Картотека игр на развитие слухоречевой памяти у дошкольников
картотека по логопедии (старшая группа)

Бырдина Ольга Сергеевна

Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи (Н.И. Жинкин), «смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и синтез звукового потока, и восприятие фонем данного языка» (Л.С. Цветкова). Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.Н. Цейтлин определяют «фонематический слух» как речевой процесс, обеспечивающий выделение существенных признаков звуков речи и отвлечение от несущественных.

Для восприятия речи необходимы нормально функционирующий физический слух и две самостоятельные подсистемы: неречевой и речевой слух. Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы, однако в пределах коры больших полушарий они различаются.

 Остановимся на характеристике исследователями термина «речевой слух». М.Р. Львов под этим определением понимает «составной элемент языкового чутья (интуиции), возникающий у человека в процессе практического пользования языков на основе внутренних, не всегда осознанных обобщений».

По своей структуре речевой слух представляет собой сложное явление, которое состоит из фонематического и фонетического слуха и выполняет две главные функции – воспринимающую и воспроизводящую (А.Р. Лурия).

Левое полушарие в височной области воспринимает и анализирует речевые звуки, обеспечивая устойчивость фонематической системы языка, правое – воспринимает музыкальные и просодические элементы речи. Музыковеды и лингвисты (Б.В. Асафьев, С.А. Берлин, А.С. Вейхман, В.Н. Всеволдский-Генросс, А.Н. Глумов, С.Ш. Иртлач, М.Н. Козырева, Ю.А. Кремлев, Е. Назайкинский, Н.А. Римский-Корсаков, Л. Цеплитис) сходятся во мнении, что музыкальная и речевая интонация – «ветви одного звукового потока» и полагают, что музыкальная интонация произошла от речевой, «музыка и речь не могут существовать вне интонации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_byrdinoy.docx57.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 1.

Игра «Запомни и повтори»

1. Послушай пары слов  и постарайся их запомнить.

КРОВАТЬ – ПОДУШКА

ДОМ – ОКНО

ЧАСЫ – СТРЕЛКИ

ВОДА – РЫБА

ЛОДКА – РЕКА

ТЕТРАДЬ – РУЧКА

2. Игра «Собери слова»

Цель: различение звуков [Б] и [П ]в слогах.

- БА-  ИЛИ  -ПА-: РЫ…, ЛА…, ЖА…, ХОДБ…, ЛИ…, ИЗ…, ТРО…

-БОК- ИЛИ – ПОК- : ГРИ…, ХЛО…, ЗУ…, ДУ…, ШЛЕ…

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 20.

Игра «Запомни и повтори»

1. Послушай пары слов  и постарайся их запомнить.

БАЛКА – ПАЛКА

БОЧКА – ПОЧКА

БАШНЯ – ПАШНЯ

БОМБА – ПОМПА

БРАВЫЙ – ПРАВЫЙ

БУЛЬКА – ПУЛЬКА

БАБОЧКА - ПАПОЧКА

2. Игра «Собери слова»

Цель: различение звуков [В] и [Ф] в слогах.

- ФЫ-  ИЛИ  -ВЫ-:  ШКА…., ТЫК….., ГОЛЬ…., ГРА….ЖИРА…., БУК…., ТРА…., ШАР….

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 19.

Игра «Запомни и повтори»

1. Послушай пары слов  и постарайся их запомнить.

ЗООПАРК –   ЗВЕРИ

ПРУД –            УТКИ

ПЕЩЕРА –     ТИГР

ВОДОЁМ –     КРОКОДИЛ

ОБЕЗЬЯНА – ВЕТКИ

МЯСО –          МЕДВЕДЬ

АКВАРИУМ – РЫБКИ

2. Игра «Собери слова»

Цель: различение звуков [Д] и [Т] в слогах.

- ДА-  ИЛИ  -ТА-:  ПОГО…, ВА…, ПОБЕ…, КОМНА…, ВОРО…, ВО…, ЛОПА…, ПОСУ….

- ДЫ- ИЛИ –ТЫ-: ОГОРО…, КО…,  ЦВЕ…, ТРУ…, ПИРАМИ…, САМОЛЁ…, ЗАВО…, КОФ…, САЛА…, ТОР…, ПОХО… .

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 18.

Игра «Запомни и повтори»

1. Послушай пары слов  и постарайся их запомнить.

ПИРОЖОК      –    ДУХОВКА

ПИРАТ       –           КОРАБЛЬ

ВЕСЛО        –          ЛОДКА

ГРАЧИ         –          ВЕСНА

ВОЛНЫ        –        МОРЕ

ВАЗА             –        ГРУША

ВЕРБЛЮД  –    ПУСТЫНЯ

ПУШКА      –      СОЛДАТ

Составь предложения так, чтобы в нём было маленькое слово (предлоги В, НА, С).

2. Игра «Добавь слово».

Цели: различение звуков си сь в слогах, формирование звукового анализа и синтеза.

Большой насос любит слова со звуком с, а маленький со звуком сь. Слова рассыпались. Давай попробуем добавить звуки или слоги и узнаем, кому это слово подойдёт.

Добавь звуки с или сь: воло…, но.., ло…, гу……, автобу….., ры….., насо….., глобу….

Добавь слоги СА или СЯ: ко…, Ва…, бабу…, поло…, А…, Мару…, колба…

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 17.

Игра «Запомни и повтори»

1. Послушай  слова  и повтори.

СОМ – ЗОНТ – СУК

ЗИМА – СИТО – КОЗЫ

ЗУБЫ – СОДА – ЗАЛ

ЗОЯ – ЛИСТ – ЗИМА

ЗАЙКА – СУМКА – ЗАВОД

СОК – ВАЗА – СОМ

СОБАКА – ЗАНОЗА - СЕМЬЯ

2. Игра «Собери слова»

Цель: развитие фонематического слуха, формирование звукового анализа и синтеза.

Взмахнула злая фея волшебной палочкой, и все слова рассыпались. Помоги их собрать, добавляя слоги.

-са или -за: ли..,  ва..,  зано..,  ко..,  ло..,  коле..,  поло..,  о..,  мимо..;

-су или -зу:  ве..,  не..,  па..,  ле..,  со..;

-сы или -зы: во..,  ро..,  стреко..,  воло..,  поло..,  но..,  бере..,  автобу..,  арбу...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 16.

Игра «Дружные слова»

1. Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь подходящее слово к слову:

Летает: утка, самолёт, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолёт.

Поёт: синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.

2.  Игра «Добавь слог».

Цель: различение звуков [с'] и [з'] в словах.

Испугались слова злой осы и рассыпались. Помоги их собрать, добавляя слоги.

-си или -зи: кара.., отне.., ма.., во..;

-сит или -зит: но.., во.., ви.., про...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 15.

1. Игра «Доскажи словечко»

Цель: различение звуков [С] и [З] в словах.

Злая фея похитила некоторые слова в стихотворениях. Давай попробуем вернуть их обратно.

Крыша в шапке меховой,        И теперь он не щенок -

Белый дым над головой,        Взрослая ……..(собака).

Двор в снегу.

Белы дома.        Мчится что есть духу,

Ночью к нам пришла …. (зима).        Хвост короче уха.

И в море купаются,        Живо угадай-ка,

И нет у них щетинки,        Кто же это? (зайка).

А все называются

Они – морские …. (свинки).

2.  Игра «Добавь звук, слог».

Цель: различение звуков [с'] и [з'] в словах.

Звук С и Ш: но…., малы…, анана…, шала…,шала.., фику…, ланды…, ле…  .

Слог СА или ша: ли.., Ната…, о…, но.., ка…, поло.., Да…, ко….

Слог СЫ или ШИ: бу…, малы…, ве…, камы…, ланды…, автобу…, шала…, матро…

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 14.

Игра «Запомни и повтори»

1. Послушай пары слов  и постарайся их запомнить.

АЛЬБОМ    –   КАРАНДАШ

ВАГОН       –    ПОЕЗД

УДОЧКА    –   РЫБА

СВЕТОФОР   – ПЕШЕХОД

САЧОК         –    БАБОЧКА  

МАЛЫШ      –  ПОГРЕМУШКА

САМОЛЁТ – ЛЁТЧИК

КОНФЕТА - ФАНТИК

2. Игра «Собери слова»

Цель: различение звуков [з] и [ж] в слогах.

Как всегда, спорили комар и жук, чья песенка лучше, да так увлеклись, что слова, которые они говорили, рассыпались. Помоги друзьям собрать слова, добавляя слоги:

-за или -жа: ко.., ро.., лу.., мимо.., ва.., са.., бере.., сту.., гла.., зано.., гро.., неве..;

-зы или -жи: парово.., моро.., лу.., но.., е.., у.., ко.., арбу.., та.., лы.., ука.., тара..;

-зу или -жу (глаголы): поло.., пока.., вле.., попол.., завя.., нама.., заве.., гля...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 13.

Игра «Запомни и повтори»

1. Послушай пары слов  и постарайся их запомнить.

ШКАФ             –   ОДЕЖДА                                                              ШКОЛА   -   УЧЕНИК

КОРЗИНА       –    ГРИБ        ПЧЕЛА   -   УЛЕЙ

ПЕРО               –   ГОЛУБЬ        ДУШ        -  ВАННА

МУКА              –  СИТО        ЗАМОК    -  КЛЮЧ

ДРОВА            –    ПЕЧЬ         ДОЖДЬ   -   ЛУЖА

2. Игра «Закончи слово»

Цели: развитие умения различать звуки [ш] и [ж] в словах; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Добавь слоги:

-ша или -жа: Ма.., лап.., лу.., ко.., кры.., афи..;

-ши или -жи: малы.., ланды.., но.., эта.., лу.., камы.., лы...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 12.

Игра «Дружные слова»

1. Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь подходящее действие к предмету:

Утка: плавает, ходит, бегает, летает, говорит, танцует, клюёт, поёт, крякает, лает.

Машина: едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поёт.

2.  Игра «Собери слова».

Добавь слоги:        

-ча или -са: ветре.., о.., све.., ту.., да.., ли.., колба.., ко..;

-чок или -сок: голо.., каблу.., крю.., но.., пу.., свер...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 11.

Игра на внимание

1. Я произношу три слова подряд, а ребёнок выбирает только слово со звуком Ы.

МОШКА                                МЫШКА             МУШКА

ЛОЖКА                                  ВЫШКА             ДУШКА

КОШКА                                  ПУШКА              ПЫШКА

ТЫКВА                                   ТОЧКА                 ТУЧКА

КРЫЖКА                                КРЫШКА             КРОШКА

РЫБА                                       РАНА                    РАМА

2. Игра «Собери слова»

Добавь слог: -ча или -ща: бороди.., пи.., све.., гу.., ку... да.., ро.., добы..;

-чи или -щи: ветре.., зада.., мя.., пла.., ре.., ча..;

-чик или -шик: бан.., пла.., кладов.., паль.., зай.., пон.., маль.., сигналь...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 10.

Игра «Живое и маленькое»

1. Хлопни в ладоши тогда, если будет названо живое или маленькое:

МУРАВЕЙ                                      МАХА                           ШКАФ

ПТИЦА                                          ВАННА                        ПУГОВИЦА

СЛОН                                           БАССЕЙН                        ЖУК

БЕГЕМОТ                                        ПЧЕЛА                КОНФЕТА

БУЛАВКА                                        МОНЕТА                ДВЕРЬ

КОМНАТА                                        КОМПЬЮТЕР        КНОПКА

КАПЛЯ                                        КУХНЯ                ТАРАКАН

БОЖЬЯ КОРОВКА                        МЕЛ                        ОЗЕРО

ДОМ                                                ЛАСТИК                ИЗЮМ

ГУСЕНИЦА                                ИГОЛКА                МОРЕ

2.  Игра «Собери слова».

   Сима и щенок вышли на прогулку. Девочка взяла с собой книгу, чтобы почитать. Щенок дернул за поводок, Сима споткнулась и уронила книгу. Когда девочка открыла книгу, оказалось, что слова рассыпались. Помоги Симе собрать слова —

добавь звуки: -сь или -щи: ве.., гу.., помо.., ло.., ово.., пла.., ры.., ле..;

добавь слоги -си или -щи: кле.., гу.., ово.., пла.., ло.., ве...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И

СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 7.

Игра «От самого маленького к самому большому»

1. Послушай названия 4-х предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому:

СЛОН    -    ВОЛК  -    ЖУК    -   КОТ

ОКЕАН   -   ПРУД   -   МОРЕ   -   ЛУЖА

КИТ   -   ДЕЛЬФИН   -   ЩУКА   -   ЁРШ

ТРАССА   - ДОРОГА   - ТРОПИНКА   -   ШОССЕ

ВИШНЯ   -   СЛИВА   -   АНАНАС   - АРБУЗ

УТКА    -  ЛЕБЕДЬ    - ВОРОНА   -   ВОРОБЕЙ

2.  Игра «Собери слова».

Цели: различение звуков [л] и [в] в слогах; формирование навыков звукового анализа слова.

Добавь слоги -ла или -ва: со.., кук.., иг.., бук.., коро.., рука.., пи.., ска.., дро.., шко.., мет.., тык...

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ,  СЛУХОВОГО

ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 9

1. Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.

- Прикрой ладонями глаза.

- Прикрой ладонями уши.

- Подними правое плечо.

- Подними левую руку.

- Согни левую ногу.

- Правой рукой коснись правого плеча.

- Правую ногу подними и отведи в сторону.

- Левой ладонью прикрой правый глаз.

- Правой ладонью прикрой левое ухо.

- Правой рукой возьмись за левый локоть.

2. Игра «Собери слова».

Цель: различение звуков [л] и [л'] в слогах.

     Старичок Звуковичок подобрал слова с любимыми звуками Ланы и Лены. Он очень спешил, чтобы подарить их девочкам. Но по дороге зацепился за камень, упал, и слова все рассыпались. Помоги Звуковичку собрать слова, добавь слоги:

-ла или -ля: цап.., пи.., си.., пу.., Ва.., смо..;

-лы или -ли: кораб.., сто.., по.., родите.., мете.., каче.., карусе.., уг..;

-лок или -лёк: уго.., васил.., моты.., коте.., узе.., пото.., стре.., ку...

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ,  СЛУХОВОГО

ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 5

1. Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.

- Левой рукой возьмись за правую пятку.

- Правую ладонь положи на левое плечо.

- Левую руку вверх, правую на пояс.

- Левую ладонь положи на правое колено.

- Правую руку к плечу, левую вперед.

- Левую руку вытяни вперед, правую вверх.

- Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.

- Левую руку на голову, правую па колено.

- Указательным пальцем левой руки коснись правого локтя.

- Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.

- Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.

2. Игра «Собери слово».

Цель: различение звуков [р] и [р'] в слогах.

Добавь слог: -ра или -ря: ды. мо.., за.., поте.., го.., по..;

-ры или -ри: ков.., фона.., снеги.., суха.., помидо.., забо...

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ,  СЛУХОВОГО

ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 6

      Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):

- Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.

- Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика.

-  Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.

- Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.

- Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.

- Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.

- В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.

- В верхнем правом углу нарисуй 2 красных мяча, а в левом нижнем углу 3 желтых цветка.

- В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем домик, а в правом нижнем углу стол.

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ,  СЛУХОВОГО

ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 21

     Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.

- Подойди к двери и открой ее.

- Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.

- Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.

- Подойди к правому подоконнику, возьми с него самую маленькую вазочку и принеси на стол.

- 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.

- Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.

- Возьми из-под кровати две красные машинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.

- Медведя отнеси в спальню и посади возле телевизора, а тигренка отнеси на кухню и положи на табурет.

- Самый маленький самолетик поставь около самой толстой книги, а самолетик с белыми полосками на крыльях опусти в коробку.

УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ,  СЛУХОВОГО

ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 22

 Игра «Добавь словечко».

Цель: различение и автоматизация звуков [л] и [л'] в словах.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке... (лапу). А. Барто

На скамейке у ворот

Лена горько слезы... (льет). С. Маршак

Рыщет волк в густом лесу,

Ищет кумушку-... (лису). С. Маршак

Ну и платье! Сплошь иголки!

Его носят вечно... (елки). В. Кремнев

А возле этой елки

Бродили злые... (волки). А. Барто

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой... (мыли). С. Маршак

Елка, елочка,

Колкая... (иголочка). М. Ивенсен

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая... (лисица). В. Голяховский

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 3

     Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор (Приложение).

- Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза)

- Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу.  Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)

- Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, потому что он постоянно находится внизу. (Туфелька)

- Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)

- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)

- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда пугаемся. Его не включишь в розетку. (Книга)

- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда путаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта 4

   1. Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.

- Покружись.

- Повернись ко мне спиной.

- Присядь три раза.

- Поставь руки перед грудью.

- Хлопни в ладоши 4 раза.

- Топни правой ногой 2 раза.

- Подпрыгни 3 раза.

- Поставь руки на пояс и наклонись вперед 5 раз.

- Поставь руки за голову.

- Сделай наклоны вправо и влево.

- Попрыгай на одной ноге.

- Правую руку вверх, а левую на пояс.

- Левую руку к плечу, а правую в сторону и пр.

2.Игра «Скажи наоборот».

Летом день длинный, а зимой... (короткий).

Суп горячий, а компот... (холодный).

Дедушка старый, а внук... (молодой).

Вчера мне было весело, а сегодня... (грустно).

Заяц трусливый, лев... (смелый).

Баба Яга злая, а фея... (добрая).

Медведь осенью сытый, а весной... (голодный).

Снег белый, а уголь... (черный).

Завтракают утром, а ужинают... (вечером).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 23

     1. Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жизни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить (« не бывает»), ребенок стоит на месте.

- Корова летает.

- Лошадь выступает в цирке.

- Рыба бежит к реке.

- Лягушка громко разговаривает.

- Курица дает молоко.

- Петух кукарекает.

- Муравей тащит бревно.

- Слон залез в нору.

- Лошадь спит в берлоге.

- Воробей чирикает.

- Кукушка ловит кошку.

2.Игра «Четвертый лишний».        

Ложка, вилка, кровать, сковородка (кровать).

Стол, стул, сервант, вилка (вилка).

Лук, свекла, груша, морковь (груша).

Роза, ромашка, елка, мак (елка).

Собака, корова, воробей, лошадь (воробей).

Кроссовки, ботинки, футболка, сапоги (футболка).

Март, июль, декабрь, вторник (вторник).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Технологическая карта № 24

       Если сочетания слов, названные взрослым, реальны   («бывает»), ребенок поднимает руки вверх (приседает, подпрыгивает и пр.), если они не реальны («не бывает»), ребенок стоит на месте.

Синий помидор.

Красное яблоко.

Сладкая селедка.

Квадратное яйцо.

Твердая вода.

Металлическая тарелка.

Тяжелая сковородка.

Пластмассовая кастрюля.

Бумажная сковородка.

Красный банан.

Шоколадный медведь.

Высокий жираф.

Жидкая сосулька.

Полосатый котенок.

Мягкий утюг.

Холодный суп.

Глубокая лужа.

Горячее мороженое.

Соленый компот.

Мелкая тарелка.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Технологическая карта № 25

1.  Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладони вместе. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.

МУРАВЕЙ             КОМПЬЮТЕР

ПТИЦА                   КУХНЯ

СЛОН                     МЕЛ

БЕГЕМОТ             ЛАСТИК

БУЛАВКА             ИГОЛКА

КОМНАТА            ШКАФ

КАПЛЯ                  ПУГОВИЦА

БОЖЬЯ КОРОВКА   КОНФЕТА

ДОМ                       ДВЕРЬ

ГУСЕНИЦА          КНОПКА  

МУХА                   ОЗЕРО

ВАННА                ИЗЮМ

БАССЕЙН            МОРЕ

ПЧЕЛА                ГАРАЖ

2. Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается по звучанию от остальных

ВИТЯ — МИТЯ — КАТЯ — ПОЛИНА

ПОЛИНА — АЛИНА — АДА — ГАЛИНА

 ВИКА — ДИАНА — ТАТЬЯНА — УЛЬЯНА

ИННА — ТИНА — ЛЮБОВЬ — ДИНА

ТАНЯ  - ОЛЯ — ВАНЯ — МАНЯ

 ИННА — ЛИНА — ТАНЯ — ДИНА

КОЛЯ — ДИМА— ТОЛЯ — ПОЛЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Технологическая карта № 26

   Из четырех слов, четко произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

КОМ — КОМ — КОТ — КОМ

КАНАВА — КАНАВА — КАКАО — КАНАВА

УТЁНОК — УТЁНОК — УТЁНОК — КОТЁНОК

БУДКА — БУКВА — БУДКА — БУДКА

ВИНТ — ВИНТ — БИНТ — ВИНТ

МИНУТА — МОНЕТА — МИНУТА — МИНУТА

БУФЕТ — БУКЕТ — БУФЕТ — БУФЕТ
БИЛЕТ — БАЛЕТ — БАЛЕТ — БАЛЕТ
ДУДКА — БУДКА — БУДКА — БУДКА

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Технологическая карта № 2

Взрослый предлагает ребенку дополнить стихотворение подходящим по смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу. (В качестве опоры используются картинки.)

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?..
Что построили с тобой?..
На крючок в реке попал?..
Может всё, хоть ростом мал?..

Я ещё задачу дам — всё расставить по местам:
Вот печать на простыне — ...
Зеленеет на окне...
Волейбольная висит...
Канарейка в ней сидит — ...

Я опять задачу дам — всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот?..

Детям мамочка плетет?..

С гор спускается, течет?..

Что за скользкий, ровный лед?..

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

«ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА»

Технологическая карта № 8

      Перед тем как начать выкладывать узор, убедитесь, что ребенок знает названия цветов.

      Научить различать цвета поможет такая игра. На столе разложить жетоны, необходимые для составления данного узора. Называя цвет, прикасайтесь к жетону такого же цвета; одновременно к этому жетону должен прикоснуться ребенок. Преднамеренно и неожиданно опустите руку не на тот жетон, цвет которого назвали. Ребенок же должен не сбиться, а показать правильный жетон.

 а)Лист 3x3. Жетоны красные и синие. Объяснение. Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звуков [К] или [К'], клади жетон красного цвета, если со звуков [С] или [С] — синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если будешь внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у тебя получится красивый узор.

Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свекла, кино.

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

«ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА»

Технологическая карта № 27

      Перед тем как начать выкладывать узор, убедитесь, что ребенок знает названия цветов.

      Научить различать цвета поможет такая игра. На столе разложить жетоны, необходимые для составления данного узора. Называя цвет, прикасайтесь к жетону такого же цвета; одновременно к этому жетону должен прикоснуться ребенок. Преднамеренно и неожиданно опустите руку не на тот жетон, цвет которого назвали. Ребенок же должен не сбиться, а показать правильный жетон.

б) Лист 3x3. Жетоны желтые и зеленые.

Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, жар-птица, золото.

в) Лист 4x4. Жетоны зеленые, красные, черные.

Слова: заболеть, кормить, чистить, забывать, каркать, чирикать, завивать, кудахтать, чесать, зевать, кусать, чихать, заикаться, копать, читать, замерзать.

г) Лист 4x4. Жетоны синие, красные, желтые, зеленые.

Слова: свистеть, жарить, кашлять, закрывать, желать, кипятить, зевать, синеть, ковырять, занимать, скучать, жмуриться, заикаться, сидеть, жевать, клевать.

д) Лист 5x5. Жетоны черные, красные, зеленые, желтые, синие.

Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной, железо, свеча, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья, черепаха, кран, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф.

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

«ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА»

Технологическая карта № 28

      Перед тем как начать выкладывать узор, убедитесь, что ребенок знает названия цветов.

      Научить различать цвета поможет такая игра. На столе разложить жетоны, необходимые для составления данного узора. Называя цвет, прикасайтесь к жетону такого же цвета; одновременно к этому жетону должен прикоснуться ребенок. Преднамеренно и неожиданно опустите руку не на тот жетон, цвет которого назвали. Ребенок же должен не сбиться, а показать правильный жетон.

ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА

а) Лист 3x3. Жетоны алого и оранжевого цветов. Оранжевые жетоны назовите «квадраты цвета осени».

Слова: кино, молоко, пальто, окно, парта, звезда, метро, река.

б) Лист 4x4. Жетоны малиновые и голубые. Голубые жетоны назовите «квадраты цвета неба».

Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, сон, паром, загон, дом, бутон, батон, гром, шлем.

ИГРЫ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ В СЛОВЕ

Технологическая карта № 29

     1. Выбери жетоны лимонного цвета. Выложи ими и коричневыми жетонами узор «Звуковой мозаики». Если в слове есть звуки [л], [л'], клади лимонный жетон. Если нет — коричневый. Лист 5 х 5.

Слова: волна, салон, главное, пламя, лодка, лето, слово, море, купол, вафля, укол, машина, кран, сосна, заколка, кот, кукла, книга, смола, тетрадь, перо, пол, медведь, хлеб, собака.

2. Слово «небо» начинается звуком [н']. Поэтому жетон небесного (голубого) цвета будешь класть тогда, когда услышишь звуки [н] или [н']. Когда в слове прозвучит [м] или [м'], клади малиновый жетон. Слушай концы слов. Лист 4x4.

Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, погон, паром, загон, утром, бутон, батон, потом, затем.

3. Лист 4x4. Цвет жетонов: лимонный, малиновый, неба. Слушай всё слово.

Слова: гол, муха, мама, нос, пончик, лента, салют, дом, люк, сон, парень, слюда, сумка, лес, село, нитка.

ИГРЫ ДЛЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

Технологическая карта № 30

    Для автоматизации звука Л в словах может использоваться один набор из 2 существительных с этим звуком: одно слово – для запоминания, другое опосредующий символ (предметная картинка).

ЛОБ           -          ЛИЦО

ЛАМПА    -          СТОЛ

ЛУК         -          САЛАТ

БУЛАВКА   -    ПЛАТЬЕ

ТЕЛО         -      ЧЕЛОВЕК

ГОЛОВА  -        ВОЛОСЫ

ГОЛ         -         ФУТБОЛ

   

Другой набор таких же из двух слов с этим звуком, при этом слово для запоминания – прилагательное, а опосредующий символ – существительное:  

ГОЛОДНЫЙ   -   ВОЛК

МОЛОДОЙ    - ЧЕЛОВЕК

БЕЛЫЙ       - МЕЛ

ТЁПЛЫЕ    -  КОЛГОТЫ

ИГРЫ ДЛЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

Технологическая карта № 31

    Для автоматизации звука Р в словах может использоваться один набор из 2 существительных с этим звуком: одно слово – для запоминания, другое опосредующий символ (предметная картинка).

РАНА           -           РУКА

РЫБАК       -            РЫБА

РАДИО       –           МИКРОФОН

РАМКА      –            ФОТОГРАФИЯ

РЫНОК     –           ФРУКТЫ

КОРОВА     -          РОГА

ВОРОНА          -     ПЕРО

МАРКА             -     КОНВЕРТ 

ПОДАРОК       –    КОРОБКА

КОМАР            -     РУКА

КОРОЛЕВА      -   КОРОНА

Другой набор таких же из двух слов с этим звуком, при этом слово для запоминания – глагол, а опосредующий символ – существительное:  

КУРТКА       -     РАССТЁГИВАТЬ

ШНУРКИ     -     РАЗВЯЗЫВАТЬ

САХАРНИЦА    -    РАЗБИТЬ

КРЫШКА     -    НАКРЫТЬ

ВОРОНА      -    КАРКАТЬ

ВОРОБЕЙ    -   ЧИРИКАТЬ

КОРМУШКА   -   СТРОИТЬ

ИГРЫ ДЛЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

Технологическая карта № 32

    Для дифференциации звуков Л - Р в словах может использоваться один набор из двух существительных, в одном из которых есть звук Л, в другом звук Р:   одно слово – для запоминания, другое опосредующий символ (предметная картинка).

ЛАДОНЬ         -           РУКА

ЛАВИНА         -   ГОРА

ГАЛСТУК        -    РУБАШКА

МОЛОКО         -  КОРОВА

ПОЛ                  -  КОВЁР

РАМА               -   СТЕКЛО

КАРТА            -    ГЛОБУС

МОТОР            –  ЛОДКА

РУКА            -    ЧЕЛОВЕК

Другой набор  из существительного и прилагательное:  

ГРУША          -  СПЕЛАЯ

РАКОВИНА   -   БЕЛАЯ

ЗЕБРА           -  ПОЛОСАТАЯ

ПЛАЩ         -  МОКРЫЙ

ТЁПЛЫЕ      - ПЕРЧАТКИ

РУМЯНОЕ    - ЯБЛОКО

ВОЛК – ХИТРЫЙ

МОРОЖЕНОЕ   - ХОЛОДНОЕ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИ

Игра «Исправь ошибки»

Задачи: развивать слуховое внимание; формировать представления о словоразличительной роли звука (мак — рак); формировать умение определять количество слогов в слове.

Ход игры

Детям предлагается заметить и исправить ошибки, специально сделанные в словах при чтении стихотворений. Ребенка просят произнести слово правильно. Инструкция: «Я буду читать стихотворение, а ты найди ошибку. Произнеси слово правильно. Чем отличаются слова, например жилета и билета? (Звуком.)» Далее учитель-логопед уточняет у детей: «Сколько слогов в слове билета (лодку и т. д.)?»

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку, в конце игры определяется победитель.

1. Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

2. Сели в ложку (лодку) и айда!

Покатили вдоль пруда.

3. Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

4. Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

5. На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

6. На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

7. На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

8. Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

9. Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

10. Очень ласковый был рот (кот),

Он лизнул хозяйку в лоб.

11. В реке живет мак (рак),

Его не поймаю никак.

12. Очень вкусная игра (икра) —

Украшение стола.

13. Пять баранов (бананов) скушал Толька

И сказал: «Еще бы столько...».

14. Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Игра «Доскажи словечко».

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).

«Как бы мне пошла корона!» —

Важно каркает... (ворона).

Кто имеет один рог?

Отгадайте. (Носорог.)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось... (мыло).

Захотела кошка спать,

Вот и лезет на... (кровать).

Шьет, зашивает и колется колко.

А зовут ее... (иголка).

Научись держать в порядке

Свои книжки и... (тетрадки).

На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто это? (Белка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

краткий экскурс в теорию памяти.  формирование словаря у детей с ЗПР. Основные дидактические игры и упражнения, способствующие формированию слухоречевой и логической памяти у детей с ЗПР через ра...

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ...

«Развитие слухоречевой памяти» (картотека игр).

Автором представлена подборка игр по развитию слухоречевой памяти....

Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта

Развитие слухоречевой памяти у дошкольников 7-го года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта. Представлены этапы и общее направление работы....

Консультация для родителей «Развитие слухоречевой памяти у дошкольников»

Консультация для родителей«Развитие слухоречевой памяти у дошкольников» Подготовила учитель-логопед МБДОУ Детский сад №3 «Петушок»села Кушнаренково      ...

Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье кратко представлено исследование слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР....