Роль фонематического восприятия в подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии (подготовительная группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Роль фонематического восприятия в подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

   Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

   Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

     Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

     Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

     Доктор наук, профессор Левина Р. Е. , стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.

     Данной проблемой занимались такие исследователи, как: Гриншпун Б. М., Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В., Спирова Л. Ф., Ястребова А. В., Пожиленко Е. А., Ткаченко Т. А., Селивёрстов В. И., Коноваленко В. В., Кирьянова Р. А. и другие.

Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

При разработке и подборе упражнений для начального, пускового, а, следовательно, самого важного этапа логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней.

  • Узнавание неречевых звуков.
  • Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
  •  Различение слов, близких по звуковому составу.
  • Дифференциация слогов.
  • Дифференциация фонем.
  •  Развитие навыков элементарного звукового анализа.

      Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Маша», «Где звучит?», «Мир звуков», «Кто позвал?» и т. д., формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

    Очень важна работа с детьми по различению правильного и дефектно произнесенного звука. Необходимость развития у дошкольников с дефектами речи слухового контроля над качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения.

     Для достижения этой цели используется ряд игр и упражнений, направленных на различение правильного и дефектно произносимого звука в чужой и собственной речи, проводимых в определенной последовательности: детям предлагается определить неправильное произношение:

1. звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных); 2. звуков в словах различной позиции (в начале, в середине, в конце, без стечения и со стечением согласных);

 3. звуков во фразах.

    Наряду с имитацией неправильного произношения звуков необходимо произносить и правильно. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

 Игры для примера: 

«Грустно-весело»

  Детям предлагается прослушать ряд слов или фразу, если услышат неправильное произношение – дети делают недовольное или грустное лицо, а при правильном произношении они улыбаются.

 «Подними флажок»- на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый.

 Аналогичные игры: «Помоги Незнайке», «Внимательные ушки» и др.

     В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком. Игры для примера:

 «Подбери пару» - разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже.

 «Скажи в рифму» - придумать слова, которые звучат похоже.

«Назови непохожие звуки?» - кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.

«Лишнее слово» - канава, канава, какао, канава. мак, бак, так, банан.

«Подскажи словечко» - читается четверостишье, а последнее слово должен подсказать ребёнок так, чтобы оно подошло не только по звучанию, но и по смыслу.

«Найди картинку» - читается стихотворение, ребенок подбирает картинки, соответствующие смыслу.

   При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением.

Примеры: та-па-ка, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-пта-пто, и т. д.

«Какие звуки меняются?»- ну-ну-но--.

    Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать дифференциацию звуков и развитие слухового внимания.

   Для примера:

 «Угадай, кто (что) это?»

 «Какой звук лишний?»- а, у, и, о.

«Различай и повторяй»- предложить повторить только звук «С», или слова с этим звуком.

«Поймай звук» - ребёнок выделяет заданный звук:

 а) из ряда звуков;

 б) из ряда слогов;

 в) из слов;

 г) из фразы, хлопая в ладоши.

 «Нажми на кнопку» - ребёнок, услышав мягкий звук, нажимает на зелёную кнопку, а услышав твёрдый звук – на синюю.

 «Подскочи или нажми» - ребёнок подскакивает на звук «Й», а на «ЛЬ» нажимает на кнопку.

«Письма для Томы и Тёмы» - дети отбирают картинки со звуком «Т» - для Томы, а со звуком «Ть» - для Тёмы.

 «Две рейки» - отбор картинок по твёрдости-мягкости или по глухости-звонкости.

 «Бегите ко мне» - дети подбегают к педагогу, услышав заданный звук;

- подбегают лишь те дети, у которых на картинках есть слова с заданным звуком.

«4 лишний» - выделение лишнего слова по акустическому признаку.

   Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова:

 а) ряд гласных звуков (ау, уа, уаи, ауио и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые - он, ас, ух; открытые - ко, па, ну);

в) слоги со стечением согласных (акс, кту, сло и т. д.);

г) слоги без стечения согласных;

    1. односложные (том, кум, уж, вес);

    2. двусложные (мука, папа, пума, Паша);

 д) слова со стечением согласных:

    1. двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, тучка, майка, весна);

   2. односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, стоп, план);

   3. односложные слова со стечением согласных в конце слова (фильм, пост, пуск, рост);  

   4. двусложные слова со стечением согласных в начале слова (дрова, крупа, Гриша);

    5. двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (пломба, брошка, стирка);

 е) трехсложные слова (качели, ромашка, пастила, простынка).

   Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов).

2. Выделить слог с определенным звуком.

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.

4. Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок .

5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

 6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Игры для примера:

 «Ходит ёжик вдоль дорожек…» - определение местоположение звука в слове с помощью нарисованной дорожки и игрушки-ёжика. Передвигая ёжика и проговаривая слово наглядно видно, где расположен заданный звук (в начале, в конце или в середине).

 «Эхо» - ребёнок повторяет за логопедом первый или последний звук.

 «Что сначала-что потом?» - ребёнок называет звуки в слове по порядку.

 «Считалочка» - «Мы с тобою так играем: слова на «К» мы выбираем. Корка, горка, кот, жетон – выходи из круга вон!»

«Лови-не лови» - педагог кидает ребёнку мяч, произнося слово. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ловит мяч, если нет – отбивает.

 «Называй и кидай» - дети придумывают слова на заданный звук и кидают мяч педагогу, одновременно произнося своё слово.

    Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

Программа педагога-психолога по подготовке к школьному обучению детей 6-7 лет

Программа призвана подготовить детей к поступлению в школу и развивает память, внимание, восприятие, мышление, зрительно-моторную координацию, мотивацию к обучению в школе....

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность....

Подготовка к школьному обучению детей с ЗПР

Методическая рекомендация для педагогов и психологов...

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями...

Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС

      Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных  навы...