Синонимы
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Консультация для родителей и педагогов

 «Знакомимся с синонимами!»

 

Одним из важнейших показателей великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке. Что такое синонимы? Это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяют друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy_2020.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

 «Знакомимся с синонимами!»

Одним из важнейших показателей великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке. Что такое синонимы? Это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяют друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.         

Необходимо выделить ряд условий, влияющих на эффективность работы, направленной на обогащение речи воспитанников синонимами:

  1. Учителем-логопедом на занятиях по изучению лексических тем ведется целенаправленная работа по обогащению у детей словаря синонимов.
  2. В процессе работы над активизацией словаря синонимов принимают активное участие воспитатели групп.
  3. Родители воспитанников, выполняя рекомендации учителя-логопеда, воспитателей закрепляют изученный словарь с помощью рекомендованных дидактических игр.

Эти игры используют воспитатели массовых групп детского сада на занятиях по развитию речи старших дошкольников,  а так же в свободной деятельности детей. Дети, с которыми проводится целенаправленная работа по обогащению речи синонимами, справляются с предложенными заданиями успешнее, чем их сверстники, с которыми подобная работа не осуществляется.

Предлагаю вашему вниманию заглянуть в «Словарь синонимов русского языка», автор Александрова З. Е, где вы найдете много интересного и полезного для самообразования.

                                

Русский язык очень богат синонимами. Так, в «Словаре синонимов русского языка» З. Е. Александровой, к прилагательному «глупый» дано 37 синонимов, к глаголу «сказать» - 30, к существительному «лицо» - 16, к наречию «всегда» - 35 синонимов.                                         Синонимы позволяют подобрать наиболее удачное и точное слово для выражения мысли, передать самые тонкие оттенки смысла высказывания. Степень выразительности и эмоциональной окраски каждого слова из группы синонимов бывает различной.

Например:         

а) рассердиться, разозлиться, разгневаться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься…;        

 б) надеть (что-нибудь), натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить…;                                                

В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и относиться к разным группам синонимов.

Например:                                                                         

а) пышный хлеб – хлеб свежий, мягкий;                        

б) пышная природа – торжественная, парадная, роскошная…;        

Слова синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд) по принадлежности к одной части речи. В каждой группе выделяется главное, стержневое, опорное слово, носитель основного смысла.

Например:                        

а) прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый….;                

б) существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, несмелость, трусость

в) глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха….                                

Употребление в речи синонимов делает речь человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее. Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества народа, к языку А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина…        

Предлагаю вашему вниманию лексические игры. Они помогут вам упражнять детей в подборе синонимов. Эти игры полностью базируются на доступной детям, понятной лексике, они позволят вам помочь обогатить словарный запас ваших детей, развить их внимание, память, логику, мыслительные процессы.

«Назови «слова-приятели» («слова-друзья»)

        

Бросаете ребенку мяч и называете слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению, например:  

 Друг… (товарищ, приятель);

Дом… (здание, жилище);

Дорога… (путь, шоссе);

Солдат… (боец, воин);

Неправда… (ложь);

 Лежебока… (лентяй);

Смельчак… (храбрец);

Тоскливо… (грустно, печально);

Плясать… (танцевать);

Торопиться… (спешить, бежать, мчаться, нестись);

Размышлять… (думать, мыслить);

Печалиться… (грустить);

Шалить… (баловаться);

Бестолковый кот… (глупый кот);

Боязливый заяц… (трусливый, пугливый);

Смелый боец… (храбрый, отважный).

«Четвертый лишний»

Назовите ряд из четырех слов и попросите ребенка назвать лишнее слово, объяснив свой выбор, например:                                         

Грустный, печальный, унылый, глубокий;                        

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;                        

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;                                

Крепкий, далекий, прочный, надежный;                        

Понять, разобраться, запомнить, уразуметь;                

Думать, ехать, размышлять, соображать.

«Назови похожие слова»

 Назовите ребенку ряд слов и попросите определить, какие два из них похожи и почему, например:                                                

Приятель-друг-враг;                                                

Грусть-радость-печаль;                                                

Еда-очистки-пища;                                                

Труд-завод-работа;                                                

Танец-пляска-песня;                        

Бежать-мчаться-идти;                                                

Петь-плясать-танцевать;        

Думать-хотеть-размышляь;        

Шагать-сидеть-ступать;                                

Слушать-глядеть-смотреть;                                        

Трусливый-тихий-пугливый;                                        

Старый-мудрый-умный;                                                

Бестолковый-маленький-глупый;                                

Смешной-большой-огромный;                                        

Тоскливый-серый-печальный.

«Подбери пару»

Произнесите слово и попросите ребенка подобрать ему пару, назвав слово, близкое по значению, например:                                         

Хворостина… (прут);                                                

Месяц… (луна);                                                        

Врач… (доктор);                                                        

Твердый… (жесткий);                                                

Раньше… (прежде);                                                

Льется… (течет);

«Назови по порядку»        

                        

Предложите ребенку расположить слова, названные вами, по мере возрастания или убывания признаков, например:

Большой-большущий-огромный-громадный;

Маленький-очень маленький-малюсенький-крохотный;

Активно используйте следующие упражнения:                        

1) Поищите «слова-друзья» в стихотворениях;                

2) Найдите «слова-друзья» в сказке, в рассказе;                

3) Отыщите «слова-друзья» в пословицах и поговорках, объясните их смысл.

Учитель-логопед: Серкунова К.Р.

Декабрь 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синонимы

Обогащение и активизация словарного запаса детей, точный подбор слова для выражения мысли, привитие любви к богатству и возможностям родного языка....

Обогащение словаря дошкольников синонимами

Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ...

презентация по теме - СИНОНИМЫ

презентация-занятия для детей подготовительной группы знакомит дошкольников с синонимами- весело и доступно!!!...

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.       Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...

«Формирование умения понимать и употреблять синонимы, антонимы и многозначные слова у детей с нарушениями речи»

Данное пособие может быть использовано в коррекционной работе по развитию речи  детей, имеющих нарушения речи, в доступной игровой ситуации. Пособие может быть рекомендовано педагогам дошкол...

Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии у дошкольников среднего и старшего возраста

Работа над обобщением и  активизацией словаря с помощью:  раскрытия многозначности слова; расширения запаса синонимов и антонимов; формирование умения правильно употреблять слова....