Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
презентация на тему

Салимгалеева Раиса Анатольевна

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Словарная работа тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления. Овладение словом одновременно является процессом его «обрастания» лексическими связями и другими словами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaychiki.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Язык как средство общения- это, прежде всего, язык слов» «Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 2

Методика развития словаря детей дошкольного возраста Значение слова можно определить на основе: Соотнесенности слова с предметом связи слова с определенным понятием соотнесенности слова с другими лексическими единицами. Из этого вытекают два направления в словарной работе с дошкольниками : Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование синонимов, антонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой речи. Освоение ребенком предметной соотнесенности слов и их понятного содержания. Оно связано с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений.

Слайд 7

Экскурсии

Слайд 8

Рассматривание картин

Слайд 9

Художественная литература

Слайд 10

Черный, проворный кричит: крак Всем червям - враг (Грач)

Слайд 13

Методические требования занятиям : 1. Предметы для сравнения подбирают таки образом, что бы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части тела, детали, материал, назначение) 2. Сравнение должно быть плановым, последовательным – от сравнения предметов в целом к вычислению и сравнению частей и затем к обобщению. 3. Основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видели, точно подбирать нужные слова и формировать ответ. 4. Дети должны проявить максимум речевой активности.

Слайд 14

Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуется упражнения и игры, направленные на: 1.)Употребление детьми наименование предметов и их признаков «Что можно» (шить, штопать, примерять, надвинуть, подпоясать, завязать, надеть). За правильный ответ ребенок получает фишку выигрывает тот у кого больше фишек. 2).Классификацию предметов и их обобщение.

Слайд 15

Приемы толкования значения слов: 1.)Объяснение путем показа картинки. 2.)Сопоставление с другими словами ( надевать – что? одевать- кого?) 3.)Объяснение этимологии слова («мышкует», «дрозды-рябинники») 4.)Составление словосочетаний и предложений с объяснением слов. 5.)Пояснение одного слова другим, сходным по значению (мужественный – храбрый) 6.)Подбор антонимов 7.)Объяснение значения слова через его определение ( березняк-березовый лес) 8.)Сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов. Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты. Фразеологизмами обогащает детей образная речь окружающих взрослых и художественное слово.

Слайд 16

Таким образом, задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания, в умении ребенка свободно и ясно излагать свои мысли. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.       Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...

«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК»

Одна из главных составляющих готовности к школе - интеллектуальное развитие. Для этого я использую составление загадок, в данном материале вы можете  познакомиться с некоторыми способами по соста...

Дидактические игры как средство развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Примеры занятий, направленных на расширение словаря старших дошкольников...

Приёмы обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете. Знакомство педагогов с приемами обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста....

Консультация «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста через игру»

Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи с другой. Поэтому обогащая, уточняя словарный запас ребе...