Проект для детей старшей логопедической группы «Как звери к зиме готовятся».
проект по логопедии (старшая группа)

Мятлева Ольга Александровна

Проект для детей  старшей логопедической группы

 «Как звери к зиме готовятся».

 

МДОУ детский сад № 49 «Ладушки»

Учитель-логопед: Мятлева О.А.

 

            Знакомство с природой будет не полным, если не рассказывать ребенку о диких животных. Без животных природа мертва. Самый маленький ребенок знает, что в лесу живут звери. Дети искренне сочувствуют зайчишке, за которым охотится лиса, им нравится веселая белочка, а как все любят злого жадного волка! Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами - этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни. Детей необходимо знакомить с внешним видом и повадками диких зверей, обращая внимание на характерные признаки каждого животного, давая правильные сведения.

 В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы. Учитывая актуальность заявленной темы  и интересы детей ,  нами был разработан проект « Как звери к зиме готовятся».

 

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта по длительности: краткосрочный(1 неделя), групповой

Участники проекта:

Педагоги: логопед, воспитатели группы.

Дети старшей логопедической группы.

Родители и другие члены семьи.

Предмет проектной деятельности: Дикие животные нашего края

 

Актуальность проекта обусловлена:

 

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому мы педагоги – практики включилась в активную поисковую, инновационную деятельность.

В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Мы, считаем, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике мы решили использовать: нормативную проектную деятельность.

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития.

 

 

Актуальность данного проекта обусловлена:

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом ,не умеют образовывать сложные слова, аграмматизмы в речи.

 

Гипотеза:
Создав в группе  развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес. На основе конкретных знаниях детей о многообразии животного мира обнаруживается тенденция к пониманию связей между животными и средой их обитания. Единое пространство взаимодействия педагога и родителей создаст благоприятные условия в решении воспитательно-образовательных задач.
 

 

Цели проекта: Создать условия для развития познавательных  и творческих способностей детей в процессе проекта.  Сформировать целостное представление о диких животных,  их характерных отличительных способностях. Закрепить понятие «дикие животные».

Задачи:

1.Расширение представления детей о диких животных (внешнем виде, строении, поведенческих особенностях, повадках, издаваемых звуках, о способах добычи  пищи, жилищах), о роли животных в природе

2.Учить узнавать, называть диких животных и их детенышей.

3.Научить их группировать по определенным признакам.(спячка, хищники, изменение цвета шерсти)

4.Уточнить знания детей о животных, как живых существах, объяснить причину зимней спячки, изменения цвета шерсти в зависимости от сезона.

5.Развитие у детей познавательной активности;

6.Развивать психические процессы: внимание, восприятие, мышление:(отгадывание загадок; игра «Четвертый лишний» .)

7.Активизировать , расширять, уточнять и обогащать словарь детей.

предметный словарь.

 Место обитания: берлога, нора, логово, дупло.

 Части тела: туловище, голова, лапы, когти, морда, хвост, уши.

словарь прилагательных: прилагательные, характеризующие внешний вид: бурый,  пушистый, рыжая, огромный, лохматый, толстопятый.           

  глагольный словарь: прыгает, грызет, дрожит, скачет, бежит.

словарь наречий: ловко, стремительно, быстро, резво.

8.Совершенствование грамматического строя речи:

  • Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей (лисенок- лисята, бельчонок- бельчата, ежонок- ежата)
  • Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах:

родительный падеж множественного числа (В лесу много медведей, волков, зайцев.)

творительный падеж (Буду наблюдать за зайцем (зайцами))

  • Согласование числительного с существительным в роде, числе, падеже (1 ежонок, 2 ежонка, 5 ежат)
  • Образование сравнительной степени прилагательных (У лисы мягкий мех, а у зайца еще мягче.)

Образование притяжательных прилагательных (семья:- волчья, лисья, заячья, медвежья)

9. Развитие связной речи детей:

  • Составление загадок-описаний по предлагаемому плану:

Кто это?

   Внешний вид.

   Его повадки.

   Чем питается?

    Где живет?

   Что делает?

  • Составление рассказов-сравнений о двух животных (чем похожи, чем отличаются?)
  • Театрализация сказок, инсценировки коротких текстов о диких животных.

10. Развитие общей моторики, мимики : демонстрация повадок животных (подвижные игры, физминутки, использование психогимнастики, имитация повадок животных)

11. Формирование мелкой моторики (выкладывание мозаики, геометрических фигур; лото, лепка, аппликация, раскрашивание, штриховка, обведение контуров)

12. Воспитание любви, заботы и бережного отношения к животным.

 

 

Длительность проекта: 1 неделя

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

       Дети:

  • овладевают знаниями о диких животных; обогащение пассивного и активного словарного запаса;
  • проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе ;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности,

Родители:

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение педагогической компетентности родителей.

Сроки реализации: 3-я неделя ноября

 

Содержание проекта

  • Провести с детьми цикл познавательных занятий и занятий по развитию речи, математике, музыке, физкультуре; проводить обсуждения по полученным знаниям в беседах, проводить дидактические игры и упражнения. Заносить весь накопленный материал о диких животных в альбомы в виде детских работ (рисунков, рассказов).
  • На основе изученного материала проводить интегрированные и обучающие занятия, расширяющие, уточняющие и закрепляющие знания и представления детей о животных;
  • Проводить ряд конструктивно - изобразительных занятий.
  • Изготовление с детьми книжек - малышек (загадки, стихи, рассказы), оригами, лепка, рисование, аппликация, ручной труд.

 

 

Схема реализации проекта через разные виды деятельности.

 

Реализация проекта:

 1. Занятие познавательного цикла «Животные наших лесов»;

  • Обучающие занятия «Жизнь животных в лесу», « Кто где живет?», «Дикие животные и их детеныши», «В гостях у белочки», «Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме»
  • Игры «Чья мама?», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Исключение лишнего»,
  • Рассказ «Как животные готовятся к зиме», «Почему меняют шубку?»

 

2.Развитие речи и художественная литература.

Чтение и заучивание наизусть, пересказ

  • пересказ рассказа Л.Толстого «Страшный зверь», сказок «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Маша и медведь»
  • Чтение произведений Я. Тайца «Белка», «Волк», «Лиса».
  • Чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин  хлеб»
  • Заучивание стихов.
  • Пересказ коротких текстов.
  • Составление рассказов по сюжетным картинам «Волки», « Лисица»; по картинкам «Заяц и морковка», «Ежик-грибник», «Весна», «Белочка», «Медвежонок».
  • Составление рассказов по серии сюжетных картин «Как еж натаскал сразу на ползимы яблок», «Нашли ежа», «Приятное путешествие», « Вор – мухомор».
  • Составление рассказов по схемам «Дикие животные».
  • Заучивание загадок о животных.

 

3.Психо - коррекционная.

  •     Пальчиковые игры
  •   Психогимнастика
  •     Физминутки

                         

4.Игровая.

 « Парочки», «Кто,где живет?», «Чем их накормить?», «Кто мы, угадай?», «Четвертый лишний», «Домино», «Чьи детки?»

 

 5.Конструктивно-изобразительная 

  • рисование «У каждого свое жилище»
  • аппликация «Лесные жители»
  • оригами «Дикие животные и их детеныши»
  • ручной труд « Лисичка из ниток»
  • лепка «Дикие животные»

 

6.Математика

  • Счет фигурок животных до 5 (сочетание числительного с существительным)
  • Решение арифметических задач (до 4)
  • Сравнение по высоте, величине
  • Ориентировка в пространстве.

 

 

7.Музыкальная

  • Прослушивание голосов животных
  • Слушание и разучивание песен из репертуара «Дикие животные»

 

8.Физкультурная

  • Подвижные игры
  • Игры с бегом «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц»
  • Игры с прыжками «Зайцы и волк», «Лисы в курятнике»  

 

9.Итог        

  • Выставка творческих работ детей по теме;
  • Оформление тематического материала:
  • иллюстрации,
  • загадки, пословицы ,стихи,
  •  сюжетные и предметные картины, серии сюжетных картин,
  • схемы для составления описательных рассказов,
  • физминутки,
  • пальчиковые игры,
  • подборка дидактических игр и упражнений,
  • тексты для пересказов,
  • артикуляционная гимнастика и психогимнастика,
  • конспекты занятий,
  • перечень произведений для чтения по теме,
  • подвижные игры.
  • Выставка материала для педагогов.
  • Мини-викторина «Азбука животного мира».

 

Заключение

 

         Реализуя проект «Как звери к зиме готовятся» нам удалось расширить кругозор, развить познавательную активность и любознательность у детей; привить любовь и заботливое отношение к животным. Многие родители приняли активное участие в работе над проектом. В группе улучшилась предметно – развивающая среда.

 Вывод: в данном проекте поставленные задачи успешно реализованы.  Целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности  способствовала целостному развитию дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей, а также сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_starshey_logopedicheskoy_gruppy.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей  старшей логопедической группы

 «Как звери к зиме готовятся».

МДОУ детский сад № 49 «Ладушки»

Учитель-логопед: Мятлева О.А.

            Знакомство с природой будет не полным, если не рассказывать ребенку о диких животных. Без животных природа мертва. Самый маленький ребенок знает, что в лесу живут звери. Дети искренне сочувствуют зайчишке, за которым охотится лиса, им нравится веселая белочка, а как все любят злого жадного волка! Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами - этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни. Детей необходимо знакомить с внешним видом и повадками диких зверей, обращая внимание на характерные признаки каждого животного, давая правильные сведения.

 В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы. Учитывая актуальность заявленной темы  и интересы детей ,  нами был разработан проект « Как звери к зиме готовятся».

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта по длительности: краткосрочный(1 неделя), групповой

Участники проекта:

Педагоги: логопед, воспитатели группы.

Дети старшей логопедической группы.

Родители и другие члены семьи.

Предмет проектной деятельности: Дикие животные нашего края

Актуальность проекта обусловлена:

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому мы педагоги – практики включилась в активную поисковую, инновационную деятельность.

В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Мы, считаем, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике мы решили использовать: нормативную проектную деятельность.

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития.

Актуальность данного проекта обусловлена:

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом ,не умеют образовывать сложные слова, аграмматизмы в речи.

Гипотеза:
Создав в группе  развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес. На основе конкретных знаниях детей о многообразии животного мира обнаруживается тенденция к пониманию связей между животными и средой их обитания. Единое пространство взаимодействия педагога и родителей создаст благоприятные условия в решении воспитательно-образовательных задач.

Цели проекта: Создать условия для развития познавательных  и творческих способностей детей в процессе проекта.  Сформировать целостное представление о диких животных,  их характерных отличительных способностях. Закрепить понятие «дикие животные».

Задачи:

1.Расширение представления детей о диких животных (внешнем виде, строении, поведенческих особенностях, повадках, издаваемых звуках, о способах добычи  пищи, жилищах), о роли животных в природе

2.Учить узнавать, называть диких животных и их детенышей.

3.Научить их группировать по определенным признакам.(спячка, хищники, изменение цвета шерсти)

4.Уточнить знания детей о животных, как живых существах, объяснить причину зимней спячки, изменения цвета шерсти в зависимости от сезона.

5.Развитие у детей познавательной активности;

6.Развивать психические процессы: внимание, восприятие, мышление:(отгадывание загадок; игра «Четвертый лишний» .)

7.Активизировать , расширять, уточнять и обогащать словарь детей.

предметный словарь.

 Место обитания: берлога, нора, логово, дупло.

 Части тела: туловище, голова, лапы, когти, морда, хвост, уши.

словарь прилагательных: прилагательные, характеризующие внешний вид: бурый,  пушистый, рыжая, огромный, лохматый, толстопятый.           

  глагольный словарь: прыгает, грызет, дрожит, скачет, бежит.

словарь наречий: ловко, стремительно, быстро, резво.

8.Совершенствование грамматического строя речи:

  • Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей (лисенок- лисята, бельчонок- бельчата, ежонок- ежата)
  • Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах:

родительный падеж множественного числа (В лесу много медведей, волков, зайцев.)

творительный падеж (Буду наблюдать за зайцем (зайцами))

  • Согласование числительного с существительным в роде, числе, падеже (1 ежонок, 2 ежонка, 5 ежат)
  • Образование сравнительной степени прилагательных (У лисы мягкий мех, а у зайца еще мягче.)

Образование притяжательных прилагательных (семья:- волчья, лисья, заячья, медвежья)

9. Развитие связной речи детей:

  • Составление загадок-описаний по предлагаемому плану:

Кто это?

   Внешний вид.

   Его повадки.

   Чем питается?

    Где живет?

   Что делает?

  • Составление рассказов-сравнений о двух животных (чем похожи, чем отличаются?)
  • Театрализация сказок, инсценировки коротких текстов о диких животных.

10. Развитие общей моторики, мимики : демонстрация повадок животных (подвижные игры, физминутки, использование психогимнастики, имитация повадок животных)

11. Формирование мелкой моторики (выкладывание мозаики, геометрических фигур; лото, лепка, аппликация, раскрашивание, штриховка, обведение контуров)

12. Воспитание любви, заботы и бережного отношения к животным.

Длительность проекта: 1 неделя

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

       Дети:

  • овладевают знаниями о диких животных; обогащение пассивного и активного словарного запаса;
  • проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе ;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности,

Родители: 

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение педагогической компетентности родителей.

Сроки реализации: 3-я неделя ноября

Содержание проекта

  • Провести с детьми цикл познавательных занятий и занятий по развитию речи, математике, музыке, физкультуре; проводить обсуждения по полученным знаниям в беседах, проводить дидактические игры и упражнения. Заносить весь накопленный материал о диких животных в альбомы в виде детских работ (рисунков, рассказов).
  • На основе изученного материала проводить интегрированные и обучающие занятия, расширяющие, уточняющие и закрепляющие знания и представления детей о животных;
  • Проводить ряд конструктивно - изобразительных занятий.
  • Изготовление с детьми книжек - малышек (загадки, стихи, рассказы), оригами, лепка, рисование, аппликация, ручной труд.

Схема реализации проекта через разные виды деятельности.

Реализация проекта:

 1. Занятие познавательного цикла «Животные наших лесов»;

  • Обучающие занятия «Жизнь животных в лесу», « Кто где живет?», «Дикие животные и их детеныши», «В гостях у белочки», «Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме»
  • Игры «Чья мама?», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Исключение лишнего»,
  • Рассказ «Как животные готовятся к зиме», «Почему меняют шубку?»

2.Развитие речи и художественная литература.

Чтение и заучивание наизусть, пересказ

  • пересказ рассказа Л.Толстого «Страшный зверь», сказок «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Маша и медведь»
  • Чтение произведений Я. Тайца «Белка», «Волк», «Лиса».
  • Чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин  хлеб»
  • Заучивание стихов.
  • Пересказ коротких текстов.
  • Составление рассказов по сюжетным картинам «Волки», « Лисица»; по картинкам «Заяц и морковка», «Ежик-грибник», «Весна», «Белочка», «Медвежонок».
  • Составление рассказов по серии сюжетных картин «Как еж натаскал сразу на ползимы яблок», «Нашли ежа», «Приятное путешествие», « Вор – мухомор».
  • Составление рассказов по схемам «Дикие животные».
  • Заучивание загадок о животных.

3.Психо - коррекционная.

  •     Пальчиковые игры
  •   Психогимнастика
  •     Физминутки

                         

4.Игровая.

 « Парочки», «Кто,где живет?», «Чем их накормить?», «Кто мы, угадай?», «Четвертый лишний», «Домино», «Чьи детки?»

 5.Конструктивно-изобразительная 

  • рисование «У каждого свое жилище»
  • аппликация «Лесные жители»
  • оригами «Дикие животные и их детеныши»
  • ручной труд « Лисичка из ниток»
  • лепка «Дикие животные»

6.Математика

  • Счет фигурок животных до 5 (сочетание числительного с существительным)
  • Решение арифметических задач (до 4)
  • Сравнение по высоте, величине
  • Ориентировка в пространстве.

7.Музыкальная

  • Прослушивание голосов животных
  • Слушание и разучивание песен из репертуара «Дикие животные»

8.Физкультурная

  • Подвижные игры
  • Игры с бегом «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц»
  • Игры с прыжками «Зайцы и волк», «Лисы в курятнике»  

9.Итог        

  • Выставка творческих работ детей по теме;
  • Оформление тематического материала:
  • иллюстрации,
  • загадки, пословицы ,стихи,
  •  сюжетные и предметные картины, серии сюжетных картин,
  • схемы для составления описательных рассказов,
  • физминутки,
  • пальчиковые игры,
  • подборка дидактических игр и упражнений,
  • тексты для пересказов,
  • артикуляционная гимнастика и психогимнастика,
  • конспекты занятий,
  • перечень произведений для чтения по теме,
  • подвижные игры.
  • Выставка материала для педагогов.
  • Мини-викторина «Азбука животного мира».

Заключение

         Реализуя проект «Как звери к зиме готовятся» нам удалось расширить кругозор, развить познавательную активность и любознательность у детей; привить любовь и заботливое отношение к животным. Многие родители приняли активное участие в работе над проектом. В группе улучшилась предметно – развивающая среда.

 Вывод: в данном проекте поставленные задачи успешно реализованы.  Целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности  способствовала целостному развитию дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей, а также сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.