Главные вкладки

    Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами
    статья по развитию речи (старшая группа) по теме

    Искакова Наталья Владимировна

    Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.

           Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Содержание словарной работы в ДОУ определяется на основе коммуникативной целесообразности слов, тематическому принципу, частотности их употребления в устной речи.

    Для развития словаря целесообразно использовать:

    - наблюдение природных явлений;

    - беседы, чтение художественных произведений;

    - дидактические игры и лексические упражнения, направленные на: выделение свойств знакомых предметов, объектов, явлений природы; развитие умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов; классификацию и сравнение предметов; закрепление обобщающих наименований; понимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речи; уточнение и объяснение лексических значений мотивированных слов; формирование лексических значений многозначных слов; задания на использование усвоенных слов в связных высказываниях.

           В работе по развитию речи необходимо широко применять художественное слово, особенно произведения устного народного творчества и  писателей. Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

           Таким образом, систематически используя на занятиях и вне их различные художественные произведения, мы одновременно формируем накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяются развивающимся у ребенка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, их признаки, действия, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.

          Очень важно обогащать речь ребенка сложными предложениями (они не характерны для разговорной речи, но необходимы для монологической). Такое обогащение способствует совершенствованию устной монологической речи, преодолению влияния конструкций разговорной речи на построение связного развернутого высказывания, усвоению литературных норм родного языка. Все это необходимо для дальнейшего осуществляемого в школе полноценного развития, как устной речи детей, так и письменной.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе.

    На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира.

    Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

    Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи.

    Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли В.В. Гербова, А.П. Иваненко М.М. Конина, В.И. Логинова, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

    Одним из направлений развития речи детей старшего дошкольного возраста является ознакомление детей с синонимами и многозначными словами, так как они  составляют одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно – действенное и наглядно – образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно – логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий. 

    Значения синонимичных слов либо совпадают полностью, либо имеют большую общую часть (в последнем случае говорят о "близости значения" синонимичных слов). Смысловой критерий при выявлении синонимов обычно дополняется анализом сочетаемости слов: в ряде контекстов смысловые различия между синонимами стираются, становятся несущественными и в таких контекстах  (их называют "нейтрализующими") слова могут взаимозаменяться без изменения общего смысла высказывания: Мальчик вырыл (выкопал) лопаткой яму в песочнице. Однако, как правило, замена возможна не во всех контекстах: Крот вырыл (нельзя «выкопал») яму в огороде. Часто  это связано с  различиями в значениях слов. Так, копать — это «рыть при помощи инструмента», поэтому применительно к животным можно употребить только слово рыть, а не копать.

    Критерий взаимозаменяемости лишь дополняет смысловой критерий, но сам по себе не может считаться достаточным при определении синонимии: существуют слова, которые в ряде контекстов могут взаимозаменяться, не будучи синонимами. Например, не являются синонимами обозначения родо -видовых отношений (дерево — береза, собака — болонка, птица — воробей), слова, обозначающие часть и целое (подъезд — дом, волосы — голова).

    Итак, при характеристике синонимов важно учитывать их сочетаемость, которая может совпадать полностью (кидать — бросать какой-либо предмет) или частично (долгий взгляд, разговор, период, пауза; продолжительный разговор, период, пауза).

    Формирование словаря детей рассматривается в двух аспектах.

    Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной методике развития речи этот аспект разработан, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

    Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

    Синонимия (от греч. synōnymía ‘одноименность’)-это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличаются стилистической окраской: здесь- тут, смотреть- глядеться, храбрый- смелый, отважный, бессмертный, удалой, лихой. [11,с. 39].

    Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в художественной литературе, фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно – разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (если ты занеможешь и т.п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастера на все руки», «уши вянут», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п. 

    В произведениях художественной литературы синонимы активно используются для достижения полноты характеристики описываемого явления, для усиления изобразительных и выразительных возможностей текста (например, нередко используются приемы нанизывания синонимов, их противопоставления). Кроме языковых синонимов, о которых и шла речь в данном параграфе, встречаются также контекстные, индивидуально-авторские синонимы — слова, сближающиеся по смыслу только в конкретном контексте. Например: «…Всю ночь звенел телефон на разъезде и пищали полевые телефоны в измызганном салоне полковника». (А. Гайдар).

    Закрепление и уточнение словаря подразумевает помощь ребенку в освоении значения слов, развитие синонимических отношений у многозначного слова, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова трудные для детей:

    1) собирательные существительные – белизна, красота и др.;

    2) отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные – городской, пассажирский, железнодорожный и т.д.;

    3) слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).

    Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

    С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существительные признаки предметов и обозначать их словом, подбирать синонимический ряд, то есть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы). В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка-принадлежность для письма, ручка-фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

    В своей работе мы используем программу «Технология обучения  русскому языку  в старших дошкольных» обучение тувинских детей русскому языку Фаины Михайловны Бартана.   Во время проведения педагогической деятельности воспитатели дошкольного учреждения используют элементы программы, так как в нашем дошкольном учреждении таковых групп нет. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется личностное, личностно- ролевое, деловое общение. Для них характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, и как следствие этого, быстрое снижение работоспособности. При обучении русскому языку необходимо учитывать данные возрастные особенности детей. Поэтому в процессе игр, дети не просто активизируют свой словарный запас, но и учится соотносить слова с действиями и действительностью, углубляя и уточняя знания о значении слов, форм.

    Активизация словаря – это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» специально подчеркнута требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т.д.). Следовательно, активизация словаря – это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. К.Д. Ушинский так писал об этой задаче: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».

    Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать смысловую сторону слова, выбирать наиболее подходящее слова из всего лексического богатства.

    В старшем дошкольном возрасте, необходимо расширять запас слов за счёт:

    - названий предметов, качеств, действий;

    - активизации словаря;

    - употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;

    - формирования умения подбирать слова синонимы или со сходным значением (смелый – храбрый, отважный, бесстрашный, неустрашимый, удалой,  лихой; весёлый – радостный, прыгать – скакать и др.);

    - использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.);

    - осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок и многозначных слов.

    В дошкольном возрасте,  усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи не только прилагательными и глаголами, но и синонимами и многозначными словами, которые выражают качества и действия наблюдаемых объектов, делая речь более богатой, выразительной. Так, при чтении художественной литературы программных произведений, дети находят многозначные слова, такие как ключ и объясняют их значение, что ключ может быть от замка, отпирает закрытую дверь, но и родник - источник воды, при этом  не ограничиваются сухими определениями. При рассматривании картины кролик, дети не останавливаются на таких понятиях как: шерсти,  белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляют глаголы: прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой), подбирая похожие по смыслу слова, то есть синонимы.

    Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, даётся их описание. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во второй младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц – скачет, мчится, несётся; лошадь – бежит, скачет; лиса – крадётся, гонится.

    Речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). Словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий: курица торопливо клюёт зёрна; облака плывут медленно; бодро звучит музыка. Усвоение наречий происходит легче, чем прилагательных, поскольку они, во-первых, не имеют лексической омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время как прилагательные согласуются с именами существительными.

    Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются игры, направленные на:

    – употребление детьми наименований предметов и их признаков;

    – классификацию предметов и их обобщение;

    - подбор синонимов и многозначных слов.

    Особое внимание уделяется семантизации лексики. Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приёмы толкования значений слов:

    а) объяснение значений слов путём показа картинки;

    б) сопоставление слова с другими словами;

    в) объяснение этимологии слова;

    г) составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;

    д) пояснение слова другим словом, близким по значению;

    е) подбор к слову слова, противоположного по значению;

    ж) объяснение значения слова через его определение;

    з) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

    Большие возможности в старшем дошкольном возрасте, открываются для работы над синонимами. В этой работе целесообразно использовать следующие приёмы:

    а) подбор синонимов к изолированному слову;

    б) объяснение выбора слов в синонимическом ряду;

    в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений;

    г) составление предложений со словами синонимического ряда;

    д) составление рассказа со словами синонимического ряда.

    На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно рекомендовать:

    1) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка и ушко иголки;

    2) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова;

    3) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова;

    4) составление предложений с многозначными словами;

    5) рисование на тему многозначного слова;

    6) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках и т.п.;

    7) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

    Названные приёмы используются в играх типа «Кто больше придумает слов?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др.

    В целом для обогащения и уточнения словаря старших дошкольников используются следующие приемы:

    Воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово,  и предлагает повторить его («Да, мне тоже запомнился этот взъерошенный воробей, – говорит педагог. – Запомнили? Как я сказала о воробье?»).

    Дети легче запоминают и быстрее начинают пользоваться новым словом, если в дальнейшем оно закрепляется в различных видах деятельности.

    Детям предлагают поразмышлять над новым словом («Стоял погожий осенний день, - начинает воспитатель свой рассказ и интересуется: – Как вы думаете, какой это был день?»).

    Дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предмета (объекта) и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной (неуклюжий – толстяк – увалень; шалунья – озорница – плутовка).

    К приемам активизации словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие:

    – Вопросы к детям (что это? какой? что делает? где? когда?);

    – Словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей)?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов), «Укажи противоположное качество, направление» (или «Скажи наоборот» – на использование антонимов). Игры можно проводить, используя мяч («Яблоко какое?» – спрашивает воспитатель и кидает мяч ребенку. «Сладкое», – Отвечает тот и возвращает мяч. «Яблоко сладкое и…?» – педагог бросает мяч другому ребенку. «Ароматное (сочное, желтое, антоновское)». Или воспитатель кидает мяч со словами: «Работает на стройке, но не маляр». – «Каменщик (штукатур, плотник, водопроводчик и т.д.)», – отвечает ребенок.

    – Дидактическая игра «Отгадай загадку». При этом воспитатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Разновидностью этой игры является игра «Вершки-корешки». Дети по ботве определяют овощ или же к овощу подбирают ботву. Чтобы внимание детей не рассеивалось, загадывание-отгадывание сопровождается хоровым повторением вопросов: «Корешок-корешок, не твой ли вершок?», «Вершок-вершок, где же твой корешок?» (одновременно дети упражняются в закреплении произношения р).

    – Дидактические игры на группировку и классификацию предметов. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала. В качестве примеров можно назвать следующие: «Что лишнее?» (например, из такой группы предметов: чашка, стакан, сахарница, молочник и ваза для цветов), «Назови одним словом» (клещи, молоток, отвертка, рубанок, пила – это инструменты), «Ничего не забудь» (головные уборы – это? Шапка, кепка, берет, пилотка, фуражка, шляпа и т.д.), «Продолжи сам» («Морковь доставили в отдел «Овощи», а яблоки в отдел… «Фрукты»), «Каждую картинку на свое место» (на фланелеграфе произвольно расположены картинки с изображениями животных и птиц. Например, диких и домашних животных, животных юга и севера, зимующих и перелетных птиц. Детям предлагают расположить животных и птиц по группам. Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа «Похожи – непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, береза и дуб). При формировании умения сравнивать особое внимание обращают на выделение признаков сходства и прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья).

    – Игры-небылицы («Что не так?»). (Например, воспитатель рассказывает: «Вернувшись из похода в весенний лес, Митя подарил бабушке букет желтых и красных листьев») [3, с. 47].

    – Ознакомление с природным окружением. В старшей группе детям помогают накапливать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, рассказывают о животных и птицах. Во в не учебное время дошкольники по заданию педагога наблюдают за животными, птицами, ухаживают за растениями. На занятиях накопленные детьми впечатления уточняются и систематизируются (например, на итоговых занятиях «Что мы знаем о птицах?», «Что мы знаем о рыбах?», которые проводятся в третьем квартале) [14, с. 74].

    Таким образом, в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

    В МБДОУ №37 был выявлен уровень сформированности и употребления синонимов и многозначных слов детьми старшего дошкольного возраста. Обследование лексического развития старших дошкольников проводилось на материале художественных произведений, которое состояло из шести серий заданий, направленных на выявление умений определять синонимы и многозначные слова в поэтических, прозаических произведениях.

    Работа носит практический характер и состоит из следующих этапов:

    1. находить синонимы и многозначные слова в поэтических и прозаических произведениях;
    2. понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
    3. объяснять значение синонимов и многозначных слов;
    4. составлять словосочетания и предложения с синонимами и многозначными словами.

              Обследование  проводились последовательно одно за другим.

    Речевой материал (стихи, рассказы) группировались с  учетом того, что синонимы и многозначные слова могут обозначать предметы, действия или признаки. Задания направлены на изучение семантического, грамматического, структурного и коммуникативного аспектов речевого развития старших дошкольников. Тестирование проводилось индивидуально с каждым ребенком и только тогда, когда у ребенка сохранялся интерес к выполнению игровых заданий.

    Критерии оценивания в баллах, 3- балла за  каждый полный верный ответ; 2 - за неполный и 1- балл за краткий, 0 баллов – отказ от ответа и неверный ответ. Затем баллы суммировались, и проводилась количественная и качественная оценка (высокое, среднее,  и низкое развитие словаря).

    Разработаны критерии оценки уровней понимания и употребления синонимов и многозначных слов.

    Высокий уровень. Ребенок самостоятельно, без помощи воспитателя  называет синонимы и многозначные слова по существенным признакам в прочитанном тексте воспитателем. Обосновывает свой выбор.

    Осмысленно употребляют разные значения многозначных слов, подбирают к ним синонимы. Легко, составляют словосочетания и предложения.

    Средний уровень. Ребенок с помощью наводящих вопросов  воспитателя определяет и называет синонимы и многозначные слова по существенным признакам в прочитанном тексте воспитателем. Не уверенно обосновывает свой выбор.  

    Называют несколько значений многозначных слов, вместе с тем затрудняются в подборе синонимов к ним и составлении предложений.

    Низкий уровень. У детей имеется небольшой словарный запас. Не могут раскрыть значение предложенного слова. Не знакомы с полисемией. Затрудняются в подборе синонимов к многозначным  словам в составлении  словосочетаний и предложений. Определены уровни понимания и употребления синонимов и многозначных слов.

    Высокий от 84 до 56 балла

    Средний от 55 до 28 баллов

    Низкий от 27 и ниже

    Анализируя  полученные данные после обработки, выявили три уровня развития. Из этого видно, что испытуемые лучше справились с заданиями на нахождение, объяснение значений синонимов и многозначных слов  в поэтических и прозаических произведениях. Однако  возможных 51 балла, набрали -60% детей. Средний уровень  составляет – 13% и низкий уровень 27%.  

    Анализируя вторую серию заданий,  хочется отметить, что детям трудно было составить распространенное предложение, и словосочетания с  синонимами и многозначными словами, чем показали высокий результат в 33%. Средний уровень – 40%- это  дети которые сразу не поняли значения слова, но после беседы, дети выполнили задание. Низкий уровень детей составил 27%, дети которые отказывались отвечать на вопрос или не понимали его смысла.

    Подводя итоги ответов детей и анализируя сводную таблицу по полученным данным, мы видим – высокий уровень- 60%, средний- 20% и низкий – 20%. Ответы детей показали, что у испытуемых достаточно хорошо сформирован словарный запас.  Дети знают и используют  различные значения многозначных слов при составлении словосочетаний и предложений;  подбирают синонимы к многозначным словам. Низкий  уровень - 20%,  можно объяснить тем, что дети двуязычные и плохо говорящие  на русском языке. Все это свидетельствует о том, что с детьми необходима систематическая, последовательная лексическая работа, так как в содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста.

    Слова

    Заключение

           Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Содержание словарной работы в ДОУ определяется на основе коммуникативной целесообразности слов, тематическому принципу, частотности их употребления в устной речи.

    Для развития словаря целесообразно использовать:

    - наблюдение природных явлений;

    - беседы, чтение художественных произведений;

    - дидактические игры и лексические упражнения, направленные на: выделение свойств знакомых предметов, объектов, явлений природы; развитие умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов; классификацию и сравнение предметов; закрепление обобщающих наименований; понимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речи; уточнение и объяснение лексических значений мотивированных слов; формирование лексических значений многозначных слов; задания на использование усвоенных слов в связных высказываниях.

           В работе по развитию речи необходимо широко применять художественное слово, особенно произведения устного народного творчества и  писателей. Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

           Таким образом, систематически используя на занятиях и вне их различные художественные произведения, мы одновременно формируем накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяются развивающимся у ребенка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, их признаки, действия, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.

          Очень важно обогащать речь ребенка сложными предложениями (они не характерны для разговорной речи, но необходимы для монологической). Такое обогащение способствует совершенствованию устной монологической речи, преодолению влияния конструкций разговорной речи на построение связного развернутого высказывания, усвоению литературных норм родного языка. Все это необходимо для дальнейшего осуществляемого в школе полноценного развития, как устной речи детей, так и письменной.

    Список литературы

    1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников / М.М. Алексеева. – М., 2006.  
    2.  Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г.Н. Бавыкина. – Комсомольск-на Амуре, 1996.
    3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с. 
    4. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – 3-е изд., испр. И доп.-М.: Мозаика- Синтез, 2005.-208с.
    5. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1996.
    6. Верекса Н.Е. Примерная основная общеоюразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы-М.: Мозаика- Синтез, 2010.-304с. 
    7. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А. Колунова. – М., 1994.
    8. Логинова Т. Бабаева Т.И. Программа «Детство» /  – СПб. «Детство-Пресс». 2000. – 51 с.
    9. Лепская Н.И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника. М.:РАО, 1994.С. 31–40.
    10. Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т. 1. / Р.С. Немов. – М: Владос, 2001. – 495  с.
    11. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – 11-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009- 448с. – (От А до Я).
    12.  Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста.-  М.: Просвещение, 1984. – 200 с.
    13.  Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – 557 с.
    14. Ушакова О.С. , Е.М. Струнина Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
    15. Ушакова О.С. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. – М.:  Вентана- Граф, 2010.- 288с.
    16.  Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2005. – 384 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК»

    Одна из главных составляющих готовности к школе - интеллектуальное развитие. Для этого я использую составление загадок, в данном материале вы можете  познакомиться с некоторыми способами по соста...

    Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

    В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Словарная работа тесно св...

    Проект по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Слова-друзья»

    Развивать способность дошкольников к речевому творчеству; развивать творческие и коммуникативные способности детей посредством языковых игр. Развивать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуаль...

    Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

    Актуальность выбранной темы  заключается в следующем: с одной стороны одним из важнейших  направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста  является развитие речи у детей и ...

    Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков"

    Представлен материал из опыта работы по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков....