Литературная гостиная на тему: «Жизнь и творчество поэта Сергея Есенина»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Данюкова Любовь Алексеевна

Совместная интегрированная

организованно общеобразовательная деятельность  с детьми

с тяжелым нарушением речи в подготовительной к школе группе

Литературная гостиная на тему: «Жизнь и творчество поэта Сергея Есенина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s.a._esenin.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД № 77» г. Рязани

Совместная интегрированная

организованно общеобразовательная деятельность  с детьми

с тяжелым нарушением речи в подготовительной к школе группе

воспитателя и учителя – логопеда

Литературная гостиная

на тему:

«Жизнь и творчество поэта Сергея Есенина»

Работа выполнена:

учитель – логопед  высшей квалификационной категории

Данюкова  Любовь Алексеевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Тарасова Ольга Александровна

г. Рязань

Цель:Воспитание у детей интереса к творчеству русского поэтаСергея Есенина.

Задачи:

Коррекционно– образовательные:

- обобщать и систематизировать знания детей о жизни и творчестве поэта;

- способствовать образному восприятию стихотворений;

- учить детей подбирать признаки к слову «берёза» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже;

- учить видеть единство содержания и  художественную форму, замечать образные слова и выражения, чувствовать ритм и рифму стихотворной речи.

Коррекционно– развивающие:

- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме;

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику;

-развивать у детей память, внимание, мышление;

- продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом (ладонь руки, ватные палочки);

-воспитывать интерес к отражению в рисунках впечатлений и представлений о природе.

Коррекционно – воспитательные:

-  воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, чувство  любови и бережного отношения к родной природе;

 - продолжать формировать у детей правила поведения в природе.

Материал:

- тексты стихотворений поэта Сергея Есенина;

- слайды, сопровождающие рассказ взрослого;

- воздушный шар желтого цвета;

- аудиозапись хоровода  «Песня  о березке»Музыка Г. Струве, стихи Сергея Есенина; песни «Закружила листва золотая» на стихи С. Есенина;

- тонированная бумага, восковые мелки,гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки.

Предварительная работа:

- наблюдение за природой  в разное время года;

- знакомство детей со старинными словами;

-  заучивание стихотворений Сергея Есенина;

- прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла…».

- загадывание загадок детям.

Ход:

Дети стоят полукругом в музыкальном зале

Логопед:

- Ребята! Сегодня по дороге в детский сад нам всем   улыбнулось волшебное солнышко, оно подарило нам хорошее настроение и свою  улыбку… Давайте, и мы с вами подарим друг другу улыбку и назовём добрые и ласковые слова.

Д/игра «Скажи ласково».

(дети передают шарик по кругу и говорят друг другу ласковые слова).

После игры дети проходят и садятся на свои места.

Логопед:(шарик остаётся в руках у логопеда) читает стихотворение

Сергей Есенин «С добрым утром!»написано в 1914 году

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Слайд 2.

Воспитатель: В октябре 1895года Рязанская земля наполнилась радостным колокольным звоном, песнями и народными гуляньями – отмечалось её

800 – летие. В один из этих праздничных дней в селе Константинове Рязанской губернии появился на свет Сергей Александрович Есенин.

Слайд 3.

Первый ребенок в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. «Из мальчика выйдет хороший, добрый человек!» - заверил родных сельский священник.

Слайд 4.

Раннее детство Сергея Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии – Фёдора Андреевича и Натальи Евтихиевны Титовых. «Бабушка любила меня изо всей мочи, - вспоминал Сергей, - и нежности её не было границ». Бабушка Сергея Есенина в своем доме давала приют странникам и нищим людям.

«Первые мои воспоминания относятся к тому времени. Когда мне было три – четыре года, - рассказывал Сергей Есенин. – Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в церковь. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а  она всё приговаривает: «Иди. Ягодка, Бог счастья даст».

Слайд 5.

Сергей рос отчаянным и озорным. «Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах», вспоминал он. «Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на два – три в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах… После, когда я возвращался домой, мне частенько влетало».

Слайд 6.

Логопед:Красота родного края – заливные луга, река Ока, церковь находящаяся рядом с домом, - воспитала в юном Сергее чувство прекрасного, развивала музыкальность его поэтического дара. Есенин начал писать о природе, деревне, предметах обихода – всём том, что ему было хорошо знакомо и дорого.

        Сергей Есенин***написано в 1914 году

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Слайд 7.

Воспитатель:В 1909году Сергей Есенин поступил в Константиновское четырехклассное земское училище. Учителя и ученики любили егоза прямоту и веселый нрав – он был выдумщиком на разные шалости. Но учился хорошо, много читал. Если увидит у кого – нибудь новую книгу, так весь и загорится и уж каким – нибудь образом, но заполучит ее. Мог выменять книгу на конфеты. Любимый предмет у Сергея была литература, он с удовольствием читал по памяти стихотворения русских поэтов.

Слайд 8.

Сельское училище Сергей окончил в числе лучших учеников – ему выдали похвальный лист. По совету местного священника Сергей Есенин отправился учиться в соседнее село Спас – Клепики – во второклассную учительскую школу. Именно в этой школе преподаватель русского языка и литературы обратил внимание на поэтический талант юноши.  Советы и поддержка учителя (Евгения Михайловича Хитрова) очень помогли молодому поэту.

Логопед:Трудно найти человека, который бы не был знаком с творчеством великого русского поэта – Сергея Есенина. Его поэзия настолько глубокая, нежная, эмоциональная, что с первых строк погружаешься в стихотворения и оставляешь их в сердце навсегда.

Слайд 9.

Его удивительно красивые, легко запоминающиеся стихи описывают  русскую природу: рассветы, ночь, весну, осень, зимние вьюги и солнечные морозные дни.

Почувствуйте и вы загадочную тишину ночных просторов.

«Ночь», черновой набросок  был создан в 1911 году, а

опубликовано было лишь после его смерти в 1957 году.

Тихо дремлет река

Темный бор не шумит.

Соловей не поет

И деркач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река. Серебрится ручей.

Серебрится трава орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит.

Своим блеском луна все вокруг серебрит.

Воспитатель:   Послушайте, какую осеннюю картину представляет нам Сергей Есенин в стихотворении:

Ребенок:Сергей Есенин  «Нивы сжаты, рощи голы…»

написано в  1917 году

Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце красное скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Воспитатель: Ребята! Вы заметили, что все стихи поэта, посвящены природе, раскрывают перед нами удивительный русский пейзаж-«страну березового ситца», «пригорюнившейся ели», «тоскующий клен», «костры рябин». Посмотрите на березовый листочек. Он как маленькое сердечко.

Слайд 9.

Летом березка зеленая, осенью - золотая. А зимой ствол белый, а ветки розовые, как будто они покрыты не корой, а кожей, не ветки, а руки.

Для Сергея Есенина березка была как нежная, юная девушка. Послушайте, как тепло  и нежно он говорит о ней:

Ребенок:Сергей Есенин *посвящено Сестре Шуре*написано в1925году

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березы стан

И её золотистые косы,

И холщевый ее сарафан.

Д/игра «Какая Березка».

Хоровод  «Песня  о березке»

Музыка Г.Струве, стихи Сергея Есенина.

Логопед: Осень сменяет зима - снежная, вьюжная. Мы хорошо знаем стихотворение, посвященное зимней березке.

Дети:Сергей Есенин«Береза»  написано в 1913году

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Логопед: Говоря о поэзии Сергея Есенина, невозможно не упомянуть его стихотворения о любви. Любовь к природе, любовь к близким людям, любовь к матери.

Отрывок из стихотворения Сергея Есенина

 «Письмо матери»написано в 1924году

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Каждое стихотворение Сергея Есенина уникально, все работы автора разные, как и сам поэт. Он предстает перед читателем в разных образах: романтик,  озорник,  странник, но всегда невероятно искренний и глубокий человек.

Вы наверно ребята немного устали давайте отдохнём.

Физкультминутка «Деревья»

Руки как ветки,

А мы как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим,

Как ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно помашем,

Так в небе летят журавли.

И как они сядут,

Мы тоже покажем –

Крылья сложить мы должны.

Логопед: предлагает изобразить на бумаге  березку. Под звуки музыки, дети рисуют отпечатком ладони и ватными палочками. Готовые рисунки вывешиваются на доску.

Подведение итога занятия

        Список используемой литературы:

  1. Путеводитель по истории России «Сергей Есенин голос русской души», учебное пособие; БИС Степанова М.А.;
  2. Современное Есениноведение,  2013/26 научно – методическое пособие;
  3. Сергей Есенин «Отговорила роща золотая» сборник стихов, Москва ОЛМА Медиа Групп 2015г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Литературная гостиная. Агния Барто. Жизнь и творчество.

ТЕМА: «Особый дар говорить с детьми».ЦЕЛЬ: познакомить воспитанников с жизнью и творчеством А.Л.Барто; развивать речь, познавательные интересы  и мыслительные операции; прививать любовь к художес...

«ПУШКИНСКАЯ ЛИРА» Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина

laquo;ПУШКИНСКАЯ ЛИРА»Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина в старшей группе  Составила: Ваулина И.А....

Литературная викторина на тему" Жизнь и творчество П.Хузангая"

Цель: - популяризация  среди дошкольников творческого наследия чувашского классикаФорма проведения: литературная викторина для 2-х команд старшего дошкольного возраста...

Литературная гостиная. «Путешествие в страну стихов и сказок Сергея Михалкова.»

Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с творчеством детского писателя Сергея Михалкова....

Творческий вечер, посвященный дню рождения поэта Сергея Есенина (совместное мероприятие родителей и детей подготовительной к школе группы)

Цель:Расширить представления детей о жизни и творчестве поэта С. Есенина.Задачи:Обогащать словарный запас новыми словами и понятиями. Развивать просодическую сторону речи детей.Развитие сотрудничество...