Формирование звукослоговой структуры слов в онтогенезе
статья по логопедии (старшая группа)
Формирование звукослоговой структуры слов в онтогенезе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование звукослоговой структуры слов в онтогенезе | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование звукослоговой структуры слов в онтогенезе
Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функциониро-вание всех компонентов языковой системы:произносительной стороны речи (фонетики), лексики, грамматического строя речи. Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, что свидетельствует о наличии ОНР.
В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
У слога 2 признака – чисто произносительный характер, минимальность. 1-ый признак отличает слог от звука, т.к. звук – функциональная единица для распознания слова. По 2-му признаку слог отличается от фонетических слов, т.к. слово – произносительная единица, не является минимальной.
_По структуре выделяют слоги:
- прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые
- полные – закрытые и прикрытые сок
- усечённые с начала – закрытые и неприкрытые ум, иск
- усечённые с конца мгла
- открытые и неприкрытые ау
Словесное ударение- это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.. _
Фонетические признаки являются универсальными, они характеризуют слог в любом языке.
К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании). Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений.
В1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
- 1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
- 1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
- 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
- 2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
_________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.
Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям структуры отдельного слога, особенно со стечением согласн...
Развитие звукослоговой структуры слова в онтогенезе.
Нарушение звукослоговой структуры слова, затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, достаточно стойкое и преодолевается с трудом. В силу того, что звукослоговая структура речи ф...
Направления и содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
Актуальность темы.Одной из важнейших задач современной логопедии является формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В виду сложного характера...
Формирование звукослоговой структуры слова.
Этапы работы по формированию звукослоговой структуры слова (по Ткаченко Т.А.)...
Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.
Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В ОНТОГЕНЕЗЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В ОНТОГЕНЕЗЕ...
Развитие звукослоговой структуры слова в онтогенезе
Известно, что процесс усвоения звукослоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно....