

    В программу включен раздел по обучению детей  обводке и штриховке как подготовительный к обучению письму. Также на протяжении 2 лет активно используются игры с использованием вспомогательных материалов: различные шнуровки, нанизывание бусинок на леску различной толщины, сортировка круп, камешков и пр.  Есть раздел, направленный на развитие графических навыков при работе в тетради. Немаловажным в пальчиковых играх является развитие коммуникабельности, обучение общению. Для этого применяются игры в парах. Как правило, пальчиковые игры – это эмоционально насыщенный, позитивно направленный вид работы, с радостью принимаемый всеми детьми. Несомнен коррекционный эффект таких занятий, поэтому они активно используется логопедом в течение всего срока пребывания ребенка на логопункте.

     Программа составлена в рассчитан на 2 года обучения. Одни разделы  более широко применяются на 1 году обучения, другие находят свое применение на следующем году. В программе указано примерное количество использований упражнений с каждым ребенком. Однако логопед вправе изменять последовательность и сроки работы в зависимости от уровня развития мелкой моторики и возраста ребенка, речевого дефекта. Занятия могут осуществляться в виде части занятия по развитию речи или как самостоятельное подгрупповое или индивидуальное занятие. Необходимо постоянно взаимодействовать с воспитателем при выполнении данных заданий с целью закрепления полученных навыков. При зачислении на логопункт логопед регистрирует уровень развития мелкой моторики в табличной форме с условными обозначениями, проводит мониторинг в конце каждого года обучения.      Уровень развития мелкой моторики оценивается исходя из следующих критериев:

  1. Объем движений полный – неполный;
  2. Темп выполнения: нормальный, медленный, быстрый;
  3. Активность: нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство;
  4. Координация движений: нормальная, недостаточная;
  5. Наличие синкинезий;
  6. Способность к переключению движений.

Данные мониторинга отражаются с помощью графика.

    Цель данной системы упражнений –  развитие четких, координированных, разнообразных движений пальцев рук для опосредованного  развития речевых процессов и подготовки руки к письму, а также развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребенка 5-6 лет. Условиями для  их реализации являются:

    - систематичность выполнения;

    - разнообразие заданий;

    - эмоциональность, доброжелательность логопеда на занятиях;

    - учет возрастных и физиологических возможностей ребенка;

    - учет речевого дефекта.

   

Учебно-тематический план развития мелкой моторики.

№п\п

Название раздела, темы

Года

обучения

I.

Развитие общей моторики

I.1

Подражание движениям животных

1

I.2

Подражание движениям людей

1

I.3

Логоритмические движения без музыкального сопровождения

1,2

II.

Развитие движений каждого пальца

II.1

Знакомство названием каждого пальца.

1

II.2

Развитие движений указательного пальца

1

II.3

Развитие движений большого пальца

1

II.4

Развитие движений всех пальцев:

 - развитие силы при сжимании пальцев;

 - развитие мышечного аппарата при растягивании пальцев.

1,2

1,2

II.5

Развитие движений каждого пальца одновременно на  обеих руках.

1,2

III.

Обучение статическим  пальцевым фигурам.

III.1

Выполнение статических фигур по подражанию.

1,2

III.2

Самостоятельное выполнение с произнесением стихотворного текста.

1,2

IV.

Развитие переключаемости движений.

IV.1

Выполнение разных статических движений на левой и правой руках одновременно.

1,2

IV.2

Выполнение различных пальчиковых фигур с переменой рук.

1,2

IV.3

Выполнение пальчиковых фигур с использованием обеих рук, направленное на развитие переключаемости движений.

2

V.

Выполнение последовательных действий с сопровождением стихотворных текстов.

V.1

Выполнение действий по показу логопеда.

1,2

V.2

Самостоятельное выполнение под речевое сопровождение

1,2

VI.

Массаж пальцев и ладонной поверхности.

VI.1

Массаж ладоней и пальцев с использованием различных предметов и массажеров.

1,2

VI.2

Разучивание основных массажных движений во время самомассажа.

1

VI.3

Выполнение массажных движений  в сопровождении стихотворного текста, произносимого логопедом.

1

VI.4

Выполнение самомассажа с самостоятельным произнесением стихотворного текста.

2

VII.

Развитие тактильных ощущений.

Игры на ощупывание и различение предметов в «Волшебном мешочке».

1,2

Серия игр «Тактильные дощечки».

1,2

Различение различных поверхностей на ощупь.

1,2

«Шершавая азбука».

2

«Что мягче?»

1

VII.1

1

VII.2

1,2

VII.3

1,2

VII.4

2

VII.5

2

VII.6

«Пальчиковый бассейн»

1,2

VII.7

Различение различных поверхностей на ощупь

1

VIII.

Развитие мелкой моторики с использованием обводки и штриховки.

VIII.1

Обводка твердых силуэтов.

1

VIII.2

Обводка мягких крупных силуэтов.

1,2

VIII.3

Обводка мягких мелких силуэтов.

2

VIII.4

Обводка предметных картинок, вырезанных по контуру, с последующим нанесением всего изображения на данный силуэт.

2

VIII.5

Рисование по трафарету.

1

VIII.6

Рисование непрерывной линией по образцу.

1,2

VIII.7

Штриховка под линейку.

1,2

VIII.8

Штриховка горизонтальными и вертикальными линиями.

1

VIII.9

Штриховка наклонными линиями в одном направлении на различном расстоянии штрихов друг от друга.

2

IX.

Развитие мелкой моторики с использованием вспомогательных материалов.

IX.1

Нанизывание бус различного размера:

- на толстую леску;

- на тонкую леску.

1

2

IX.2

Перебирание круп.

1,2

IX.3

Сортировка мелких камешков по цвету.

1,2

IX.4

Шнуровки:

- по прямой;

-крест-накрест;

-шнуровка по образцу.

1

1,2

2

IX.5

Пришивание различных предметов к основе шнурками.

1,2

IX.6

Сматывание ленточек:

- на палочку;

- в клубочек.

1

2

IX.7

Работа с ножницами, вырезание из бумаги.

1,2

IX.8

Работа с пластилином.

1,2

IX.9

Плетение косичек.

2

X.

Игры в парах

X.1

Совместные  игры с каждым пальчиком

1,2

X.2

Игры с ладошками

1,2

X.3

Сюжетные стихи

2

X.4

Совместный массаж ладоней

1,2

XI.

Развитие графических навыков при работе в тетради в клетку

XI.1

Рисование прямых палочек

2

XI.2

Рисование наклонных палочек

2

XI.3

Рисование закругленных палочек

2

XI.4

Рисование различных  геометрических фигур в клеточках

2

XI.5

Рисование сложных фигур из геометрических по образцу

2

Учебно-тематический план развития мелкой моторики

I обучения.

№п\п

Название раздела, темы

Количество

использования данного вида задания

I.

Развитие общей моторики

I.1

Подражание движениям животных

2

I.2

Подражание движениям людей

2

I.3

Логоритмические движения без музыкального сопровождения

30

II.

Развитие движений каждого пальца

II.1

Знакомство названием каждого пальца.

1

II.2

Развитие движений указательного пальца

2

II.3

Развитие движений большого пальца

2

II.4

Развитие движений всех пальцев:

 - развитие силы при сжимании пальцев;

 - развитие мышечного аппарата при растягивании пальцев.

10

II.5

Развитие движений каждого пальца одновременно на  обеих руках.

5

III.

Обучение статическим  пальцевым фигурам.

III.1

Выполнение статических фигур по подражанию.

15

III.2

Самостоятельное выполнение с произнесением стихотворного текста.

15

IV.

Развитие переключаемости движений.

IV.1

Выполнение разных статических движений на левой и правой руках одновременно.

4

IV.2

Выполнение различных пальчиковых фигур с переменой рук.

4

V.

Выполнение последовательных действий с сопровождением стихотворных текстов.

V.1

Выполнение действий по показу логопеда.

5

V.2

Самостоятельное выполнение под речевое сопровождение

15

VI.

Массаж пальцев и ладонной поверхности.

VI.1

Массаж ладоней и пальцев с использованием различных предметов и массажеров.

60

VI.2

Разучивание основных массажных движений во время самомассажа.

8

VI.3

Выполнение массажных движений  в сопровождении стихотворного текста, произносимого логопедом.

30

VII.

Развитие тактильных ощущений.

Игры на ощупывание и различение предметов в «Волшебном мешочке».

Серия игр «Тактильные дощечки».

Различение различных поверхностей на ощупь.

«Пальчиковый бассейн»

Различение различных круп на ощупь

VII.1

5

VII.2

3

VII.3

2

VII.4

3

VII.5

10

VIII.

Развитие мелкой моторики с использованием обводки и штриховки.

VIII.1

Обводка твердых силуэтов.

10

VIII.2

Обводка мягких крупных силуэтов.

20

VIII.3

Рисование по трафарету.

10

VIII.4

Рисование непрерывной линий по образцу.

5

VIII.5

Штриховка под линейку.

4

VIII.6

Штриховка горизонтальными и вертикальными линиями.

10

IX.

Развитие мелкой моторики с использованием вспомогательных материалов.

IX.1

Нанизывание бус различного размера:

- на толстую леску;

30

IX.2

Перебирание круп.

10

IX.3

Сортировка мелких камешков по цвету.

10

IX.4

Шнуровки:

- по прямой;

-крест-накрест.

10

10

IX.5

Пришивание различных предметов к основе шнурками.

10

IX.6

Сматывание ленточек:

- на палочку;

2

IX.7

Работа с ножницами, вырезание из бумаги.

20

IX.8

Работа с пластилином.

10

X.

Игры в парах

X.1

Совместные  игры с каждым пальчиком

5

X.2

Игры с ладошками

5

X.3

Совместный массаж ладоней

30

Учебно-тематический план развития мелкой моторики.

II год обучения.

№п\п

Название раздела, темы

Количество

использования данного вида задания

I.

Развитие общей моторики

I.1

Логоритмические движения без музыкального сопровождения

30

II.

Развитие движений каждого пальца

II.1

Развитие движений всех пальцев:

 - развитие силы при сжимании пальцев;

 - развитие мышечного аппарата при растягивании пальцев.

10

10

II.2

Развитие движений каждого пальца одновременно на  обеих руках.

5

III.

Обучение статическим  пальцевым фигурам.

III.1

Выполнение статических фигур по подражанию.

10

III.2

Самостоятельное выполнение с произнесением стихотворного текста.

10

IV.

Развитие переключаемости движений.

IV.1

Выполнение разных статических движений на левой и правой руках одновременно.

5

IV.2

Выполнение различных пальчиковых фигур с переменой рук.

10

IV.3

Выполнение пальчиковых фигур с использованием обеих рук, направленное на развитие переключаемости движений.

15

V.

Выполнение последовательных действий с сопровождением стихотворных текстов.

V.1

Выполнение действий по показу логопеда.

10

V.2

Самостоятельное выполнение под речевое сопровождение

10

VI.

Массаж пальцев и ладонной поверхности.

VI.1

Массаж ладоней и пальцев с использованием различных предметов и массажеров.

60

VI.2

Выполнение самомассажа с самостоятельным произнесением стихотворного текста.

60

VII.

Развитие тактильных ощущений.

Серия игр «Тактильные дощечки».

Пальчиковый бассейн»

Различение различных поверхностей на ощупь.

«Шершавая азбука».

«Что мягче?»

VII.1

3

VII.2

4

VII.3

2

VII.4

4

VII.5

1

VIII.

Развитие мелкой моторики с использованием обводки и штриховки.

VIII.1

Обводка мягких крупных силуэтов.

10

VIII.2

Обводка мягких мелких силуэтов.

20

VIII.3

Обводка предметных картинок, вырезанных по контуру, с последующим нанесением всего изображения на данный силуэт.

20

VIII.4

Рисование непрерывной линией по образцу.

10

VIII.5

Штриховка под линейку.

6

VIII.6

Штриховка наклонными линиями в одном направлении на различном расстоянии штрихов друг от друга.

15

IX.

Развитие мелкой моторики с использованием вспомогательных материалов.

IX.1

Нанизывание бус различного размера:

- на тонкую леску.

30

IX.2

Перебирание круп.

10

IX.3

Сортировка мелких камешков по цвету.

10

IX.4

Шнуровки:

-крест-накрест;

-шнуровка по образцу.

5

5

IX.5

Пришивание различных предметов к основе шнурками.

5

IX.6

Сматывание ленточек:

- в клубочек.

5

IX.7

Работа с ножницами, вырезание из бумаги.

20

IX.8

Работа с пластилином.

10

IX.9

Плетение косичек.

5

X.

Игры в парах

X.1

Совместные  игры с каждым пальчиком

5

X.2

Игры с ладошками

5

X.3

Сюжетные стихи

10

X.4

Совместный массаж ладоней

10

XI.

Развитие графических навыков при работе в тетради в клетку

XI.1

Рисование прямых палочек

10

XI.2

Рисование наклонных палочек

5

XI.3

Рисование закругленных палочек

10

XI.4

Рисование различных  геометрических фигур в клеточках

20

Список литературы.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1999 г. –

226 с., ил.

Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. Дефектология, 1999 г., №3

Узорова О.в., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 г. – 124 с.

В. Киселева Развитие мелкой моторики. – «Дошкольное воспитание», 2006г. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.

Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...

ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛАЯ РАДУГА»

Дополнительная образовательная программа«Веселая радуга»Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детский сад  №6«Малышка» общеразвивающего вида  приоритетным о...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства – «Теремок»

laquo;… театр — единственный учитель нравственности,поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику …театр — ценнейшее дополнение к любому воспитате...

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного образования». О презентации групповых проектов ДОУ «Новый

Отчет творческой группы по реализации мероприятий проекта Программы развития «Формирование развивающей предметно-пространственной среды как условия реализации основной образовательной дошкольного обр...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...


 

Комментарии

Аболова Румия Канатовна

БОЛЬШОЕ СПАСИБО....