Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения
консультация по логопедии (средняя группа)

Ишмурзина Гузель Нургалиевна

К четырем-пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием владеет четким произношением всех звуков родной речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

К четырем-пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием владеет четким произношением всех звуков родной речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.

Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому нарушение звукопроизношения у ребёнка может в дальнейшем привести его к ошибкам на письме. Ребёнок как произносит, так и пишет.

Чтобы дошкольник научился произносить сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные) - его губы, язык и мягкое нёбо должны быть сильными и подвижными.

А так как все речевые органы состоят из мышц, то их можно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины и т. д. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — специальные упражнения для тренировки мышц речевого аппарата (губ, языка, нижней челюсти, щёк) необходимые для правильного звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики:

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Для дошкольников артикуляционная гимнастика полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики.

Заниматься такой гимнастикой можно уже в возрасте двух-трёх лет, чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Даже, если ребенок ещё не говорит, то специальные упражнения помогут укрепить мышцы органов речи и подготовят речевой аппарат для чистого звукопроизношения.

Специальные упражнения также полезны детям с правильным, но невнятным звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Существуют определённые рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

• Сначала упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребёнок научится хорошо делать движения, зеркало уже не обязательно использовать.

• Взрослый должен показывать ребенку, как правильно выполнять упражнения. Для этого, уважаемые воспитатели, вам необходимо самим научиться правильно их выполнять.

• Проводить упражнения нужно систематически каждый день, в течение 5-7 минут.

• Хорошо, если вы будете спрашивать у ребёнка: Что делают губы? Что делают зубы? Что делает язычок? Где он находится: вверху или внизу?

• При выполнении упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только мышцы речевого аппарата. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, морщить лоб, поднимать плечи.

• Если у ребенка, какое-то движение не получается хорошо с первого раза, то не добивайтесь точности, пусть выполняет его приблизительно.

Если вы видите, что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Со временем, по мере тренировки, действия будут точными и правильными.

• Когда ребёнок научится удерживать положение языка некоторое время без изменений, то упражнения можно выполнять в более быстром темпе, под счёт или секундомер (10-20 секунд).

• Занятия лучше всего проводить в игровой форме, ведь это основная деятельность ребёнка. Можно привлечь любимую игрушку: «Покажи мишке, как правильно выполнять гимнастику для язычка!».

• Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются упражнения, язык во время занятий дрожит, синеет или отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, то возможно, понадобится помощь не только учителя-логопеда, но и врача-невролога.

Существует множество видов артикуляционных упражнений и комплексов.

Артикуляционные упражнения можно разделить исходя из того, на развитие каких мышц они направлены: упражнения для губ, щёк, мышц глотки и нёба, языка.

Эти упражнения делят на статические (удержание) и динамические (подвижность).

Рассмотрим наиболее простые и распространённые упражнения.

Артикуляционная гимнастика для губ:

• Улыбка.

• Хоботок (Трубочка).

• Заборчик.

• Бублик (Колечко).

• Заборчик - Колечко. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ.

• Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

• Удерживать губами карандаш (пластмассовую трубочку).

• Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

Упражнения для щёк:

• Покусывание, похлопывание и растирание щек.

• Сытый хомячок.

• Голодный хомячок.

• Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка:

• Птенчики.

• Лопаточка.

• Чашечка.

• Иголочка (Стрелочка. Жало).

• Киска сердится.

• Часики (Маятник).

• Змейка.

• Качели.

• Футбол (Спрячь конфетку).

• Почистим зубки.

• Лошадка.

• Вкусное варенье.

• Оближем губки.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба:

• Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

• Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.

• Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

• Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков). Глотать капли воды, сока.

• Надувать щеки с зажатым носом.

• Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Существуют также комплексы артикуляционных упражнений, которые подобраны для решения какой-либо конкретной задачи. Например, есть комплексы упражнений для постановки того или иного звука, комплексы, способствующие улучшению подвижности органов артикуляции, расслабляющие комплексы артикуляционных упражнений и  т. д.

Чтобы артикуляционная гимнастика проходила для дошкольников весело и непринуждённо, существует множество методов и приёмов и форм её проведения:

• Самый распространённый приём – использование картинок.

Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

•Возможно использование фотографий других детей с правильным показом необходимого упражнения.

• Существуют специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога.

•Для повышения интереса к деятельности можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Можно вместе с ребёнком научить их выполнять заданное упражнение. А может быть герою нужно помочь преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание ребёнку и наградит после выполнения. В качестве героев могут выступать игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные персонажи.

•Одним из распространённых приёмов является использование коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи и быстро их запоминают. Например:

       «Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

        «Киска сердится»

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

• В методической литературе и в интернете часто можно встретить специальные сказки: в знакомый сказочный сюжет вставлены подходящие артикуляционные упражнения или же под определённый комплекс упражнений придумывается сказка. Есть такие сказки и в прозе и в форме стихотворений. Упражнения, которые используются в такой сказке, должны быть заранее разучены с ребёнком. Например, сказки «О весёлом Язычке»».

Таким образом, в процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов...

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного прои...

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения!

В презентации представлено описание комплекса артикуляционной гимнастики и подобраны рекомедации к проведению упражнений....

Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.

Данная консультация поможет родителям освоить основные правила выполнения артикуляцинной гимнастики дома....

Буклет для родителей по теме: «Артикуляционная гимнастика -основа правильного звукопроизношения»

Буклет предназначен для родителей по развитию правильного звукопроизношения. Даны рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях...

Семинар - практикум для родителей «Речевое дыхание и артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и  влияет на звукопроизношение, артикуляци...

Артикуляционная гимнастика –основа правильного звукопроизношения!

Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и дифференцированности движений ...