Формирование звукослоговой структуры слов в онтогенезе
статья по логопедии (старшая группа)

Степанова Галина Вениаминовна

Формирование звукослоговой структуры слов в онтогенезе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование звукослоговой структуры слов в онтогенезе

 

Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения. 

Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функциониро-вание всех компонентов языковой системы:произносительной стороны речи (фонетики), лексики, грамматического строя речи. Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, что свидетельствует о наличии ОНР.

В      лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

У слога 2 признака – чисто произносительный характер, минимальность. 1-ый признак отличает слог от звука, т.к. звук – функциональная единица для распознания слова. По 2-му признаку слог отличается от фонетических слов, т.к. слово – произносительная единица, не является минимальной.

_По структуре выделяют слоги:

- прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые

- полные – закрытые и прикрытые сок

- усечённые с начала – закрытые и неприкрытые ум, иск

- усечённые с конца мгла

- открытые и неприкрытые ау

Словесное ударение- это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.. _

Фонетические признаки являются универсальными, они характеризуют слог в любом языке.

К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании). Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений.

В1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного       слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;

  • 1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
  • 1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
  • 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
  • 2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

 

_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

Развитие звукослоговой структуры слова в онтогенезе.

Нарушение звукослоговой структуры слова, затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, достаточно стойкое и преодолевается с трудом. В силу того, что звукослоговая структура речи ф...

Направления и содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Актуальность темы.Одной из важнейших задач современной логопедии является формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В виду сложного характера...

Формирование звукослоговой структуры слова.

Этапы работы по формированию звукослоговой структуры слова (по Ткаченко Т.А.)...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В ОНТОГЕНЕЗЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В ОНТОГЕНЕЗЕ...

Развитие звукослоговой структуры слова в онтогенезе

Известно, что процесс усвоения звукослоговой структуры слова и ее отдельных компонентов происходит постепенно....