Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Проделки коварной вьюги»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гологудина Ольга Васильевна

Цель: дифференциация звуков  [с] - [ш]   в словах, предложениях, связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_prodelki_kovarnoy_vyugi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Проделки коварной вьюги» (дифференциация звуков [с -ш])

Цели: 

  • продолжать учить различать звуки [с] - [ш] в словах, предложениях;
  • закреплять навыки чтения; упражнять в подборе однокоренных слов, словообразовании;
  • активизировать и расширять словарный запас; учить согласовывать движение и речь, совершенствовать дикцию;
  • развивать координацию движений при ходьбе по ограниченной площади опоры, точность и глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Предварительная работа: проговаривание скоро- и чистоговорок в разном темпе; словарная работа над понятиями «тоннель», «снегопад», «метель»; придумывание пословиц, поговорок о зиме детьми совместно с родителями; изготовление следов (дети самостоятельно обводят свою ступню на бумаге и вырезают её контур) .

Оборудование: импровизированные препятствия (тоннель, озеро, ручей) ; «следы»; карточки для чтения; снежинки, на которых нарисованы картинки; тексты речевых упражнений (чистоговорки, слоги, пары слов, пальчиковой гимнастики, стихотворения) ; игра «Дартс»; магнитофон; сладкие призы; «снежки», «сосульки», сделанные из картона; ручки.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, оформленный под зимний лес. В зале выставлены елки, деревья в снегу, снежинки; расставлены импровизированные препятствия.

1. Вводная часть.

Логопед читает стихотворение:

Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

С. Маршак

Вопросы:

- Какое время года описывает автор в этом стихотворении?

- Какие слова и выражения подсказали вам, что это зима?

- Знаете ли вы пословицы и поговорки о зиме? Расскажите!

- Вы любите бывать зимой в лесу?

Логопед: Сейчас мы и отправимся с вами в лес на прогулку. Посмотрите, какой красивый лес зимой! Все деревья в снегу. А какие слова «дружат» со словом «снег»?

(Подбор однокоренных слов: снежинки, снеговик, снегопад, Снегурочка и др.)

Звучит громкая музыка: шум ветра, метели. В зал вбегает Вьюга (роль Вьюги исполняет педагог, рассыпает «снег».

Логопед: Кто это? Ребята, какой густой снег пошел! Это же настоящий. (дети подсказывают: снегопад). Что он сделал с нашими тропинками? (Замел, засыпал.) Придется искать дорогу самим.

Вьюга:

Вы сможете выбраться из леса, если будете подвижными, точными и выполните мои задания. (Оставляет конверт с текстами заданий и убегает.)

2. Преодоление препятствий и выполнение заданий.

Ох, ребята, сколько же много вьюга снежинок намела. А снежинки-то волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком -С- положить в сани, а со звуком –Ш- -в машину. (на снежинках картинки: сова, снегирь, шарф, шапка, лиса и др.)

Снеговик.

Логопед: Сколько много снега! А кого можно слепить из снега?

3. Физминутка

Лепим мы снеговика (имитация лепки снежков)

 Из пушистого снежка.

Вот скатали первый ком, (наклонившись «катают ком снега»)

Вот такой большущий он. (разводят руками сверху через стороны вниз)

Ком второй чуть-чуть поменьше, (то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)

Третий-это голова. (чертят в воздухе круг)

Шляпа будет из ведра. (над головой ставят ладони, как крышу)

 Нос – морковка, а глаза – (показывают пальцем нос, глаза)

 Два весёлых уголька.

Всё, готов наш снеговик,

У него довольный вид.

Рот смеётся до ушей, (показывают пальцем рот)

Веселит он всех детей (улыбаются)

4. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Снеговик маленький, еще не научился правильно говорить. Давайте исправим его ошибки.

«Соня ест кашей ложка.                            Пушистая кошка сидит над стулом.

 Серенькая мышка выскочила из стула.   Веселая старушка спешит по шоссу.                             Полосатая рыжая кошка спала на солнышку, на окошку».

5. «Тоннель».

Логопед: А вот и первое препятствие. Это «тоннель». Его нужно пройти, только прежде выполните задание Вьюги. Вспомните пары слов, отличающиеся одним звуком.

Замените в словах звуки С на звук Ш, чтобы получилось новое слово:

Дети поочередно проговаривают пары слов на звуки [с] - [ш] и пролезают по «тоннелю».

Миска - мишка                каска - кашка                        крыса - крыша

сутки - шутки                 сытый – шитый                  басня – башня

усы – уши                        Марс-марш                          сок-шок

6. «Озеро»

Логопед: Все правильно выполнили задание, но теперь вы оказались на «озере». Давайте вместе подумаем, как можно пройти через него, ведь «озеро» еще не везде замерзло. (Подсказывает детям, что можно пройти по следам, одновременно проговаривая чистоговорки, которые оставила Вьюга.)

Дети выполняют задание и проходят «озеро».

Чистоговорки (подобраны индивидуально) :

Шашки на столе, шишки на сосне.

Пушистая серая кошка следит за мышкой с окошка.

Старушка шила сапожки для сороконожки.

У мышки в норке сыра корка.

Шесть котят есть хотят.

Сквозь цветное солнышко я взглянул на солнышко.

Саша шапкой шишку сшиб. и др.

7. Волшебные сосульки.

Логопед. «Волшебные сосульки» пропустят вас, если сумеете их расшифровать. Каждый из вас бросает «снежок» в мишень и получает «сосульку» под номером, в который попал.

Задание. Какую букву вместо точек нужно подставить («с» или «ш», чтобы получилось слово?

Примерные слова:  . кола,    . нежок,     . неговик,   . тишок,    поду. ка,    . тарушка,    . аша,                       Ми. утка,         корму. ка,       . тол,      игру. ки.

8. Пальчиковая гимнастика «Давай погреемся! ».

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он, как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

Растирать мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой руки, затем то же сделать с мизинцем правой руки.

9. Встреча с «медведем».

Под музыку входит «медведь» (в роли медведя - ребенок) .

Медведь :Это кто тут шумит? Кто посмел разбудить меня зимой?

Логопед: Миша, мы не хотели тебя и твоих медвежат будить. Мы дорогу домой потеряли, помоги нам! Мы тебя любим, правда, ребята?

Медведь: А как я узнаю, что вы меня любите?

Логопед: Послушай, как ребята тебя будут ласково называть. (Мишенька, Мишутка, Мишаня и т. д.)

Медведь: Ну, спасибо. Идите за мной, я покажу вам дорогу.

Логопед : Поблагодарим Медведя и подарим ему подарки-картинки. Сначала те, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш].

Дети выбирают подарки из лежащих на их столах картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

Конспект логопедического занятия в подготовительной  к школе группепо формированию интонационной выразительности речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (IIIуровень)

Цель занятия: закрепить правильное произношение звука "Ч" в словах и связном тексте....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема:"Семья"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе группе.ТЕМА: «Семья»....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш].

Данное занятие поможет закрепить знания детей о звуках [c], [ш], предупредит возникновение нарушений письма....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"Используемые технологии:здоровьесберегающие, ИКТ, проблемно-игровые, технологии личностно-ориентированного вз...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "На лугу"

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе....

План-конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе с использованием элементов кинезиологии. Тема: «Дифференциация [ Б – Б’] «Мебель».

Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию детей в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезада...