Главные вкладки

    «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК»
    консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

    Одна из главных составляющих готовности к школе - интеллектуальное развитие. Для этого я использую составление загадок, в данном материале вы можете  познакомиться с некоторыми способами по составлению загадок и их использованию в разных видах деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obogashchenie_slovarnogo_zapasa_detei.docx24.03 КБ

    Предварительный просмотр:

     «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК».

     На современно этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям.

    Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает, а одна из главных составляющих готовности к школе -  интеллектуальное развитие.

    Изучив психолого - педагогическую литературу таких авторов как Л.С. Выготский, Н.Н.Поддъяков, Ю.Г.Илларионова, В.П.Аникин,  А.А.Нестеренко, А.Н.Захаров сделал вывод, что хороший способ обогатить словарь детей - это составление загадок. В дошкольном возрасте у детей в быстром темпе идет накопление знаний, формирование речи, овладевают простейшими способами умственной деятельности. Дети учатся выделять  наиболее характерные, выразительные признаки предмета и явления, ярко и лаконично их передавать, развивается у детей и поэтический взгляд на действительность, усваивается грамматический строй русской речи, учатся четкому, звонкому произношению.

    Загадка - одно из древнейших средств народной педагогики. Как сказала Ю.Г.Илларионова : «Загадка-свойственна богатая и многообразная звукопись».

    Поставила перед собой цель - обогатить словарный запас детей дошкольного возраста через составление загадок. Исходя из основной цели, выделила следующие задачи:

    - Обогатить словарный запас детей,

    - Способствовать развитию связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти,

    - Создавать условия для воспитания находчивости, сообразительности, быстроты реакции, самостоятельности.

    Работу выстроила в трех направлениях:

    1. Работа с детьми,
    2. Работа с родителями,
    3. Создание предметно-развивающей среды.

    Не отгадаешь загадку, если нет знаний об окружающем мире. Опыт с детьми мы накапливали при систематических наблюдениях на прогулке, экскурсиях. Ставлю вопросы: Что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Дети видят предмет то одной гранью, то другой, то останавливают внимание на внешнем виде, то указывают на сущность предмета, на его назначение, анализируют, сравнивают. Загадывая своим детям загадку на прогулке «Ствол белеет, шапочка зеленеет», дети уже находятся в поиске, ищут ответ. Начинают рассуждать, доказывать, обобщать и самостоятельно делать выводы. Читаем с детьми книги разного характера, знакомимся с предметами и явлениями.

    В своей группе загадки использую как дидактическое увлекательное средство в обучении детей и в организации их досуга. Использую разнообразные виды и формы загадок. Это мне помогает повышать познавательную активность детей.

    В младшем возрасте использовала словесные игры-вопросы «В лесу живут?», «Доскажи словечко?», «Закончи предложение?», «Угадай о чем речь?», и т.д., простенькие описательные загадки :

    «Пушистенькая и мяукает?» и т.д. Задается вопрос «Какой? Какая?»  В среднем возрасте наоборот- «Почему?» начали загадывать загадки - рифмовки «Отлежал себе бочок, наш пузатый ….кабачок», Загадки - иносказания «Сидит девица в темнице, а коса на улице?». Очень интересны игры-загадки, нравиться детям, где одно слово, но оно используется в разных значениях. Например слово «игла», «Ползун ползет, иголки везет», « Конь стальной, хвост льняной». Так же не без интереса проходят игры, загадывая загадку, а отгадку надо вылепить или нарисовать. Здесь воспитывается выдержка, не надо кричать ответ, и закрепляем при этом приемы лепки и рисования. Использую игру «Найди ответ на загадку», надо показать ответ картинкой. Нравятся детям загадки шутки или небылицы: « На трех ветках, сидело по одной табуретке. Сколько всего табуреток висело на ветках?» Дети сразу начинают доказывать и рассуждать, здесь присутствует эмоциональный настрой и смех и радость. Очень не плохой способ использую на закрепление старых загадок, которые дети просто механически отгадывают. Игра «Восстанови загадку» . «…без застежек» (сто одежек и все без застежек), «…одним цветом» (зимой и летом, одним цветом).Дети не только правильно логически мыслят, но и  правильно выражают свою мысль, используют речевые обороты, грамматический строй речи. И уже учитывается достаточно жизненный опыт, наблюдательность, и способность к рассуждению.

    Сочинение загадок - непростая задача для детей. Для этого им нужно кратко описывать предметы и явления. Находить и выделять в них более существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второстепенное и малозначащее. Чтобы научиться при думывать загадки, надо знать какими способами при этом можно пользоваться. Все эти способы мы используем при составлении загадок.

    1.Загадка в в виде вопроса

    Кто на себе свой дом носит? (улитка)

    Кто всех пугается, под кустом прячется? (заяц)

    2. Загадка в виде логического задания, или загадка- смекалка

    У семи братьев по одной сестре , много ли сестер? (одна)

    У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей ? (8 детей , 7братьев, имеющих одну сестру.)

    3.Юмористические загадки, или загадки шутки

    Суть таких загадок в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.

    Каких камней нет ни в одном море? (сухих.)

    Как написать «мышеловка» пятью буквами? (кошка)

    Кто была первая русская женщина, освоившая летательный аппарат? (Баба Яга).

    4.Указание лишь частей предмета и их количества.

    Шесть ног, один хвост -что это такое? (всадник и лошадь).

    5.Перечисление действий предмета без его называния

    Течет, течет не вытечет, бежит, бежит не выбежит. (речка)

    Гладишь-ласкается, дразнишь-кусается. (собака)

    6.Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния.

    Нос долог, голос тонок, кто его  убьет, тот свою кровь прольет. (комар)

    7.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет.

    Маленький шарик, под лавкой шарит (мышь)

    8.Загадка, составленная по методу отрицания

    Жидко, да не вода, бело да не снег (молоко)

    9.Загадка, составленная по методу противоречий

    -Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное, ну ка узнай меня (яблоко).

     При составлении загадок можно и использовать не один способ, а несколько совместить:

    Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки

    Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки

    Мы не кони , хоть на нас вы садились много раз.   (стулья)

    Для успешной работы необходимо предметно-развивающая среда

    -театральные уголки, где имеются различные виды театров,тут и имеются атрибуты сделанные руками родителей,

    -книжный уголок с литературой по интересам детей,

    -«умные книжки», (литература познавательного характера, энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний),

    -картинки с последовательно- развивающими действиями,

    -картинки для составления загадок с различной тематикой (сказочной, социобытовой)

    -альбомы, открытки, книжки с загадками.

    Так же используются различные наглядные пособия.

    Все это находится в доступном месте для детей.

    ……я решила вести кружок «ЗАГАДАЙ-КА», для этого я составила перспективный план и взяла задачи……..

    Регулярно провожу просветительскую работу с родителями своей группы и привлекаю родителей к активному участию в жизни детского сада:

    -провела консультацию на тему «Загадка и ее роль воспитании ребенка»,

    -папка-передвижка «Загадки из детства»,

    -приняли участие в конкурсе «Красный, желтый,зеленый», где родители вместе с детьми составляли загадки о ПДД,

    -приняли участие в конкурсе по составлению загадок к Дню космонавтики.

    Итогом нашей совместной работы –альбом загадок составленный детей совместно с родителями.

    Считаю, что направление в  моей работе выбрано верно.

    Вывод: составлением загадок с детьми мы занимаемся как в режимные моменты- на прогулке, перед завтраком и т.д. так и беру элемент речевой непосредственно- образовательной деятельности. В моей работе есть результаты: дети полюбили составлять загадки. Загадка вошла в повседневную жизнь, используется в играх, дома с родителями составляют дети загадки. У детей появился интерес к окружающей жизни,, они стали более эрудированные, наблюдательными, любознательными, четко прослеживается формирование правильной, выразительной, грамотной речи. Значительно расширился словарный запас. Можно посмотреть их рисунки , прочитать их загадки. Дети занимают призовые места в участиях в Олимпиадах……..

    В марте 2013 года я провела мастер класс и познакомила коллег с одним из способов по составлению загадок, способ - Буриме. Это составление загадок на заданную рифму.

     Следующим этапом будем  продолжать использовать более сложные способы составления загадок, работать с другими видами деятельности: по математике, составление математических загадок, рисование загадок-ребусов, кроссвордов, составление загадок способом Буриме.

    -

    -

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

    Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами.       Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...

    Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

    В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Словарная работа тесно св...

    Проект по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Слова-друзья»

    Развивать способность дошкольников к речевому творчеству; развивать творческие и коммуникативные способности детей посредством языковых игр. Развивать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуаль...

    Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

    Актуальность выбранной темы  заключается в следующем: с одной стороны одним из важнейших  направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста  является развитие речи у детей и ...

    Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков"

    Представлен материал из опыта работы по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью имен признаков....