Логопедические находки. Тактильно- звуковые дорожки для автоматизации звуков
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Этап автоматизации звуков каждому ребенку дается по-разному: кому-то достаточно в течение одного занятия отработать новый звук, кому-то приходится это делать из занятия в занятие. Работа эта непростая, однообразная и утомительная. Особенно, если автоматизировать приходиться изолированный звук или слоги с новым звуком.

Звуки и слоги, в отличие от слов, не несут никакой смысловой значимости: их нельзя увидеть, потрогать, поиграть. Их можно только слушать и повторять. Поэтому обычно мотивация к занятиям падает, ребенок быстро устает и отвлекается. Однако, всем известно, что не закрепив звук отдельно, невозможно перейти к слогу, не закрепив звук в слогах - к слову и т. д. Перед логопедом и родителями стоит непростая задача: удержать внимание и отработать звук столько раз, сколько потребуется для его автоматизации. В связи с этим, необходимо использовать приемы, которые заинтересуют ребенка и превратят утомительный процесс автоматизации в веселую игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx457.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тактильно-звуковые дорожки для автоматизации звуков

изолированно, в слогах, словах.

Пояснительная записка

Актуальность

   Автоматизация звуков (закрепление, введение в речь) – длительный и важный этап коррекции звукопроизношения, который требует от ребенка усилий, а при отсутствии мотивации становится тормозящим фактором на пути к успеху. Сделать этот процесс увлекательным и интересным, а также мотивировать детей к занятию нам помогают разнообразные пособия.

   Данное наглядное дидактическое пособие было разработано для успешного введения в речь поставленных звуков на начальном этапе работы. Подчас именно данный этап становится решающим. Создание ситуации успеха и положительной мотивации - залог положительного результата коррекционной логопедической работы.

   Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики определена ведущими специалистами и подтверждена научно. Задействуя все ресурсы ребенка (речевые, слуховые, двигательные и зрительные), мы получаем наилучший результат.

 Поэтому объединение мелкой моторики, зрительного анализатора и тактильной чувствительности на начальном этапе работы для достижения эффективных результатов послужило решающим фактором в создании пособия.

Цель: автоматизация поставленного звука изолированно, в слогах, словах

Задачи:

  • Формирование навыка правильного произнесения звука изолированно, в слогах, словах с использованием (подключением) мелкой моторики;
  • Развитие интонационной выразительности речи;
  • Развитие тактильных ощущений;
  • Развитие и совершенствование мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
  • Развитие согласованности в работе различных анализаторов;
  • Развитие концентрации внимания и способности к переключению;
  • Стимуляция межполушарных взаимодействий;
  • Формирование зрительного образа буквы, соответствующей изучаемому звуку
  • Создание положительной мотивации.

Данное пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 4-7 лет с различной речевой патологией и адресовано логопедам, воспитателям и родителям.

Время использования пособия составляет от 5 до 10 минут.

Ожидаемые результаты

  • Закрепление навыка правильного произнесения поставленного звука изолированно, в слогах, словах;
  • Совершенствование согласования работы зрительного, двигательного и слухового анализаторов;
  • Совершенствование навыков координации, точности и дифференцированности движений пальцев рук;
  • Формирование зрительного образа буквы, соответствующей звуку;
  • Совершенствование интонационной стороны речи;
  • Развитие и совершенствование межполушарных взаимодействий.

Оборудование

  • Поле с тактильно-звуковыми дорожками на автоматизируемый звук
  • Ракушки, камешки из разных материалов, каштаны, желуди, различные фишки, пуговицы, мозаика, счетные палочки, шнурки, ленточки

Описание пособия

  Пособие представлено полем с тактильно-звуковой дорожкой. Эта дорожка выложена из бросового материала: пуговиц разного материала, ленточек, шнурков.

 D:\ЗАГРУЗКИ\20201208_112219.jpgD:\ЗАГРУЗКИ\20201208_112216.jpgD:\ЗАГРУЗКИ\20201208_112222.jpg

 

 

 

 

Ход игры

 Ребенку предлагается поле с тактильно-звуковой дорожкой, соответствующее закрепляемому звуку. Далее дается задание помочь герою пройти дорожку. Чтобы ему помочь, нужно пройти дорожку вместе с героем. Для этого следует длительно произнести звук изолированно, в слогах, словах с заданным звуком, пробегая пальчиком по дорожке.

  По дороге герой идет (летит, бежит, скачет) и поет песенку (произносит необходимый заданный материал), чтобы в путешествии было веселее.

  Варианты полей:

-звук [С]: сове долететь в дупло, сороке купить продукты в супермаркете;

-звук [Ш]: донести шахматную доску для ребят-шахматистов, помочь Роме донести шары на день рождения клоунам цирка;

-звук [Л]: помоги Володе и Миле собрать школьные принадлежности, белке собрать желуди;

-звук [Р]: помоги роботу долететь на ракете до Марса, рысенку добежать до мамы рыси.

   Задание считается выполненным (дорожка пройдена и помощь герою оказана), как только пальчик дойдет до последней ступеньки или каждая ступенька дорожки выложена фишками.

вариант игры 

   Для того, чтобы помочь герою, ребенку необходимо пройти пальчиком каждую ступеньку дорожки, произнося автоматизируемый звук утрированно изолированно, в слоге или в слове.

   Варианты задания могут изменяться:

-пройти дорожку только указательным пальцем правой или левой руки; только средним пальцем правой или левой руки; только безымянным пальцем правой или левой руки, только мизинцем правой или левой руки; только большим пальцем правой или левой руки;

-пройти дорожку, чередуя указательный и средний пальцы правой или левой руки; чередуя указательный и безымянный пальцы правой или левой руки; указательный палец и мизинец правой или левой руки; большой палец и мизинец правой или левой руки; средний палец и мизинец правой или левой руки;

-пройти дорожку, используя поочередно указательные пальцы то левой, то правой руки (один шаг левой, один шаг правой и т.д.); средние пальцы то левой, то правой руки; безымянные пальцы то правой, то левой руки и так далее;

   При этом возможно:

-Длительное или более короткое произнесение автоматизируемого звука, слога или слова;

-Громкое или тихое произнесение автоматизируемого звука, слога или слога;

-При прохождении дорожки и автоматизации слога можно произносить всю дорожку один и тот же слог «та-та» или разные «та-ту-то». Например, задание для автоматизации звука [Р] в слоговом ряду: «Собралась сорока в супермаркет за продуктами, принарядилась и отправилась в путь-дорогу. Настроение у сороки было хорошее и она всю дорогу напевала песенку «ра-ра-ра», а потом надоела ей эта песенка и решила она спеть другую песенку «ро-ро-ро». Летела-летела сорока и вновь решила поменять песенку на другую и запела «ры-ры-ры». Увидела она, что уже близко супермаркет, обрадовалась еще больше и запела во весь голос «ар-ар-ар», «ор-ор-ор», «ур-ур-ур». Долетела сорока, взяла корзину для продуктов и пошла за покупками. Спасибо тебе за твою помощь сороке». Также можно задать дополнительный вопрос: «Какие продукты, в названии которых есть звук [Р] купила сорока?»

   В конце задания обращаем внимание ребенка на силуэт пройденного пути и задаем вопрос «На какую букву получилась похожей эта дорожка?»

-При выполнении задания на уровне слова можно повторять слово один или несколько раз на каждой ступеньке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих элементов. Автоматизация звука Р "Весенняя звуковая полянка"

Индивидуальное (подгрупповое) занятие на автоматизацию звука Р.  В ходе занятия дети в игровой форме закрепляют произношение звука Р в слогах, словах и связной речи. Параллельно идет развитие фон...

Полифункциональная дидактическая игра, направленная на развитие звукового анализа и автоматизацию звука " Р"

Дидактическая игра для индивидуальной  работы с ребёнком (можно в паре) представляет собой игровое поле(2)  со звуовыми схемами слов и картиками, содержащими  автоматизируемый звук.. За...

Пособие "Звуковые дорожки" для автоматизации поставленных звуков

Пособие "Звуковые дорожки" для автоматизации поставленных звуков...

Дидактическое пособие «Звуковые дорожки» для автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах

Автоматизация звуков (закрепление, введение в речь) – длительный и важный этап коррекции звукопроизношения, который требует от ребенка усилий, а при отсутствии мотивации становится тормозящим фа...

Звуковые дорожки для автоматизации звукоа Р

Пособие изготовленное самостоятельно для логопедических занятий. Используется 3 варианта сложности, что позволяет эфекктивно и просто работать над закреплением изолированных звуков.Звуковые дорожки эт...

Авторское пособие "Звуковые дорожки", для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с\'].

quot;Звуковые дорожки" - авторское пособие для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с'], поможет в игровой форме отработать изучаемые звуки....

Звуковые дорожки для автоматизации звуков.

Звуковые дорожки для автоматизации звуков....